Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

«Финансовый журнал» Том 13 №4 2021

И. Н. Тимофеев
Противодействие экономическим санкциям: российский законодательный и институциональный опыт, с. 8-23
Аннотация
В статье анализируется российский опыт государственной политики противодействия зарубежным экономическим санкциям. Изучаются законодательные основы и функционирование органов государственной власти в реализации подобной политики. Ключевой тезис состоит в том, что, несмотря на значительную работу по формированию новых институтов и существующий практический опыт, в российском институциональном дизайне остается целый ряд проблем. В их числе — понятийные нестыковки, неочевидность распределения полномочий между институтами государственной власти, несовершенство нормативно-правовой базы в сфере ответственности за нарушение российского законодательства в области противодействия санкциям зарубежных государств. Работа опирается на изучение российских нормативно-правовых актов и иных документов в области противодействия зарубежным санкциям. Исследование российского опыта, помимо прикладного значения, важно и с точки зрения заполнения существенного пробела в научной литературе. В статьях и монографиях наблюдается дисбаланс в сторону изучения политики экономических санкций стран-инициаторов, тогда как политика противодействия санкциям со стороны стран-мишеней изучена в значительно меньшей степени. В статье предпринимается попытка восполнить данный пробел на основе изучения российского опыта.
Ключевые слова: экономические санкции, специальные экономические меры, Минфин России, Банк России, институты
JEL: F51
Финансирование: статья подготовлена на основе результатов научно-исследовательской работы, выполненной в рамках государственного задания 092-00002-20-00 по заказу Министерства финансов Российской Федерации.
Для цитирования: Тимофеев И. Н. Противодействие экономическим санкциям: российский законодательный и институциональный опыт // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 8–23. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-8-23.

Подробнее ...

П. В. Бакулина, К. А. Кузьмина
Политика экономических санкций КНР: правовое регулирование и правоприменительная практика, с. 24-38
Аннотация
В статье рассматривается политика Китайской Народной Республики в области применения экономических санкций с акцентом на анализ правового регулирования ответных мер на ограничения иностранных государств. Традиционно для КНР характерно сочетание осуждения односторонних санкций на уровне официальной риторики с неформальным использованием собственного гибкого инструментария ограничений, которые могут быть введены против зарубежных партнеров в случае нанесения ущерба ключевым национальным интересам Китая. Отмечается тенденция к активизации китайской санкционной политики с ростом экономической и политической мощи КНР. На фоне углубления американо-китайской стратегической конфронтации и введения США широкого спектра антикитайских санкций в 2020 г. Китай начал развитие нормативно-правового регулирования в области противодействия зарубежным ограничениям на уровне подзаконных актов, а в 2021 г. — на уровне законодательства. Принятые по состоянию на июнь 2021 г. официальные ограничения носят индивидуальный и точечный характер. Анализ современных тенденций позволяет сделать вывод о высокой вероятности дальнейшего расширения и формализации китайской санкционной политики. В случае продолжения негативной динамики стратегических отношений КНР с США и их союзниками можно прогнозировать введение более жестких мер, способных нанести ущерб экономике стран — инициаторов санкций.
Ключевые слова: санкции, нормативно-правовое регулирование КНР, санкционная политика КНР, антикитайские санкции
JEL: F51
Для цитирования: Бакулина П. В., Кузьмина К. А. Политика экономических санкций КНР: правовое регулирование и правоприменительная практика // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 24–38. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-24-38.

Подробнее ...

Ю. С. Тимофеева
Санкции и принудительные меры США в отношении компаний финансового сектора, с. 39-51 
Аннотация
Односторонние ограничительные меры активно применяются Соединенными Штатами Америки в отношении зарубежных государств. Ввиду роста использования финансовых санкций и применения американскими регуляторами вторичных санкций увеличиваются санкционные риски для коммерческих компаний. В особенно уязвимом положении оказываются банки. В частности, они лидируют по числу случаев попадания под штрафные меры за нарушение режимов американских санкций, а также по суммам штрафных выплат. Данное исследование представляет собой попытку определить основные причины попадания компаний финансового сектора под ограничительные меры США, выявить особенности отношений банков с регуляторами США в процессе расследований, а также оценить потенциал применения санкций США на данном направлении в будущем. Работа базируется на анализе 54 случаев применения штрафных принудительных мер Министерства финансов США в отношении банков, а также случаев секторальных и блокирующих санкций в отношении финансовых институтов. Проведенный анализ показывает, что в число причин уязвимости банков входят их функциональные связи с правительством страны-мишени, а также структурные особенности компаний финансового сектора. Показательна склонность банков к принятию требований США под угрозой принудительных мер, что может указывать на результативность американских санкций в деле принуждения бизнеса к исполнению санкционного законодательства США.
Ключевые слова: санкции США, вторичные санкции, банки, санкционные риски, комплаенс
JEL: F51
Для цитирования: Тимофеева Ю. С. Санкции и принудительные меры США в отношении компаний финансового сектора // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 39–51. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-39-51.

Подробнее ...

А. Б. Лихачева
О стратегических эффектах односторонних санкций: российский опыт, с. 52-66
Аннотация
Большая часть академических дискуссий о последствиях санкций сосредоточена на их прямом воздействии или сопутствующем ущербе двусторонним отношениям субъекта и объекта санкций, что отражает понимание санкций как инструмента внешней политики. Однако анализ российского опыта позволяет поставить новые вопросы к роли санкционного инструментария в международных делах. Безусловно, в краткосрочном периоде приоритетом является политика, направленная на минимизацию рисков прямых санкций. Однако Россия находится под обширными санкциями США и ЕС более семи лет, а с отдельными ограничениями начала сталкиваться еще раньше. В связи с этим анализ санкционных реакций явно можно перевести в средне- и долгосрочную плоскость. Проведенный анализ нормативно-правовых актов и отдельных региональных и отраслевых стратегий Москвы свидетельствует, что страны-мишени перестраивают свои международные приоритеты под угрозой дальнейшего санкционного давления — как формального, так и неформального. Санкции становятся не просто инструментом наказания или сдерживания, но и выполняют сигнальную функцию в новом значении — не только демонстрируют неодобрение политики страны-цели, но и сигнализируют, что планирование долгосрочных проектов в сфере развития сопряжено с возросшими рисками. Таким образом, комплексные последствия санкций выходят далеко за рамки немедленной реакции стран-мишеней, как показывает анализ стратегий адаптации отраслей российской экономики к санкционному давлению. В качестве примера такой трансформации в настоящей статье рассматривается санкционная политика на постсоветском пространстве — как мер со стороны отдельных стран региона в отношении России, так и контрмер со стороны РФ.
Ключевые слова: санкции, Россия, диверсификация, санкционные эффекты, импортозамещение
JEL: F01, F20
Благодарности: автор выражает благодарность участникам студенческого научного проекта НИУ ВШЭ 2021 г. «Санкционные эффекты и стратегии национального развития: пример России» Онищик Марии, Панферову Александру, Шамхалову Артуру, Ткачу Максиму, Тойс Карлу, Елькиной Валерии за помощь в формировании базы санкционных НПА и мер поддержки отдельных отраслей.
Для цитирования: Лихачева А. Б. О стратегических эффектах односторонних санкций: российский опыт // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 52-66. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-52-66.

Подробнее ...

В. С. Уткин, Ю. В. Кузнецов
Сотовые компании как модель механизма снижения санкционных рисков для бизнеса, с. 67-74
Аннотация
Экономические санкции, включая финансовые, в ближайшие десятилетия будут все более активно применяться в практике международных отношений в качестве инструмента давления одних государств или межгосударственных объединений на другие. Это создает стимулы к поиску и внедрению финансовых инноваций, направленных на снижение санкционных рисков. В статье демонстрируется, что побудительным толчком к созданию ряда современных финансовых инструментов и инфраструктур послужили попытки государств законодательно или административно регулировать рынок. Случай санкций, вероятно, не станет исключением. Одной из возможных моделей минимизации санкционного давления на бизнес может стать юридическая форма защищенной сотовой компании (protected cell company). Она представляет собой финансовую инновацию, первоначально возникшую в сфере кэптивного страхования, одной из задач которой было, помимо прочего, уменьшение регуляторного бремени. Структуры, аналогичные сотовым компаниям, потенциально могут сделать операции национальных бизнесов стран-мишеней непрозрачными для внешних акторов (финансовых регуляторов и наблюдателей), осуществляющих инфорсмент санкций. При такой модели сохраняется подконтрольность собственной юрисдикции страны-мишени и прозрачность для ее регуляторов. По существу речь идет о создании неких квазиофшорных юридических режимов, которые, однако, в отличие от обычных внутренних офшоров призваны ослабить не собственное, а внешнее регуляторное давление.
Ключевые слова: экономические санкции, финансовые санкции, снижение регуляторного бремени, защищенная сотовая компания, финансовая инновация
JEL: F51, F39, G28, G38
Для цитирования: Уткин В. С., Кузнецов Ю. В. Сотовые компании как модель механизма снижения санкционных рисков для бизнеса // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 67–74. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-67-74.

Подробнее ...

Ю. А. Тарасова, Е. С. Февралева
Прогнозирование банкротства: эконометрическая модель для российских страховщиков, с. 75-90
Аннотация
За последние годы возросло количество отозванных лицензий и произошло увеличение концентрации страхового рынка, что может негативно сказаться на страховых организациях. В настоящий момент отсутствует оптимальная модель, прогнозирующая банкротство страховых компаний в России. Исследование необходимо, чтобы с высокой точностью оценивать финансовую стабильность в данном секторе, что особенно актуально в период спада экономики. Целью работы является выявление ключевых факторов, стимулирующих банкротство страховых компаний. В ходе исследования они апробированы при помощи модели, которая обладает хорошей прогнозной силой. В статье отражены теоретические основы банкротства и проанализированы модели предсказания банкротства различных авторов. Был также проведен эконометрический анализ данных и построена logit-модель, чья прогнозная сила была проверена на отдельной тестовой выборке страховщиков. Кроме того, были использованы алгоритмы случайного леса и бинарного классификационного дерева. Результаты исследования показали, что сильное влияние на банкротство страховых организаций оказывают коэффициенты из группы показателей финансовой устойчивости и страховой коэффициент, равный отношению объема страховых премий к чистой прибыли.
Ключевые слова: банкротство, страховые организации, logit-модель, алгоритм бинарного классификационного дерева, метод случайного леса
JEL: C51, G22
Для цитирования: Тарасова Ю. А., Февралева Е. С. Прогнозирование банкротства: эконометрическая модель для российских страховщиков // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 75–90. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-75-90.

Подробнее ...

А. Ф. Васильева
Подходы к построению EAD-моделей на длинных временных горизонтах, с. 91-109
Аннотация
Настоящая работа посвящена разработке модели оценки требования при дефолте (EAD) активов за весь срок действия (жизни) финансового инструмента в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». EAD за весь срок жизни финансового инструмента представляет собой набор оценок значений EAD с первого по последний год действия финансового инструмента. Для оценки EAD в рамках договоров с установленным лимитом (например, кредитная линия, овердрафт) и по договорам гарантий и аккредитивов используются две модели: модель EAD для балансовых финансовых инструментов (применяется к балансовой части) и модель CCF (применяется к внебалансовой части). Подход к моделированию CCF описан во второй части исследования. Данная модель разрабатывалась для портфеля активов коммерческого банка, данные по которому были собраны в 2017 году. В настоящее время тема данной работы крайне актуальна и может представлять интерес как для коммерческих банков, столкнувшихся с проблемой совершенствования моделей оценки кредитного риска в связи с требованиями, появившимися к ним с введением МСФО 9, так и для регуляторных органов и т. д.
Ключевые слова: МСФО 9, требования при дефолте, EAD, CCF, ожидаемые кредитные убытки, оценка кредитного риска
JEL: B40, G21, F65
Для цитирования: Васильева А. Ф. Подходы к построению EAD-моделей на длинных временных горизонтах // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 91–109. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-91-109.

Подробнее ...

В. В. Левина
Особенности и проблемы региональных практик инициативного бюджетирования, с. 110-121
Аннотация
В статье рассматриваются различные аспекты инициативного бюджетирования как региональной практики. На примере Тульской области проанализированы проблемы, связанные с отбором проектов, вовлеченностью жителей в процессы подготовки проектов, организацией их финансирования. В исследовании применялись преимущественно общенаучные методы системно-структурного, структурно-функционального, а также компаративистского (сравнительно-сопоставительного) анализа. Установлено, что консолидация интересов участников на долгосрочной основе и наличие способов их институционализации являются предпосылками подготовки и отбора большего количества профильных проектов. Выявлены причины преобладания проектов образовательных учреждений среди инициативных проектов и изучены институциональные механизмы их подготовки. Показана взаимосвязь информированности, заинтересованности и вовлеченности жителей в процессе подготовки и реализации проектов. На основе проведенного анализа сделан вывод, что управление вовлеченностью и оптимизация бюджетного планирования существенно влияют на модернизацию механизмов инициативного бюджетирования. В результате установлено, что значительные объемы субсидий из региональных бюджетов неоднозначно влияют на эффективность вовлечения жителей в процессы инициативного бюджетирования. Они усиливают заинтересованность местных властей в участии в инициативном бюджетировании, но не стимулируют инициативу жителей. Сформулированы рекомендации по совершенствованию региональных практик инициативного бюджетирования, предполагающие модернизацию механизма распределения субсидий, контроль количества участников подготовки проектов и голосований, уточнение роли руководства бюджетных учреждений в подготовке соответствующих проектов, согласование интересов участников инициативного бюджетирования. Все это нацелено на поиск оптимального баланса вовлеченности граждан в практики управления и софинансирования их инициатив из бюджетов различных уровней.
Ключевые слова: региональный бюджет, местный бюджет, инициативное бюджетирование, субсидии, вовлеченность
JEL: Н72, Н77
Для цитирования: Левина В. В. Особенности и проблемы региональных практик инициативного бюджетирования // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 110–121.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-110-121.

Подробнее ...

Yu. V. Belousov, O. I. Timofeeva
Methodological Aspects of Compiling Open Budget Rankings, с. 122-138
Abstract
Budget transparency is an effective tool in improving the quality of public budget executions. Ranking countries, regions and municipalities based on budget transparency is of interest for scientists and professionals in the whole world, including Russia. Methodologies behind budget transparency are a rather complex tool, the quality of which largely affects the results. This paper analyzes the available and applied ranking methodologies — in particular, the Open Budget Index (OBI) by the International Budget Partnership (IBP), transparency indices of local budgets in Kazakhstan and Croatia, and the ranking of the Russian Federation’s constituent territories by the level of budget data openness. During the analysis we identified the methodological principles of each of the considered approaches, their differences and similarities. Special attention was paid to problematic issues of the International Budget Partnership’s methodology. It is especially important to specify these problems, as the IBP methodology is a model in measuring the level of budget transparency. By using the ranking of Russian regions in terms of budget transparency levels, we demonstrate how to use special techniques and methods targeted at improving the quality of managing public fiscal performance.
Keywords: public finance, regional finance, budget, open (transparent) budget, open budget data, open budget index, budget transparency ranking
JEL: H61, H87, R50
For citation: Belousov Yu.V., Timofeeva O.I. Methodological Aspects of Compiling Open Budget Rankings. Financial Journal, 2021, vol. 13, no. 4, pp. 122–138. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-122-138.

Подробнее ...

 

«Финансовый журнал» Том 13 №3 2021

В. Л. Достов, П. М. Шуст, П. В. Пименов
Развитие платежных институтов в России: проблемы и перспективы, с. 8-26
Аннотация 
Нынешней структуре российского платежного рынка уже почти десять лет — летом 2011 г. был принят Федеральный закон «О национальной платежной системе». Именно этот рынок сделал возможным «российское безналичное чудо» — фантастический рост доли безналичных платежей в розничном обороте. Данная статья ставит перед собой цель рассмотреть новый перспективный виток трансформации рынка, в основе которого лежит внедрение в российскую систему европейской концепции платежного института. В статье проанализированы текущие и перспективные виды платежей; подробно рассмотрена структура российского платежного рынка, его преимущества и недостатки; дана характеристика платежного института, определены риски и перспективы его внедрения в российскую банковскую практику. Установлено, что платежные институты в случае их внедрения должны стать более функциональной версией платежных агентов. При этом проведение реформы платежного рынка не должно ставить в невыгодное положение существующих игроков.
Ключевые слова: платежные институты, Вторая платежная директива, платежная система Банка России, платежи как коммерческая услуга, регулирование платежных услуг
JEL: G21, G23
Для цитирования: Достов В. Л., Шуст П. М., Пименов П. В. Развитие платежных институтов в России: проблемы и перспективы // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 8–26. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-8-26.

Подробнее ...

А. В. Маслов
Перспективы появления новых платежных систем в России на примере создания аналога CLS, с. 27-37
Аннотация
В данной работе рассмотрена необходимость появления в России новых инфраструктурных платежных и финансовых институтов для обеспечения наибольшей независимости российского финансового рынка от воздействия внешних факторов и обеспечения эффективности рынка конверсионных операций рубля и трансграничных платежей. Актуальной является задача создания российского аналога CLS на базе новой платежной системы или существующего института, такого как Межгосударственный банк. Почти семь лет назад международная платежная система CLS (Continuous Linked Settlement) отложила включение российского рубля в список валют системы CLS, запланированное на ноябрь того же года. И до сих пор перспектива такого подключения к CLS остается очень туманной. В марте 2014 г. платежные системы Visa и Mastercard остановили обслуживание карт нескольких российских банков в торговых точках и банкоматах. Были подготовлены и оперативно приняты поправки в Федеральный закон «О национальной платежной системе» с целью инфраструктурного и информационного обеспечения процессов осуществления денежных переводов внутри России. 23 июля 2014 г. было создано акционерное общество «Национальная система платежных карт», перед которым была поставлена задача создания операционного и клирингового центра для обработки внутрироссийских операций по картам международных платежных систем и продвижения национальной платежной карты, который был создан в течение нескольких месяцев. Накопленный опыт хорошо бы использовать и при создании новых платежных систем для обеспечения эффективности трансграничных платежей и проведения конверсионных валютных операций или реформирования существующих. Этот шаг позволит расширить сферу конвертируемости рубля, обеспечить повышение статуса рубля и его значимости в международной торговле и приблизит Россию к практическим шагам по созданию регионального международного финансового центра. Для расширения расчетов в рублях со стороны нерезидентов требуется стремление совершать торговые и финансовые сделки в рублях и формировать рублевые сбережения, что невозможно без наличия эффективного рынка конверсионных операций рубля. Автор рассматривает перспективы создания новых платежных систем, в том числе с участием стран ЕАЭС, СНГ и БРИКС.
Ключевые слова: CLS, аналог CLS в России, Межгосударственный банк, конвертируемость рубля
JEL: G21, G23
Для цитирования: Маслов А. В. Перспективы появления новых платежных систем в России на примере создания аналога CLS // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 27–37. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-27-37.

Подробнее ...

С. В. Шкодинский, М. Н. Дудин, Д. И. Усманов
Анализ и оценка киберугроз национальной финансовой системе России в цифровой экономике, с. 38-53
Аннотация
Актуальность темы научной статьи заключается в необходимости теоретической и практической проработки проблемы эскалации количества и качества киберугроз и атак, совершаемых на институты финансовой системы России, с точки зрения обеспечения безопасного и устойчивого развития. Цель статьи — комплексный анализ киберугроз, возникающих для национальной финансовой системой РФ в условиях цифровизации экономики. Предметом научного исследования выступают процессы обеспечения национальной безопасности финансовой системы России в цифровой экономике. В качестве методологической и фундаментальной основы исследования были использованы научные и практические исследования российских и зарубежных ученых в сфере кибербезопасности, цифровой экономики и государственного управления. Авторы систематизировали различные подходы к ключевым категориям: «цифровой суверенитет» и «кибервойна»; установили, что наиболее актуальными финансовыми вызовами и угрозами для цифровой экономики Российской Федерации являются: хакерские атаки, финансовые диверсии на финансовом рынке, конструирование и запуск социоинженерийных троянов, инфраструктурные атаки на IoT-сети (интернет вещей), продажа хакерских инструментов с открытым кодом; проанализировали количество и качество кибератак на отечественные финансовые институты за 2016–2020 гг.; обобщили потери, нанесенные кибератаками финансовым институтам; определили основные сценарии развития киберугроз и кибератак для национальной финансовой системы. В заключение исследования сделан вывод о том, что дальнейшая проработка вопросов обеспечения кибербезопасности финансовых институтов в цифровой экономике требует обоснования конкретных программ и мероприятий, реализуемых как коммерческими банками в рамках индивидуальных стратегий обеспечения цифровой безопасности, так и органами власти и управления с позиции обеспечения цифрового суверенитета государства.
Ключевые слова: кибертерроризм, финансовые институты, цифровая экономика, безопасность финансовых транзакций
JEL: G21, G28
Финансирование: статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Институциональная трансформация экономической безопасности при решении социально-экономических проблем устойчивого развития национального хозяйства России».
Для цитирования: Шкодинский С. В., Дудин М. Н., Усманов Д. И. Анализ и оценка киберугроз национальной финансовой системе России в цифровой экономике // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 38–53. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-38-53.

Подробнее ...

В. Я. Пищик, П. В. Алексеев
Киберпреступность как ключевой операционный риск платежно-расчетной инфраструктуры глобальной финансовой системы
и подходы к его регулированию в ЕАЭС, с. 54-66
Аннотация
Одним из ключевых направлений формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза (далее также — ЕАЭС, Союз) является развитие общего платежного пространства (ОПП) Союза. В условиях роста и трансформации рисков платежно-расчетной инфраструктуры глобальной финансовой системы (ПРИ ГФС) (санкционного, системного, операционного и других) весьма актуальной является задача эффективной нейтрализации их влияния на платежно-расчетные инфраструктуры стран ЕАЭС. В статье уточнен понятийный аппарат, связанный с трансформацией рисков ПРИ ГФС, проведена их систематизация. Проанализированы источники операционного риска ПРИ ГФС, включая угрозы нарастания киберпреступности. Авторы полагают, что основным видом операционного риска для ПРИ ГФС в перспективе будут кибератаки с использованием троянских программ, вирусов-шифровальщиков, фишинга, а также блокирование доступа пользователей к интернет-сайтам с помощью DDoS-атак. При этом число DDoS-атак в России уже несколько лет подряд имеет тенденцию роста, который в 2021 г., возможно, еще более усилится за счет ряда факторов, приведенных в статье. Показано, что в России и других странах ЕАЭС рост киберпреступности является одной из основных угроз стабильному функционированию национальных ПРИ и кредитно-финансовых систем в целом. В связи с этим обоснована необходимость развития регионального сотрудничества по вопросам кибербезопасности в рамках ЕАЭС c использованием опыта Европейского союза, где этой проблеме уделяется весьма серьезное внимание. Наряду с этим целесообразно наращивание международного сотрудничества стран мира на площадке ООН с целью повышения уровня кибербезопасности при использовании ПРИ ГФС всеми субъектами мировой экономики и обеспечения успешного развития ОПП ЕАЭС.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, общее платежное пространство, платежно-расчетная инфраструктура, глобальная финансовая система, трансформация рисков, киберпреступность, кибербезопасность
JEL: F36, G15
Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Для цитирования: Пищик В. Я., Алексеев П. В. Киберпреступность как ключевой операционный риск платежно-расчетной инфраструктуры глобальной финансовой системы и подходы к его регулированию в ЕАЭС // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 54–66. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-54-66.

Подробнее ...

А. И. Лукашов
Отдельные направления повышения эффективности государственного управления в условиях цифровизации, с. 67-75
Аннотация
В статье представлен новый подход, основанный на практике функционирования Казначейства России, деятельности иных федеральных органов исполнительной власти, направленный на повышение эффективности государственного управления посредством централизации общих функций управления на базе того или иного органа. Состав общих функций органов государственной власти во многом является типовым, что дает все основания рассматривать этап оптимизации распределения этих функций в качестве предварительного этапа, предшествующего полномасштабной цифровой трансформации государственного управления. В структуре общих функций управления органов государственной власти, равно как и органов местного самоуправления, доминируют функции, связанные с ведением бюджетного учета и формированием бюджетной отчетности, материально-техническим обеспечением, кадровой, правовой и административной деятельностью. При этом отдельные органы государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в той или иной степени занимаются вопросами оптимизации затрат на реализацию общих функций путем наделения подведомственных учреждений соответствующими полномочиями. В статье на примере Казначейства России, а также иных органов государственного управления систематизированы и проанализированы существующие подходы в рамках рассматриваемой проблематики. По итогам указанного анализа представляется целесообразным синхронизировать деятельность органов государственной власти, в том числе за счет координации данного процесса на уровне Правительства Российской Федерации.
Ключевые слова: государственное управление, общие функции управления, цифровизация, централизация общих функций, эффективность использования бюджетных средств, казначейство, интеграция, единая информационная платформа
JEL: H83
Для цитирования: Лукашов А. И. Отдельные направления повышения эффективности государственного управления в условиях цифровизации // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 67–75. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-67-75.

Подробнее ...

М. И. Куделич
Проблемы финансирования инновационных научно-технологических центров за счет бюджетных средств, с. 76-87
Аннотация
В статье предпринята попытка выявить и проанализировать проблемы финансового обеспечения создания и функционирования инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ) за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, которые требуют своего решения, в том числе путем совершенствования законодательства. Представлен обзор правовых проблем, связанных с созданием ИНТЦ, определением эффективности налоговых расходов Российской Федерации на деятельность ИНТЦ, а также оценкой объемов и допустимых направлений бюджетного финансирования ИНТЦ. Сделаны выводы об отсутствии каких-либо формальных критериев для поддержки или отказа в поддержке Правительством Российской Федерации предложения о создании ИНТЦ, представленного инициатором проекта, в том числе связанных с финансово-экономическим обоснованием запрашиваемого объема средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, о необъективном характере расчета оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации на деятельность ИНТЦ, а также даны предложения по возможным механизмам определения и оценки обоснованности заявляемых инициаторами проектов объемов финансового обеспечения ИНТЦ за счет средств федерального бюджета.
Ключевые слова: инновационный научно-технологический центр, финансовое обеспечение создания и функционирования, налоговые расходы, бюджет
JEL: L32
Для цитирования: Куделич М. И. Проблемы финансирования инновационных научно-технологических центров за счет бюджетных средств // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 76–87. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-76-87.

Подробнее ...

О. А. Синенко, Т. П. Митрофанов
Выявление признаков «дробления бизнеса» на территориях с особым экономическим статусом Дальнего Востока, с. 88-103
Аннотация
Вопрос о «дроблении бизнеса» актуален в России уже более десяти лет. Стремление бизнеса обеспечить конкурентоспособность заставляет искать механизмы снижения налоговой нагрузки — применять специальные налоговые режимы или льготные налоговые условия для резидентов территорий с особым экономическим статусом. В работе авторы проводят анализ теоретических предпосылок обоснования признаков дробления бизнеса и исследование масштабов применения схем «дробления бизнеса» в рамках льготных налоговых условий территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока. Базовыми методами исследования явились контент-анализ, сравнительный анализ и синтез. В результате проведенного контент-анализа судебной практики по вопросам «дробления бизнеса» обоснованы критерии, свидетельствующие о формальном разделении бизнеса. По открытым информационным ресурсам проведен сравнительный анализ компаний-резидентов и выявлены на основе общедоступных сведений 159 резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и 625 резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ) с признаками «дробления бизнеса», что составило, соответственно, 28,49 % и 29,48 % от общего числа действующих резидентов. Лидером по числу резидентов с признаками «дробления бизнеса» является Владивостокский городской округ — 443 резидента СПВ. Обоснованы наиболее распространенные признаки «дробления бизнеса» среди компаний — резидентов территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока: общие лица, осуществляющие управление компаниями, общий или идентичный вид деятельности (один класс ОКВЭД) и общий адрес осуществления деятельности.
Ключевые слова: дробление бизнеса, Свободный порт Владивосток, территории опережающего социально-экономического развития, Дальний Восток, налоговые риски, налоговые льготы
JEL: E62, F38
Для цитирования: Синенко О. А., Митрофанов Т. П. Выявление признаков «дробления бизнеса» на территориях с особым экономическим статусом Дальнего Востока // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 88–103. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-88-103.

Подробнее ...

А. А. Артемьев
Методология определения таможенной стоимости товаров при выплате дивидендов зарубежному продавцу, с. 104-115
Аннотация
Статья посвящена методологии определения таможенной стоимости товаров при проведении внешнеторговых сделок между взаимосвязанными лицами. Показано, что в условиях широкого распространения трансфертного ценообразования особую актуальность приобретают вопросы квалификации отдельных платежей между участниками внешнеэкономической деятельности. Обосновано, что определение таможенной стоимости товаров в таких ситуациях может быть связано с необходимостью проведения анализа, направленного на выяснение сущностного смысла бизнес-модели в целом, отношений между ее участниками, а также отдельных элементов проводимых операций. Разработаны предложения по совершенствованию методологии определения таможенной стоимости товаров как базы для исчисления таможенных пошлин, а в России — также одной из составляющих налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и акцизам, уплачиваемым в составе таможенных платежей.
Ключевые слова: таможенная стоимость, методология определения таможенной стоимости, Евразийский экономический союз, дивиденды, фактически уплаченная или подлежащая уплате цена за ввозимые товары
JEL: H20, H25, M31
Для цитирования: Артемьев А. А. Методология определения таможенной стоимости товаров при выплате дивидендов зарубежному продавцу // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 104–115. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-104-115.

Подробнее ...

В. Ю. Додонов
Влияние девальвации на формирование государственного бюджета Казахстана: фактор доходности Национального фонда, с. 116-131
Аннотация
Снижение курса национальной валюты, в том числе в экономиках с преимущественно сырьевым экспортом, отражается не только на показателях внешнего сектора, но и на сфере государственных финансов, включая формирование доходов бюджета. В Казахстане влияние девальвации на формирование государственного бюджета имеет специфику, связанную с наличием особого источника его доходов в виде трансфертов из Национального фонда. В период низких цен на нефть поступления в Национальный фонд от нефтяного сектора сократились, началось его ускоренное расходование, что выдвинуло на передний план такой источник его пополнения, как инвестиционный доход. Высокий инвестиционный доход, исчисленный в казахстанской валюте, обеспечивает относительную стабильность объема фонда и трансфертов в бюджет, однако этот доход в значительной мере формируется за счет курсового фактора. Ослабление казахстанской валюты тенге относительно твердых валют, в которых деноминированы финансовые инструменты, являющиеся средством размещения основной части активов фонда, обеспечивает повышение тенгового инвестиционного дохода посредством их переоценки. Рост инвестиционного дохода, в свою очередь, позволяет обеспечивать перечисление повышенных объемов трансфертов в бюджет. Таким образом, девальвация тенге стала фактором и условием стабильности формирования доходов государственного бюджета.
Ключевые слова: девальвация, курсовой фактор, государственный бюджет, Национальный фонд Казахстана, инвестиционный доход
JEL: H61, H62, E58
Для цитирования: Додонов В. Ю. Влияние девальвации на формирование государственного бюджета Казахстана: фактор доходности Национального фонда // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 116–131. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-116-131.

Подробнее ...

«Финансовый журнал» Том 13 №2 2021

СОДЕРЖАНИЕ

В. В. Вагин, Е. С. Шугрина
Роль инициативного бюджетирования в формировании экосистемы
гражданского участия в государственном и муниципальном управлении, с. 9-24
Аннотация 
Целью статьи является обоснование экосистемного подхода в качестве основы для построения модели участия граждан в государственном и муниципальном управлении, которая должна найти свое отражение в законах Российской Федерации, документах стратегического планирования, иных нормативных актах, а также в партисипаторных практиках бюджетных решений. Формирование экосистемы участия граждан в государственном и муниципальном управлении является настоятельной необходимостью современного этапа развития гражданского общества и всего комплекса государство-гражданских отношений в России. Создание такой экосистемы позволит повысить эффективность государственного и муниципального управления, включить граждан и институты гражданского общества в процесс выбора приоритетов действий публичной власти, снизить протестный потенциал, вызванный отсутствием комплексного инструментария участия граждан в государственном и муниципальном управлении. Среди первых шагов на пути формирования данной экосистемы — разработка федерального закона об общественном участии в государственном и муниципальном управлении. Данный закон должен стать основой для включения в отраслевое законодательство положений, регулирующих отношения между институтами публичной власти и гражданами, непосредственно участвующими в принятии решений в вопросах государственного и муниципального управления. Важную роль в развертывании экосистемы занимает разработка и реализация комплекса мер, направленных на включение вопросов участия граждан в мероприятия государственных программ и национальных проектов Российской Федерации, реализуемых на всех уровнях публичной власти. В статье также определены основные принципы развертывания экосистемы гражданского участия в государственном и муниципальном управлении.
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, партисипаторное бюджетирование, экономическая экосистема, экосистема гражданского участия, вовлечение граждан в государственное и муниципальное управление, закон об общественном участии
JEL: H72, R51, R58
Для цитирования: Вагин В. В., Шугрина Е. С. Роль инициативного бюджетирования в формировании экосистемы гражданского участия в государственном и муниципальном управлении // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 2. С. 9–24. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-2-9-24.

Подробнее ...

G. Allegretti, M. Bassoli, G. Colavolpe
On the Verge of Institutionalisation? Participatory Budgeting Evidence in Five Italian Regions, p. 25-45
Abstract
Over the past few years, Italy has been setting the stage for different democratic innovations, especially those that have been implemented at municipal (or sub-municipal) level in different parts of the country. The expansion of Participatory Budgeting has been a remarkable one, accompanied by the diffusion of regional laws that were adopted to promote a culture of more intense civic participation. Moving from an overview of the recent diffusion of Participatory Budgeting in different areas of the country, this article proposes a reflection on what kind of added value the existence of this legal provision has led to the promotion of participation at a regional level and what this may represent. The construction of the Italian branch of Participatory Budgeting’s World Atlas offers an opportunity to assess legal provisions’ contribution to the diffusion and enrootment of participatory practices, especially in smaller-scale municipalities. Through zooming into some cases (such as Sicily, Emilia Romagna, Apulia and Tuscany, or Lazio in the last few years) the authors argue that the formalisation of participatory practices into legal frameworks today is an important but not a sufficient factor that diffuses and enroots participatory culture in local territories, and that a supplement of monitoring structures and detailed studies would help make challenges and added values of regional law frameworks clearer.
Keywords: participatory budgeting, institutionalisation, regional laws, participation incentives, citizens engagement, public policies, and civic engagement
JEL: O35, K30, N44, L38
For citation: Allegretti G., Bassoli M., Colavolpe G. On the Verge of Institutionalisation? Participatory Budgeting Evidence in Five Italian Regions. Financial Journal, 2021, vol. 13, no. 2, pp. 25–45. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-2-25-45.

 In more detail ...

Т. И. Виноградова
Партисипаторное бюджетирование как инструмент, способствующий достижению целей устойчивого развития, с. 46-60
Аннотация
В статье рассматривается феномен партисипаторного (инициативного) бюджетирования с точки зрения вклада эффектов от его использования в государственном и муниципальном бюджетном процессе в содействие достижению целей устойчивого развития. Анализируется взаимосвязь общественного участия в бюджетном процессе и устойчивого развития, показывается отличие партисипаторного бюджетирования от других форм общественного участия, отмечаются основные эффекты партисипаторного бюджетирования и принципиальные требования к его организации, чтобы оно вносило наибольший вклад в достижение целей устойчивого развития. Делаются выводы, что партисипаторное бюджетирование как адаптивный механизм может быть встроено в национальные задачи по локализации целей устойчивого развития, являясь инструментом небольшого масштаба, а также может стать механизмом апробации многих инновационных подходов к оказанию государственных услуг; при этом эффект «создания устойчивых местных сообществ» является важнейшим вкладом в цели устойчивого развития.
Ключевые слова: партисипаторное бюджетирование, инициативное бюджетирование, общественное участие в бюджетном процессе, цели устойчивого развития, индекс открытости бюджета, добровольный национальный обзор
JEL: F53, F55, H72, Q01
Для цитирования: Виноградова Т. И. Партисипаторное бюджетирование как инструмент, способствующий достижению целей устойчивого развития // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 2. С. 46–60. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-2-46-60.

Подробнее ...

Н. Г. Лукьянова
Особенности развития инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге, с. 61-69
Аннотация
Статья посвящена обобщению опыта реализации практик инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге за пятилетний период, роли и формам вовлеченности граждан в принятие бюджетных решений. Инновационная форма общественного обсуждения через участие граждан в работе бюджетной комиссии позволила не только привлечь значительное число граждан к решению проблем мегаполиса, но и повысить эффективность расходования бюджетных средств. Особое внимание в статье уделяется апробации нового вида общественного участия в развитии городской среды — соучаствующему проектированию, одним из эффектов которого является возможность привлечения внебюджетных источников финансирования. Практика соучаствующего проектирования уже сейчас востребована среди потенциальных инвесторов и показала хороший результат в проектах, направленных на развитие и благоустройство вновь застраиваемых территорий. Также оказались успешными практики школьного инициативного бюджетирования, в рамках которых школьникам (старшеклассникам) было предложено проработать проекты не только развития школьной инфраструктуры, но и развития территории районов Санкт-Петербурга. Полученный опыт позволил выявить основные недостатки и преимущества разных практик, которые будут учтены при их масштабировании.
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, партисипаторное бюджетирование, проект «Твой бюджет», вовлечение граждан в принятие бюджетных решений, бюджетная комиссия, соучаствующее проектирование
JEL: H41, H72
Для цитирования: Лукьянова Н. Г. Особенности развития инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 2. С. 61–69. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-2-61-69.

Подробнее ...

Е. М. Мрачек, И. В. Валюшицкая
Роль проектных центров в развитии инициативного бюджетирования: практика Красноярского края, с. 70-82
Аннотация
Последнее десятилетие в российских регионах все более широкое распространение получают практики инициативного бюджетирования, при этом их реализация происходит с применением разнообразных методов. В статье на примере Проектного центра Красноярского края рассмотрен опыт информационно-методического и образовательного сопровождения Программы поддержки местных инициатив. Авторами описана структура и развитие комплексной системы сопровождения, подходы к осуществлению образовательного сопровождения, выделены специфические черты информационно-методической поддержки участников программы и обобщены итоги реализации региональной программы поддержки местных инициатив.
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, проектный центр, дополнительное профессиональное образование, Программа поддержки местных инициатив
JEL: H41, H72
Для цитирования: Мрачек Е. М., Валюшицкая И. В. Роль проектных центров в развитии инициативного бюджетирования: практика Красноярского края // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 2. С. 70–82. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-2-70-82.

Подробнее ...

Н. Г. Иванова, В. А. Федосов
Целеполагание молодежных практик инициативного бюджетирования, с. 83-92
Аннотация
Инициативное бюджетирование в Российской Федерации переживает новый виток развития. Практики инициативного бюджетирования, которые внедряются публично-правовыми образованиями, становятся все более разнообразными. В некоторые из них происходит вовлечение лиц, которые по тем или иным причинам мало представлены в стандартных практиках, например людей с ограниченными возможностями, молодежи и т. д. Авторы проводят исследование развития практик инициативного бюджетирования для молодежи, выделяют характерные для них особенности, обобщают зарубежный и российский опыт. Ключевым аспектом разработки дизайна практики инициативного бюджетирования является ее целеполагание. В статье систематизируются цели практик инициативного бюджетирования для «взрослых» и на основе имеющихся данных определяются приоритеты целеполагания для практик молодежного инициативного бюджетирования. Обосновывается связь между практиками инициативного бюджетирования для молодежи и программами повышения бюджетной грамотности.
Ключевые слова: молодежные практики инициативного бюджетирования, школьные практики инициативного бюджетирования, целеполагание, бюджетная грамотность
JEL: H72, R50
Для цитирования: Иванова Н. Г., Федосов В. А. Целеполагание молодежных практик инициативного бюджетирования // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 2. С. 83–92. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-2-83-92.

Подробнее ...

М. В. Мильчаков
Реализация приоритетов регионального развития в условиях пандемии, с. 93-113
Аннотация
Регионы России в силу исторических причин, неоднородности экономического ландшафта характеризуются существенными различиями в уровне социально-экономического развития. В целях управления региональным развитием был принят ряд важных стратегических документов, в том числе «Стратегия пространственного развития». Среди основных приоритетов артикулируется необходимость поддержки проблемных регионов и развитие крупнейших агломераций. В условиях пандемии возникли новые вызовы, связанные с замедлением экономического роста и бюджетными ограничениями. В статье рассматривается специфика формирования индивидуальных программ социально-экономического развития проблемных регионов, а также положение городов-миллионников в период пандемии. Автором представлены предложения по совершенствованию мероприятий «Стратегии пространственного развития».
Ключевые слова: стратегия пространственного развития, межбюджетные отношения, межбюджетные трансферты, национальные проекты, бюджеты регионов, агломерации, индивидуальные программы, сбалансированное развитие, межрегиональное неравенство, пандемия
JEL: H61, H72, H77, R11, R58, P25
Для цитирования: Мильчаков М. В. Реализация приоритетов регионального развития в условиях пандемии // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 2. С. 93–113. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-2-93-113.

Подробнее ...

В. В. Бухарский
Бюджетная децентрализация и стимулы местных органов власти в Российской Федерации, с. 114-129
Аннотация
В данной статье исследуется влияние внутрирегиональной бюджетной децентрализации на бюджетно-экономические стимулы местных органов власти в Российской Федерации. Предполагается, что децентрализация способствует экономическому развитию территорий по двум каналам: 1) больший уровень бюджетной (доходной) децентрализации дает местным властям больше возможностей для реализации экономического потенциала территории; 2) стабильная децентрализация доходных источников сохраняет для местных властей стимул реализовывать такие возможности. В отличие от распространенного подхода к измерению указанных стимулов через валовой региональный продукт в данном случае используются индикаторы предпринимательства, развитие которого больше всего находится в компетенции местных властей. В качестве меры и стабильности децентрализации применяются нормативы отчисления доходов в местные бюджеты. В ходе исследования не найдено однозначных и убедительных доказательств влияния децентрализации: в силу низкой финансовой обеспеченности субнациональных бюджетов в целом передача нормативов скорее может пониматься как финансовая помощь нижестоящему бюджету, в том числе потому, что размер среднего передаваемого норматива растет с уровнем дотационности региона. В тоже время есть определенные положительные результаты: сам факт передачи норматива по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сопровождается повышением предпринимательской активности в регионе. Схожее влияние оказывает стабильность передаваемых нормативов по налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество организаций. В целом также можно указать на то, что местные власти имеют низкие показатели уровня и стабильности (жесткости) бюджетной децентрализации. 
Ключевые слова: бюджетная децентрализация, жесткие бюджетные ограничения, мягкие бюджетные ограничения, бюджетные стимулы, местные органы власти, предпринимательство
JEL: H61, H70, H71
Для цитирования: Бухарский В. В. Бюджетная децентрализация и стимулы местных органов власти в Российской Федерации // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 2. С. 114–129. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-2-114-129.

Подробнее ...

«Финансовый журнал» Том 13 №1 2021

СОДЕРЖАНИЕ

В. В. Кизилов
Некоторые макроэкономические последствия COVID-19: специфика мирового кризиса 2020 года
, с. 9-27
Аннотация. В 2020 г. почти во всех крупных странах мира наблюдался спад валового внутреннего продукта и других показателей экономической активности. Эта динамика, возникшая вслед за известиями о пандемии COVID-19, имела ряд признаков, характерных для мировых экономических кризисов, которые повторяются циклически. На старте кризиса негативному воздействию подверглись и факторы спроса, и факторы предложения. В статье на основе данных за первые девять месяцев 2020 г. рассмотрены различия в динамике ВВП и розничных продаж, экспорта и импорта основных развитых и развивающихся стран. Сделаны наблюдения о специфических явлениях в отдельных странах: в Германии и соседствующих с ней малых странах экономический кризис оказался относительно мягким; в развитых странах сальдо торгового баланса стало более пассивным, а в развивающихся — активным; произошло восстановление американо-китайской торговли и рост американского дефицита в этой торговле. Предложены гипотезы, которые объясняют эти наблюдения. В частности, отмечается, что экономика Германии оказалась способна к гибкой адаптации благодаря более высокому уровню свободы предпринимательства, чем во Франции и Италии, а также самому низкому среди стран G7 уровню долговой нагрузки. Рост дефицита развитых стран в торговле с развивающимися связан с тем, что в развитых странах меры по сдерживанию COVID-19 ограничили производственные возможности, тогда как потребление стимулировалось.
Ключевые слова: экономический кризис, экономический цикл, шок предложения, международная торговля, государственный долг, инвестиционный климат, экономическая свобода, COVID-19
JEL: E32, E65, F14, F44
Для цитирования: Кизилов В. В. Некоторые макроэкономические последствия COVID-19: специфика мирового кризиса 2020 года // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. №1. С. 9–27. DOI: 10.31107/2075-1990-2021-1-9-27.

Подробнее ...

Е. И. Андреева, Д. Г. Бычков, О. А. Феоктистова
COVID-19 и антикризисная социальная поддержка
, с. 28-38
Аннотация. Авторы рассматривают, каким был ответ российского правительства на сокращение доходов домохозяйств во время экономического кризиса 2020 г.: какие меры социальной поддержки вводились, чтобы купировать рост уровня бедности, как и на кого были нацелены прямые денежные выплаты федерального бюджета. Антикризисная социальная поддержка в России по набору мер и своему объему сопоставима с тем, что в среднем делали власти в других странах. Отличало российский подход то, что новые социальные выплаты и повышенные размеры уже существующих были адресованы исключительно семьям с детьми и предоставлялись без учета уровня доходов. В результате дополнительная социальная поддержка, по оценке авторов, сокращает докризисный уровень бедности почти на треть, хотя и оставляет за бортом этой поддержки семь из десяти российских домохозяйств, поскольку в них нет несовершеннолетних детей. Это подводит к выводу о том, что в будущем политика социальной поддержки должна измениться так, чтобы позволять отвечать на новые вызовы не только быстро, как это происходило в ходе кризиса в прошлом году, но и более точно.
Ключевые слова: уровень бедности, глубина бедности, денежные доходы населения, социальные выплаты, эффективность мер социальной поддержки
JEL: I32, I38
Для цитирования: Андреева Е. И., Бычков Д. Г., Феоктистова О. А. COVID-19 и антикризисная социальная поддержка // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 1. С. 28–38. DOI: 10.31107/2075-1990-2021-1-28-38.

Подробнее ...

А. В. Городничев, Т. В. Кулакова, М. А. Моисеева
Динамика бюджетной автономии российских городов в условиях перехода к многоуровневому управлению
, с. 39-57
Аннотация. Проблемы такого объекта управления, как город, не ограничиваются лишь вопросами местного самоуправления, а находятся на пересечении интересов разных уровней публичной власти. После проведения муниципальной реформы 2003 г. система управления российскими городами продолжала корректироваться. В статье проведена оценка воздействия внешнеэкономических шоков и таких масштабных федеральных инициатив, как майские указы 2012 г., на бюджетную автономию российских городов в условиях действия Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Выдвинута исследовательская гипотеза, что в период 2006–2019 гг. произошел переход к многоуровневому управлению российскими городами, при котором границы бюджетной автономии городов сжались. Для проверки гипотезы были проанализированы бюджеты 35 крупнейших городских округов России. Был использован кластерный анализ, позволивший распределить города по группам с разным уровнем экономического развития и бюджетной обеспеченности. Основной результат исследования заключается в том, что с 2006 по 2019 г. города стали не только финансово зависимы от регионов, но и изменили предпочтения относительно основных направлений расходов. Кризис 2014 г. способствовал ускорению процессов централизации управления и снижению уровня бюджетной автономии муниципалитетов, так как достижение показателей майских указов президента стало главным приоритетом для публичной власти. Во всех без исключения исследуемых городах собственные доходы бюджетов сократились, при этом увеличилась роль подоходного налога.
Ключевые слова: экономика города, муниципальные бюджеты, городское управление, межбюджетные отношения, многоуровневое управление, бюджетная автономия, муниципальная экономика, майские указы
JEL: H55, J26
Для цитирования: Городничев А. В., Кулакова Т. В., Моисеева М. А. Динамика бюджетной автономии российских городов в условиях перехода к многоуровневому управлению // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 1. С. 39–57. DOI: 10.31107/2075-1990-2021-1-39-57.

Подробнее ...

Б. И. Алехин
Нефть и рубль: коллапс коинтеграции
, с. 58-74
Аннотация. Нефть все еще дает около трети выручки России от экспорта товаров, поэтому влияние цены нефти на обменный курс рубля остается актуальной темой для российских экономистов. Инструментарий анализа временных рядов использован для проверки тезиса об ослаблении зависимости курса рубля от цены сырой нефти марки Brent. C сайта компании «ФИНАМ» получены 1095 наблюдений за 2000–2020 гг. с недельной периодичностью. Эмпирическая модель — линейная регрессия курса рубля по цене нефти. Тест Баи — Перрона обнаружил в данных три структурных сдвига, что соответствует четырем хронологическим режимам. Тест Энгла — Грэнджера на коинтеграцию установил, что переменные нестационарны во всех режимах и коинтегрированы только в третьем режиме (12.09.2011–23.10.2017). Основные причины коллапса коинтеграции в четвертом режиме (30.10.2017–28.12.2020) — 1) успешные усилия нефтедобывающих стран по стабилизации нефтяных цен, 2) сокращение российского импорта товаров и услуг, 3) жесткая монетарная политика Банка России, 4) встроенный стабилизатор обменного курса, активируемый бюджетным правилом Минфина, и 5) антироссийские санкции. Коинтеграция, как выяснилось, приходит и уходит.
Ключевые слова: нефть, рубль, корреляция, коинтеграция
JEL: E31, F31, F33
Благодарности: Автор признателен рецензенту за конструктивную критику рукописи.
Для цитирования: Алехин Б. И. Нефть и рубль: коллапс коинтеграции // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 1. С. 58–74. DOI: 10.31107/2075-1990-2021-1-58-74.

Подробнее ...

Н. А. Хуторова
Глобальный рынок катастрофного финансирования и перспективы его формирования в РФ
, с. 75-92
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития инструментов катастрофного финансирования. Проведен анализ состояния глобального рынка катастрофного финансирования с целью выявления основных тенденций развития и возможностей использования концептуальных подходов в российской практике финансового рынка. Доказано, что развитие рынка катастрофного финансирования имеет перспективы в условиях перманентной нестабильности, так как катастрофные бонды уникальны и имеют высокую привлекательность за счет отсутствия корреляции с макроэкономическими событиями. Предположено, что облигации катастроф можно рассматривать в контексте развития устойчивых финансов. В работе выявлены основные проблемы торможения развития данного сегмента рынка в России и сформулированы предложения, направленные на развитие рынка секьюритизированных инструментов страхования в РФ. Так, отмечена потребность введения в российское правовое поле термина, определяющего категорию ценной бумаги, связанной со страхованием (ILS), и проработка вопросов налогообложения дохода, полученного по данным инструментам. Высказано предложение о регистрации специализированных проектных компаний (SPV) и катастрофных фондов в российских специальных административных районах. Аналогом катастрофных фондов в России могут стать ЗПИФ с высоким порогом входа для квалифицированных инвесторов. В целях проработки вопросов моделирования выпусков облигаций катастроф отмечена необходимость актуализации формулы расчета формирования и порядка использования резервных фондов в субъектах РФ на покрытие расходов в случае стихийных бедствий, в том числе с использованием инструментов катастрофного финансирования. Предлагается пилотный выпуск облигаций катастроф от лица ВЭБ РФ в качестве спонсора облигаций в интересах республик и краев, подверженных высоким стихийным рискам. При моделировании пилотных проспектов эмиссии облигаций катастроф предложено использовать подходы эмиссии структурных облигаций с элементами субординированной облигации. В процессе формирования практики социально ответственных инвесторов и инструментов социально ответственных инвестиций предложено создать российский «Зеленый индекс», а также разработать проспект зеленых биржевых фондов (Exchange Traded Funds, ETF). При принятии решения о выпуске облигаций катастроф рекомендуется использовать подходы дью-дилидженс.
Ключевые слова: облигации катастроф, стихийные риски, катастрофное финансирование, секьюритизированные активы, страхование
JEL: G10, G18
Для цитирования: Хуторова Н. А. Глобальный рынок катастрофного финансирования и перспективы его формирования в РФ // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 1. С. 75–92. DOI: 10.31107/2075-1990-2021-1-75-92.

Подробнее ...

Е. В. Роженцова, А. Д. Салтыкова А. Д., Т. М. Девяткова
Рынок обезличенных металлических счетов в России: факторы назначения спреда
, с. 93-106
Аннотация. На фоне нестабильности мировой экономики с апреля 2020 г. растет спрос на обезличенные металлические счета, предлагаемые российскими коммерческими банками. Но на сегодняшний день большинство российских банков не предоставляют данный продукт. Однако ведение обезличенных металлических счетов — это способ для банков расширить спектр своих продуктов, диверсифицировать свои доходы, привлечь новых и удержать старых клиентов. При входе на рынок обезличенных металлических счетов и при работе на нем для банков важно понимание особенностей назначения спреда (разницы цены продажи и цены покупки металла), так как от спреда зависит спрос на обезличенные металлические счета банка и доход банка от их ведения. Цель данной работы — выявить основные факторы спреда по обезличенным металлическим счетам на российском рынке. В работе на основе построения множественных регрессий на данных с октября 2017 г. по май 2020 г. определяются основные факторы спреда, назначаемого российскими коммерческими банками по данным счетам. В работе подтвердились гипотезы о влиянии на спред по обезличенным металлическим счетам волатильности цен металлов, объема активов банка, а также то, принадлежит ли контрольный пакет акций банка государству. Также подтвердилось, что спред по обезличенным металлическим счетам в золоте меньше спредов по таким счетам в палладии, платине и серебре.
Ключевые слова: обезличенный металлический счет, спред, волатильность цены, банковский сектор, рынок золота, рынок драгоценных металлов
JEL: G21, G12, G13
Для цитирования: Роженцова Е. В., Салтыкова А. Д., Девяткова Т. М. Рынок обезличенных металлических счетов в России: факторы назначения спреда // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 1. С. 93–106. DOI: 10.31107/2075-1990-2021-1-93-106.

Подробнее ...

Т. Г. Арбатская
Учет и анализ денежных потоков казенных учреждений исполнения наказаний
, с. 107-124
Аннотация. Общемировой экономический кризис, усиленный пандемией новой коронавирусной инфекции, привел к значительному ухудшению финансового состояния большинства экономических субъектов. Проблема не обошла стороной и организации бюджетной сферы, получающие финансирование из бюджета. Даже если организация осуществляет деятельность, приносящую доход, в условиях снижения объема продаж сокращается поступление денежных средств, увеличивается дебиторская и кредиторская задолженность. Казенные учреждения уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний (УИС ФСИН) для выполнения своих функций используют не только средства бюджета, но и средства, полученные от привлечения осужденных к труду. Поэтому интерес внутренних и внешних пользователей к денежным потокам пенитенциарных учреждений неуклонно повышается. В этих условиях усиливается информационно-аналитическая функция отчета о движении денежных средств. В отличие от других форм отчетности указанный отчет раскрывает направления поступления и использования денежных средств в разрезе экономической сущности текущих и инвестиционных операций (финансовые операции не характерны для учреждений уголовно-исполнительной системы), а также позволяет получить информацию о денежных потоках, полезную не только для контроля за целевым использованием средств, но также для текущего и прогнозного анализа. В настоящем исследовании обобщены теоретические положения учета денежных потоков казенных учреждений УИС ФСИН и предложена методика анализа на основе отчета о движении денежных средств.
Ключевые слова: денежные потоки, отчет о движении денежных средств, представление отчета о движении денежных средств, источники финансового обеспечения, анализ денежных потоков
JEL: Н61, Н83
Для цитирования: Арбатская Т. Г. Учет и анализ денежных потоков казенных учреждений исполнения наказаний // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 1. С. 107–124. DOI: 10.31107/2075-1990-2021-1-107-124.

Подробнее ...

К. В. Швандар, А. А. Анисимова
Подходы к реформированию пенсионных систем в мире и рекомендации для России
, с. 125-135
Аннотация. Актуальность темы обусловлена назревшей проблемой модернизации накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, которая поддерживается общемировыми тенденциями в пенсионной сфере. Анализ этих тенденций показывает, что накопительная пенсия в дополнение к распределительному компоненту повышает надежность пенсионной защиты людей, вышедших на пенсию, и в целом увеличивает устойчивость пенсионной системы. Общими чертами рассматриваемых в статье пенсионных систем является наличие нескольких уровней и их эффективное взаимодействие. Проведенный анализ реформ как распределительных, так и накопительных компонентов пенсионных систем позволил выделить наиболее распространенные их направления, среди которых — повышение роли накопительных пенсионных систем и меры по увеличению охвата населения накопительными пенсионными планами. В статье на основе анализа мирового опыта реформирования пенсионных систем приведены возможные направления для совершенствования российской накопительной пенсионной системы.
Ключевые слова: накопительная пенсия, обязательные накопительные пенсионные планы, пенсионные взносы, НПФ, пенсионные накопления
JEL: H55, J26
Для цитирования: Швандар К. В., Анисимова А. А. Подходы к реформированию пенсионных систем в мире и рекомендации для России // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 1. С. 125–135. DOI: 10.31107/2075-1990-2021-1-125-135.

Подробнее ...

«Финансовый журнал» Том 12 №6 2020

СОДЕРЖАНИЕ

К. Л. Астапов, Р. А. Мусаев, А. А. Малахов
Оценка эффективности политики бюджетных расходов, с. 9-24
Аннотация. В статье рассматриваются возможности для совершенствования бюджетной политики в целях обеспечения макроэкономической стабильности и устойчивого роста российской экономики. Бюджетные расходы имеют несколько ключевых макроэкономических целей, качество выполнения которых определяет степень эффективности проведения политики бюджетных расходов. Авторами разработана методология, позволяющая оценивать изменение эффективности бюджетных расходов на основе комплекса индикаторов. Оценки получены на примере Российской Федерации, гдев последнее десятилетие особое внимание уделялось проведению сбалансированной бюджетной политики. В России были достигнуты значительные успехи в обеспечении макроэкономической стабильности благодаря внедрению гибких механизмов макроэкономического регулирования (бюджетные правила, плавающий обменный курс). Вместе с тем при планировании бюджетных расходов следует уделять дополнительное внимание вопросам обеспечения долгосрочного роста экономики и инклюзивного развития, корректируя структуру расходов в соответствии с данными приоритетами. В заключительной части статьи рассматриваются изменения в бюджетной политике, которые стали ответом на кризисную ситуацию, обусловленную пандемией коронавируса. Сделан вывод о том, что увеличение государственного долга может быть целесообразным в сложившихся экономических условиях в случае качественного улучшения политики бюджетных расходов.
Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, бюджетная устойчивость, стабилизационная политика, долгосрочное развитие, инклюзивный рост, фискальный стимул, антикризисные меры.
JEL: E61, E62, E63
Для цитирования: Астапов К. Л., Мусаев Р. А., Малахов А. А. Оценка эффективности политики бюджетных расходов // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 6. С. 9–24. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-6-9-24.

Подробнее ...

В. В. Вагин, И. В. Петрова
Влияние гражданской партисипации на эффективность бюджетных расходов, с. 25-38
Аннотация. Статья посвящена взаимосвязи общественного участия и эффективности бюджетных расходов. Изучение эффективности бюджетных расходов — одна из самых актуальных тем общественных финансов. В то же время вопрос о том, имеет ли влияние гражданское участие на повышение эффективности государственных расходов, рассматривается в научной литературе нечасто. Авторы анализируют формирование системы гражданского участия в реализации проектов государственных программ и нацпроектов Российской Федерации и делают вывод о значимости гражданской партисипации для повышения эффективности бюджетных расходов. Базой для эмпирического анализа настоящей статьи выбраны результаты участия граждан в реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» и других государственных программ. Авторами сделана попытка выявить основные подходы к определению показателей эффективности общественного участия в государственных программах и федеральных проектах. В статье также содержатся рекомендации по поддержке организаторов мероприятий участия граждан на региональном и местном уровнях.
Ключевые слова: вовлечение граждан, гражданская партисипация, общественное участие, эффективность бюджетных расходов, инициативное бюджетирование, аллокационная эффективность, федеральный проект «Формирование комфортной городской среды».
JEL: H72, H76, H79
Для цитирования: Вагин В. В., Петрова И. В. Влияние гражданской партисипации на эффективность бюджетных расходов // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 6. С. 25–38. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-6-25-38.

Подробнее ...

Б. И. Алехин
Вертикальный бюджетный дисбаланс и региональный экономический рост, с. 39-53
Аннотация. В данной работе исследовано влияние бюджетной децентрализации на региональный экономический рост. С этой целью из статистики исполнения консолидированных бюджетов выбраны данные по 82 субъектам Российской Федерации за 2005–2018 гг. Общие теоретические рамки заданы теорией бюджетного федерализма второго поколения, а эмпирическая методология — эконометрикой панельных данных. Метод сводных групповых средних использован для оценивания панельной эмпирической модели, построенной на неоклассической модели экономического роста Солоу — Свана. Обнаружена отрицательная и статистически значимая долгосрочная реакция экономического роста на вертикальный бюджетный разрыв и положительная — на вертикальный бюджетный дисбаланс, что соответствует отдельным положениям современной теории бюджетного федерализма, предложенной У. Оутсом гипотезе совпадения и результатам эмпирических работ по России. Также получено свидетельство условной конвергенции регионов по уровню жизни.
Ключевые слова: бюджетная децентрализация, региональный экономический рост, условная конвергенция.
JEL: E13, H71, H72, H77, C23
Для цитирования: Алехин Б. И. Вертикальный бюджетный дисбаланс и региональный экономический рост // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 6. С. 39–53. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-6-39-53.

Подробнее ...

И. Ю. Арлашкин
Межбюджетные инструменты стимулирования регионального экономического роста в России, с. 54-68
Аннотация. В статье рассматриваются применяемые в России инструменты межбюджетного регулирования с позиции их возможного влияния на региональный экономический рост. Задача по стимулированию экономического роста субъектов РФ является актуальной в контексте реализации Стратегии пространственного развития России до 2025 года. В исследовании сравнивается влияние налоговых и трансфертных инструментов на региональный экономический рост на современном этапе развития межбюджетных отношений в России (с 2005 г.), отдельно проанализированы инструменты межбюджетного регулирования, применяемые регионами в отношении муниципальных образований, обобщены выводы основных эконометрических исследований по теме. В результате исследования было показано, что основными инструментами стимулирования регионального экономического роста являются целевые трансферты (прежде всего капитальные) и децентрализация налогов на доход (прежде всего налога на прибыль организаций). При этом с 2015 г. иные межбюджетные трансферты начинают играть более значительную роль в стимулировании экономического роста, чем субсидии, что связано с усилением выравнивающего эффекта последних. Децентрализация имущественных налогов, вероятнее всего, не оказала существенного влияния на региональный экономический рост, а отрицательное влияние выравнивающих дотаций сглаживается встроенными в методику их распределения ограничениями.
Ключевые слова: региональный экономический рост, налоговая децентрализация, нормативы отчислений, межбюджетные трансферты, дотации, субсидии, межбюджетные отношения.
JEL: H71, H77
Для цитирования: Арлашкин И. Ю. Межбюджетные инструменты стимулирования регионального экономического роста в России // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 6. С. 54–68. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-6-54-68.

Подробнее ...

А. А. Михайлова, Е. Н. Тимушев
Кредитоспособность регионов России: на что обращать внимание, с. 69-86
Аннотация. В данной работе определяются основные факторы, влияющие на кредитоспособность регионов России. Знание факторов кредитного рейтинга позволит более эффективно управлять долговой устойчивостью и проводить контрциклическую политику, разнообразить инструменты долгового финансирования и в целом укрепить устойчивость бюджетной системы России. В целях определения основных факторов анализируются кредитные рейтинги, присвоенные агентством АКРА субъектам РФ, на основе анализа текстов пресс-релизов агентства формируется набор влияющих на них показателей экономики и бюджетной сферы, вычисляются их предельные значения и анализируется взаимосвязь с действующими критериями оценки качества управления региональными финансами. Установлено, что бюджетные показатели играют основную роль при присвоении рейтинга, однако характер распределения полномочий (например, доля обязательных расходов региона) учитывается мало. Найдены основные факторы кредитного рейтинга — доля налоговых и неналоговых доходов в общих доходах, доля капитальных расходов в общих расходах и объем долга региона на единицу собственных доходов. Рассчитаны примерные значения собственных доходов и долга, при достижении которых наиболее вероятно изменение рейтинга региона. Выявлено, что критерии качества управления региональными финансами прямо взаимосвязаны с кредитным рейтингом и его факторами, что указывает на корректность их состава.
Ключевые слова: кредитный рейтинг, долговая устойчивость, критерии качества финансов, собственные доходы, капитальные бюджетные расходы, долг, метод наименьших квадратов, мультиномиальная логит-регрессия.
JEL: H74, H77
Благодарности: Статья подготовлена в рамках исследования «Теоретические основы оценки бюджетной устойчивости региона и ее применение в системе государственного управления», проводимого в рамках реализации государственного задания РАНХиГС на 2020 г.
Для цитирования: Михайлова А. А., Тимушев Е. Н. Кредитоспособность регионов России: на что обращать внимание // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 6. С. 69–86. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-6-69-86.

Подробнее ...

М. И. Куделич
Финансовое участие публичных партнеров в государственно-частном партнерстве, с. 87-99
Аннотация. В настоящей статье предпринята попытка выявить и проанализировать проблемы форм финансового участия публичных партнеров в соглашениях о ГЧП, которые требуют своего решения, в том числе путем совершенствования законодательства. В статье представлен сравнительный анализ российской и международной практики и законодательства в области видов и порядка выбора форм финансового участия государства в проектах ГЧП. Сделаны выводы об отсутствии формальных критериев для выбора формы финансового участия публичного партнера в соглашении о ГЧП и правил определения их объема, о неопределенности и недостатках законодательного регулирования понятия «финансовое обеспечение» применительно к публичному партнеру, об отказе от использования в качестве форм финансового участия государства предоставления заемного финансирования и осуществления бюджетных инвестиций в уставный капитал проектных компаний, об установлении бюджетным законодательством высоких обеспечительных требований по регрессным правам государства в отношении принципала, которые делают невостребованным в российской практике проектов ГЧП использование государственных (муниципальных) гарантий.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, публичный партнер, бюджет, финансовое участие государства, финансовое обеспечение, субсидии, государственные и муниципальные гарантии.
JEL: L32
Для цитирования: Куделич М. И. Финансовое участие публичных партнеров в государственно-частном партнерстве // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 6. С. 87–99. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-6-87-99.

Подробнее ...

В. Н. Агеев, А. В. Власов
Потенциал применения цифровых финансовых активов, с. 100-112
Аннотация. В Российской Федерации с 1 января 2021 г. вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Данный закон изменяет существующий правовой режим использования (оборота) цифровых финансовых активов, криптовалюты (цифровой валюты), применение технологий распределенных реестров и блокчейна в России.
Цель статьи: Проанализировать будущее состояние социально-экономических отношений с использованием цифровых активов после принятия Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте …» в Российской Федерации.
Результаты: Выделены основные направления применения цифровых финансовых активов в форме акций/долей на блокчейн и цифровых векселей. Авторы приходят к выводу, что новый закон вводит существенные ограничения, но в то же время открывает определенные возможности для развития бизнеса, осуществляющего деятельность с цифровыми финансовыми активами. По мнению авторов, терминология, применяемая в законе, не всегда соответствует устоявшимся в международной практике и обычаях делового оборота понятиям и стандартам.
Практическая значимость: Рекомендации, сделанные в данной статье, будут полезны на практике для оператора обмена цифровых финансовых активов, оператора информационной системы, других субъектов инновационной инфраструктуры при планировании деятельности в сфере регулирования данного закона и непосредственно в работе с цифровыми финансовыми активами. Для гармонизации деятельности с цифровыми финансовыми активами законодатель и регулятор в лице Банка России могут также использовать практико-ориентированные подходы, описанные авторами.
Ключевые слова: цифровые финансовые активы, цифровая валюта, цифровые права, информационная система, распределенный реестр, блокчейн, криптовалюта, оператор обмена ЦФА, цифровые векселя.
JEL: E59, F31, G23, K19, K22, K33
Благодарности: Статья подготовлена в рамках проекта «Оператор обмена цифровыми активами». Авторы декларируют равноценный вклад при подготовке данной публикации. Авторы выражают благодарность экспертам Технического комитета № 159 «Технологии распределенных реестров и блокчейн» и участникам вебинара «Новый закон РФ о цифровых финансовых активах и цифровой валюте» за комментарии и обсуждение положений, изложенных в настоящей статье.
Для цитирования: Агеев В. Н., Власов А. В. Потенциал применения цифровых финансовых активов //Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 6. С. 100–112. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-6-100-112.

Подробнее ...

О. В. Богачева, О. В. Смородинов
Нарушение баланса в структуре оплаты труда работников федеральных учреждений, с. 113-125
Аннотация. Одним из результатов введения новых условий оплаты труда в российских федеральных учреждениях (2008 г.) стал быстрый рост переменной части заработной платы. В начале 2010-х гг. во многих учреждениях этот показатель превысил 50 % и до сих пор продолжает оставаться на необоснованно высоком уровне. Из практики трудовых отношений известно, что нарушение баланса между фиксированной (оклад) и переменной частями заработной платы приводит к снижению мотивации работников и, как следствие, к ухудшению показателей производительности и качества труда. В странах ОЭСР на законодательном уровне разграничены понятия базового и полного оклада наемного работника, оптимизировано количество и размеры стимулирующих и компенсационных выплат. Регулярно пересматриваются размеры ставок базовой оплаты труда с учетом изменений уровней потребительских цен и стоимости жизни. Такая практика позволяет поддерживать разумный баланс между фиксированной и переменной частями в оплате труда. На уровне учреждений государственного сектора ОЭСР разрабатываются стандарты компетенций, обеспечивающие оптимальную дифференциацию в размерах постоянной части оплаты труда и минимизирующие возможность осуществления стимулирующих выплат работникам фактически за выполнение ими должностных обязанностей. Целью статьи является разработка предложений по решению проблемы дисбаланса в структуре заработной платы работников российских федеральных учреждений с учетом современного зарубежного опыта в данной области.
Ключевые слова: новые системы оплаты труда, фиксированная и переменная части заработной платы, базовый оклад, стимулирующие выплаты, стандарты профессиональных компетенций.
JEL: J30, J31, J38
Для цитирования: Богачева О. В., Смородинов О. В. Нарушение баланса в структуре оплаты труда работников федеральных учреждений // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 6. С. 113–125. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-6-113-125.

Подробнее ...

Е. А. Панова
Роль коммерческого кредитования в деятельности малых и средних предприятий, с. 126-135
Аннотация. Малые и средние предприятия активно используют в своей деятельности коммерческое кредитование, которое позволяет увеличить объемы продаж и притоки денежных средств, способствует поддержанию постоянных отношений между предприятиями, является инструментом неценовой конкуренции и гарантом качества продукции. Использование коммерческого кредита является важной альтернативой банковскому финансированию и служит подушкой безопасности для небольших предприятий, нередко ограниченных в денежных средствах. Цель статьи — исследование факторов, влияющих на использование российскими малыми и средними производственными предприятиями кредиторской задолженности в качестве финансового ресурса. Финансовые коэффициенты, используемые в качестве переменных, были рассчитаны на основе опубликованных Росстатом показателей бухгалтерской отчетности выбранной группы предприятий за период с 2010 по 2018 г. Анализ статистических данных позволил сделать вывод о том, что кредиторская задолженность является основным заемным источником финансирования малых и средних производственных предприятий. Результаты регрессионного анализа свидетельствуют о прямой зависимости объемов кредиторской задолженности от объемов выручки и обратной зависимости от ликвидности малых и средних предприятий. Для малых предприятий также характерно обратное влияние рентабельности продаж на объемы кредиторской задолженности.
Ключевые слова: малые и средние предприятия (МСП), коммерческий кредит, кредиторская задолженность, заемные средства, структура капитала, регрессионный анализ.
JEL: G32, L14, L60
Для цитирования: Панова Е. А. Роль коммерческого кредитования в деятельности малых и средних предприятий // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 6. С. 126–136. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-6-126-135.

Подробнее ...

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990