Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

«Финансовый журнал» Том 12 №5 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Интервью с директором Департамента финансовой политики Минфина России И. А. Чебесковым, с. 9-16

Подробнее ...

М. А. Михайлова, А. В. Обыночный, К. В. Швандар
Трансформация роли регуляторов финансового рынка: постановка исследовательской задачи, с. 15-29
Аннотация. Быстро формирующаяся новая социально-экономическая реальность и не успевающие за ней научные исследования в области экономической теории привели к тому, что до настоящего момента не сложилась система объективных экономических критериев, позволяющих проводить оценку соответствия решений, принимаемых регуляторами различных стран мира при осуществлении своих функций, в частности в таких сферах, как платежные услуги или выход на финансовый рынок компаний из других секторов экономики (BigTech и пр.), характеру происходящих рыночных изменений, а также основополагающим целям и задачам развития рынка и конкуренции на нем. В совокупности с кардинальной сменой роли регулирования в развитии финансового рынка это формирует широкий пласт научно-исследовательских задач. В своей новой роли регулирование не столько выполняет функции мониторинга состояния рынка и установления границ и правил его развития, сколько стремится определять, как именно будет происходить это развитие, вплоть до выбора конкретных технологий. В рамках данной статьи обосновывается подход к исследованию изменения функций макрорегулирования как единого механизма по отношению к единому объекту, в отличие от имеющихся в научной литературе исследований в рамках отдельных сегментов или инфраструктуры финансового рынка, а также практики его регулирования. Использование в качестве примера платежного рынка связано с тем, что к настоящему моменту именно на нем в наибольшей степени можно наблюдать проявления исследуемых изменений.
Ключевые слова: регулирование, центральные (национальные) банки, системы быстрых (мгновенных платежей), розничные платежи, конкуренция на финансовом рынке, ценовое регулирование, технологии, финтех, бигтех, развитие, агенты развития, инновации.
JEL: G15, G18, G21, G28
Для цитирования: Михайлова М. А., Обыночный А. В., Швандар К. В. Трансформация роли регуляторов финансового рынка: постановка исследовательской задачи // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 15–29. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-15-29.

Подробнее ...

А. А. Анисимова
Возможности и перспективы перехода России к безналичному обществу
, с. 30-42
Аннотация. Ярко выраженные тенденции цифровизации в современном мире обуславливают актуальность данной темы. Новые цифровые технологии позволяют осуществлять бесконтактные платежи как непосредственно в розничных точках продаж, так и на большом расстоянии от места продажи. До недавнего времени подобные возможности рассматривались лишь в качестве нового инструмента, обеспечивающего удобство платежей клиентам. Однако в условиях пандемии COVID-19 безналичные расчеты во всем мире стали необходимостью. Вместе с тем существуют объективные препятствия для полного перехода к безналичным расчетам. В статье осуществляется анализ препятствий перехода к безналичному обществу на примере стран ЕС и дается оценка развитию безналичных платежей в России. Основными препятствиями являются сложность обеспечения безопасности при осуществлении платежей и риск изоляции определенных групп населения от экономической и социальной жизни общества. Под вопросами безопасности подразумевается не только препятствие хищению финансовых средств, но и предотвращение сбоев электронных систем расчетов. В экономической и социальной изоляции могут оказаться люди, не имеющие по каким-либо причинам счетов в банках или не умеющие пользоваться электронными платежными инструментами. Это хорошо было заметно в период пандемии, когда пожилые люди нуждались в помощи волонтеров, чтобы приобрести товары, так как они не могли воспользоваться услугами интернет-магазинов. В статье выделяются основные тенденции в развитии безналичных платежей в ЕС и России, в том числе с учетом обстоятельств, связанных с COVID-19. Развитие безналичных платежей зависит от стабильности экономики, и можно ожидать, что мировой экономический кризис 2020 г. приведет к снижению потребительской активности в сфере использования безналичных банковских услуг не только в России, но и в мире.
Ключевые слова: безналичные расчеты, банкоматы, банковский счет, теневая экономика, безналичное общество.
JEL: G20, G21, G23
Для цитирования: Анисимова А. А. Возможности и перспективы перехода России к безналичному обществу // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 30–42. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-30-42.

Подробнее ...

В. Л. Достов, П. М. Шуст, Г. В. Алексеев, С. В. Криворучко
Подходы к регулированию рынка электронных денег на пространстве ЕАЭС: сравнительный анализ
, с. 43-58
Аннотация. Целью настоящего исследования является выявление значимых (общих и частных) элементов правового регулирования электронных денег в Российской Федерации, Киргизии, Казахстане, Беларуси и Армении. Для достижения этой цели авторами были решены следующие задачи. Во-первых, разработана методологическая основа для проведения сравнительного анализа систем правового регулирования, в частности, определены такие их характеристики, как юридически закрепленный статус эмитента электронных денег (в том числе различие в пруденциальных требованиях к кредитным организациям, наличие дифференцированного подхода к идентификации клиентов систем электронных денег, режим использования электронных кошельков, применение юридического разделения функций эмиссии электронных денег и осуществления переводов электронных денег). Во-вторых, указанные характеристики последовательно проанализированы в разрезе каждой из стран с учетом действующих в этих юрисдикциях нормативно-правовых актов. В-третьих, на основе проведенного анализа сделаны синтетические выводы относительно ключевых тенденций в странах ЕАЭС и их связи с основными характеристиками электронных денег как финансового сервиса. В большинстве рассмотренных стран сохраняется обязательность банковской лицензии для эмитентов электронных денег, что отвечает интересам финансовой стабильности. При этом наблюдается разный подход к дифференциации функционала в системах электронных денег — в некоторых странах выделяется категория «операторов», которые не осуществляют эмиссию, но оказывают услуги по переводу денежных средств. Оценка реального эффекта такого разделения на развитие финансового рынка требует дополнительного изучения. Практически во всех рассмотренных странах используются механизмы удаленной (упрощенной) идентификации, что подтверждает акцент на институте электронных денег как «упрощенном» продукте, направленном на обеспечение доступности финансовых услуг. Во всех странах (кроме Беларуси и Киргизии) сохраняются неперсонифицированные электронные кошельки. По результатам исследования можно сделать вывод о сохранении статуса электронных денег как специфичного института, направленного на обеспечение доступности финансовых услуг и удовлетворение спроса на мгновенные безналичные платежи. Наблюдается также очевидная конвергенция в регулятивных подходах на данном рынке.
Ключевые слова: регулирование электронных денег, ЕАЭС, виды идентификации, эмитенты электронных денег, платежные агенты, операторы электронных денег, институты электронных денег, электронные кошельки, предоплаченные карты.
JEL: G21, G23, G28
Благодарности: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета.
Для цитирования: Достов В. Л., Шуст П. М., Алексеев Г. В., Криворучко С. В. Подходы к регулированию рынка электронных денег на пространстве ЕАЭС: сравнительный анализ // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 43–58. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-43-58.

Подробнее ...

А. В. Емелин, Б. Г. Перов
Правовые проблемы идентификации при дистанционном финансовом обслуживании физических лиц, с. 59-74
Аннотация. В период действия в Российской Федерации режима повышенной готовности и самоизоляции из-за пандемии COVID-19 в банковском сообществе активизировалось обсуждение с финансовыми регуляторами вопросов развития дистанционного финансового обслуживания физических лиц, в первую очередь в части обеспечения возможности удаленного открытия счетов, вкладов и кредитования новых клиентов, не имеющих возможности временно (в период действия карантинных мер) или постоянно (лица с дополнительными потребностями) получать финансовые услуги в офисах банков. Цель статьи — предложение дополнительных к уже введенным регуляторных мер в целях повышения эффективности оказания финансовых услуг физическим лицам в дистанционном формате. Методом исследования является изучение различных актов государственных органов (нормативные и нормативные правовые акты, информационные письма), в том числе принятых в период действия противоэпидемиологических мер, а также результаты опросов финансовых организаций — членов Национального совета финансового рынка — о влиянии принятых мер на их деятельность по оказанию услуг физическим лицам и предложениях по их совершенствованию. В статье приводится анализ основных решений регуляторов по данной проблематике, оценка их воздействия на регулируемую сферу правоотношений, а также рассматривается международный опыт регулирования процедур идентификации с использованием дистанционных каналов связи. По результатам работы сделаны выводы о целесообразности и достаточности принятых регуляторных мер для обеспечения дистанционного финансового обслуживания физических лиц в условиях самоизоляции, а также о перспективных путях дальнейшего совершенствования действующего законодательства в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: финансовые услуги, открытие счета, кредитование, Банк России, банковская деятельность, правовое регулирование, удаленная идентификация, дистанционное обслуживание, пандемия.
JEL: G20, G28
Для цитирования: Емелин А. В., Перов Б. Г. Правовые проблемы идентификации при дистанционном финансовом обслуживании физических лиц // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 59–74. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-59-74.

Подробнее ...

А. В. Маслов, Ю. А. Маклакова
Технология эквайринга и проблемы его регулирования в России, с. 75-85
Аннотация. В данной работе рассмотрена эволюция эквайринга в России, который изначально был сугубо профессиональным термином и подразумевал привлечение «точек обслуживания» к приему карт, а теперь обозначает весь комплекс бизнеса по созданию и развитию инфраструктуры безналичного расчетно-кассового обслуживания в торгово-сервисных предприятиях с использованием платежных карт. Инновации в технологической области стимулировали развитие инструментов эквайринга. Однако сегодня, когда количество безналичных операций неуклонно растет и почти достигло количества операций с помощью наличных денег, между ретейлом и банками все еще остро стоит вопрос комиссий за эквайринг. Авторы рассматривают позиции двух сторон спора, а также делают выводы о возможных последствиях в случае удовлетворения требований ретейла либо банков.
Ключевые слова: эквайринг, комиссии за эквайринг, инфраструктура безналичного расчетно-кассового обслуживания, пластиковые карты, безналичные платежи.
JEL: G21, G23
Для цитирования: Маслов А. В., Маклакова Ю. А. Технология эквайринга и проблемы его регулирования в России // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 75–85. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-75-85.

Подробнее ...

П. А. Самиев, В. Р. Закирова, Д. В. Швандар
Экосистемы и маркетплейсы: обзор рынка финансовых услуг, с. 86-98
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена общемировыми тенденциями цифровизации финансового рынка и новыми вызовами современности. Распространение процессов глобализации на деятельность финансовых организаций определяет тренды цифрового развития взаимодействия с клиентами, в частности, рост потребительского спроса на дистанционное обслуживание в условиях пандемии стимулирует образование новых финансово-цифровых платформ. В статье представлен аналитический обзор тенденций, препятствий и перспектив интеграции финансовых экосистем и маркетплейсов на российском рынке. Основные выводы работы сводятся к необходимости применения комплексного подхода при разработке правил функционирования финансово-цифровых экосистем и маркетплейсов, учету межотраслевого характера взаимодействия. Нормативно-правовое регулирование обеспечит законодательные рамки и будет способствовать поддержанию конкуренции на рынке.
Ключевые слова: финансово-цифровые платформы, маркетплейс, финансовая экосистема, структурная трансформация, сквозная цифровая система.
JEL: G21, G22, G28
Для цитирования: Самиев П. А., Закирова В. Р., Швандар Д. В. Экосистемы и маркетплейсы: обзор рынка финансовых услуг // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 86–98. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-86-98.

Подробнее ...

Д. Андряков, Е. А. Домбровский
Меры налогово-бюджетного стимулирования экономического роста территорий, с. 99-113
Аннотация. В статье рассматриваются два возможных направления налогово-бюджетного стимулирования развития территорий: на уровне крупнейших агломераций в России и на региональном уровне. Агломерации являются «моторами» экономического развития стран. Неслучайно в Стратегии пространственного развития России до 2025 года особая роль отводится развитию агломераций. Вместе с тем имеется ряд факторов, сдерживающих их рост в РФ, и в частности институциональные ограничения, связанные с низкой самостоятельностью муниципальных образований, образующих агломерации. В статье предлагается ряд мер по перераспределению доходов и полномочий между муниципальными образованиями, являющимися центрами крупнейших агломераций, и регионами, на территории которых находятся эти агломерации. На региональном уровне были проанализированы действующие в настоящее время в России механизмы стимулирования субъектов РФ к наращиванию собственных доходов. Предложен механизм дополнительного стимулирования, заключающийся в передаче регионам поступлений НДС по льготной ставке 10 %, базой налогообложения которого является конечное внутреннее потребление домашних хозяйств, в обмен на централизацию в федеральном бюджете налога на прибыль по ставке 1 %. Проанализированы различные варианты реализации этого механизма с точки зрения его нейтральности к федеральному бюджету и бюджетам дотационных регионов.
Ключевые слова: агломерации, бюджетное выравнивание, стимулирование, регионы, межбюджетные трансферты, межбюджетные отношения, НДС, налог на прибыль.
JEL: H71, H72, H74
Для цитирования: Андряков А. Д., Домбровский Е. А. Меры налогово-бюджетного стимулирования экономического роста территорий // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 99–113. DOI:10.31107/2075-1990-2020-5-99-113.

Подробнее ...

Б. И. Алехин
Налоговая автономия и бюджетные балансы регионов, с. 114-127
Аннотация. Цель исследования — протестировать предположение о том, что расширение региональной налоговой автономии, измеренной отношением имущественных налогов к бюджетным расходам регионов, способствует улучшению региональных бюджетных балансов. С этой целью из статистики исполнения региональных консолидированных бюджетов выбраны данные по 82 субъектам Российской Федерации за 2005–2018 гг. Двухшаговая динамическая модель бюджетного сальдо оценена «системным» обобщенным методом моментов. Обнаружена положительная и статистически значимая зависимость сальдо от налоговой автономии. Автор присоединяется к тем исследователям, которые считают важным направлением развития бюджетного федерализма в России укрепление налоговой автономии регионов с упором на имущественные налоги.
Ключевые слова: налог на недвижимость, налоговая автономия, субнациональные органы власти, фискальный дисбаланс.
JEL: H62, H71, H77, E62
Для цитирования: Алехин Б. И. Налоговая автономия и бюджетные балансы регионов // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 114–127. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-114-127.

Подробнее ...

 

 

«Финансовый журнал» Том 12 №4 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Ж. А. Мингалева
Институциональные особенности международного финансирования программ адаптации к климатическим изменениям, с. 10-25
Аннотация. Статья посвящена анализу основных институциональных механизмов процесса финансирования программ адаптации наименее развитых стран к негативным климатическим изменениям, реализуемых в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Представлены результаты анализа базовых институтов, предназначенных для обеспечения процессов финансирования целей устойчивого развития и адаптации к негативным изменениям климата, разработанных на международном уровне. Анализ проведен в рамках двух этапов создания и развития системы финансовых институтов международной поддержки: Киотского протокола и Парижского соглашения. Выявлены причины необходимости дальнейшей трансформации институциональных механизмов финансирования программ адаптации. В результате исследования доказано, что ключевыми препятствиями для успешной реализации финансовых механизмов адаптации является их слабая институциональная основа и наличие коллизий в международных документах по вопросам климатического регулирования и устойчивого развития. На основе институционального анализа показано, что заложенные в основу международных механизмов финансирования институты характеризуются внутренними и внешними противоречиями, обладают слабой способностью к реализации и низкой привлекательностью для инвесторов. Сделан вывод о том, что ограниченность доступа к финансовому капиталу является одной из ключевых причин медленного решения проблемы борьбы с загрязнением окружающей среды и негативными изменениями климата, а также препятствием достижению соответствующей цели устойчивого развития.
Ключевые слова: финансовые механизмы, программы адаптации, климатические изменения, институты, Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Адаптационный фонд.
JEL: Q54, Q56, Q58, Q52
Для цитирования: Мингалева Ж. А. Институциональные особенности международного финансирования программ адаптации к климатическим изменениям // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 4. С. 10–25. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-4-10-25.

Подробнее ...

И. А. Яковлев, Л. С. Кабир, С. И. Никулина
Климатическая политика Российской Федерации: международное сотрудничество и национальный подход, с. 26-36
Аннотация. В статье представлен анализ ключевых положений климатической политики Российской Федерации и основных этапов ее становления. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки эффективной национальной стратегии действий по снижению климатических рисков для устойчивого социально-экономического развития страны. Цель исследования заключается в формировании обоснованного представления о современном состоянии климатической политики Российской Федерации. В статье проведен анализ международных подходов к формированию механизма, задействующего все государства в глобальном сотрудничестве по борьбе с изменением климата и адаптации к его последствиям, а также нормативных правовых документов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере вопросов борьбы с изменениями климата и адаптации к последствиям изменения климата. В результате проведенного исследования описан современный климатический режим ООН, сформировавшийся в итоге многолетнего международного сотрудничества. Проанализирован подход Российской Федерации к формированию климатической политики и систематизированы ключевые проблемы, влияющие на позицию страны в сфере разработки национальной климатической политики. Сделаны следующие выводы. Развитие климатической политики Российской Федерации осуществляется в русле глобальной концепции, однако ее ключевые вопросы еще комплексно не вписаны в национальную социально-экономическую политику. Наблюдаемый этап развития климатической политики Российской Федерации позволяет предположить, что в ближайшее время процесс ее формирования должен перейти на качественно новый уровень, а динамика процессов в области государственного регулирования вопросов борьбы с изменением климата и адаптации к его последствиям должна повыситься.
Ключевые слова: изменение климата, адаптация к изменению климата, международные соглашения, национальная политика, климатическая политика, Рамочная конвенция по изменению климата, Киотский протокол, Парижское соглашение.
JEL: F64, O44, Q58
Для цитирования: Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И. Климатическая политика Российской Федерации: международное сотрудничество и национальный подход // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 4. С. 26–36. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-4-26-36.

Подробнее ...

Е. П. Федорова
Роль государства в решении проблем развития «зеленого» финансирования, с. 37-51
Аннотация. Проблемы, связанные с развитием «зеленого» финансирования, существуют во всех странах мира. Эти проблемы особенно актуальны в развивающихся странах, чей экономический рост зависит от добычи топливных углеродных ископаемых. С целью исследования истории проблемы и выявления ключевых причин, сдерживающих развитие «зеленого» финансирования, в статье проводится системный обзор литературы, применяется системный аналитический подход к исследованию «зеленых» финансов, анализируется понятийная база, мировой опыт в решении проблем «зеленого» финансирования и проводится статистический анализ данных с сайтов международных организаций и финансовых институтов. В статье рассмотрены проблемы, уникальные для «зеленого» финансирования: разногласия в трактовке понятия «зеленые» финансы и «зеленые» секторы экономики, трудности с оценкой внешнего эффекта от «зеленого» финансирования, институциональные причины, сдерживающие его развитие, информационная асимметрия, трудности с оценкой кредитных и рыночных рисков. Рассмотрены нововведения в финансовом секторе, характерные для долгосрочных инвестиций, такие как «зеленые» облигации, ценные бумаги, обеспеченные активами, доходные компании. В результате сделан вывод, что для решения проблем «зеленого» финансирования необходим союз государства, международных организаций и фирм. Причем ведущая роль в этом союзе принадлежит государству, которое должно координировать, стимулировать и контролировать деятельность в области «зеленых» финансов.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экономический рост, «зеленая» экономика, «коричневая» экономика, «зеленые» финансы, «зеленые» инвестиции, «зеленые» облигации.
JEL: O44, Q32
Для цитирования: Федорова Е. П. Роль государства в решении проблем развития «зеленого» финансирования // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 4. С. 37–51. DOI: 10.31107/2075-1990- 2020-4-37-51.

Подробнее ... 

С. В. Дорошенко, А. Д. Мингалева
Углеродные биржи: европейский опыт развития механизма торговли разрешениями на выбросы, с. 52-68
Аннотация. Система торговли разрешениями на выбросы парниковых газов считается в настоящее время одним из наиболее перспективных механизмов воздействия на климатические проблемы. Однако регулирующая функция данного механизма не так положительно однозначна, как это представляют международные организации, а его создание, функционирование и распространение в глобальном масштабе сталкивается с множеством препятствий. В статье представлены основные результаты исследования процесса создания и развития системы торговли разрешениями на выбросы CO2 , реализуемой более 15 лет в ЕС. С целью выявления проблем в функционировании механизма торговли разрешениями на выбросы CO2 проведен поэтапный анализ его развития в рамках ЕС, выявлены основные институциональные препятствия в действующем механизме. Проведен анализ особенностей его применения, выявлены сильные и слабые стороны функционирования, дана оценка перспектив развития. В результате исследова- ния сделан вывод, что вследствие наличия объективных противоречий и недостатков в существующем механизме торговли разрешениями на выбросы CO2 его действие не позволяет обеспечить те результаты по уменьшению объемов выбросов и сокращению загрязнения, которые зафиксированы в плановых документах ООН и ЕС по экологическому регулированию. Основным препятствием является невозможность достичь в современных условиях согласования интересов множества заинтересованных сторон по сокращению выбросов, что провоцирует эффект «утечки углерода».
Ключевые слова: торговля разрешениями на выбросы, ETS ЕС, углеродные биржи, регулирующая односторонность, утечка углерода, квоты, парниковый эффект.
JEL: Q52, Q54, Q56, Q58
Для цитирования: Дорошенко С. В., Мингалева А. Д. Углеродные биржи: европейский опыт развития механизма торговли разрешениями на выбросы // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 4. С. 52–68. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-4-52-68.

Подробнее ... 

В. Н. Руцкий, М. В. Осипенко
«Зеленая» экономика как фактор производительности труда в обрабатывающей промышленности стран Европейского союза, с. 69-84
Аннотация. Многие страны декларируют модель устойчивого развития и переход к «зеленой» экономике как один из важных приоритетов экономической политики, нацеленной на сбережение природных ресурсов и снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду. Однако проблема оценки эффективности «зеленой» экономики и конкурентоспособности связанных с ней технологий все еще остается открытым вопросом. Статья посвящена изучению подходов к измерению «зеленой» экономики, эмпирическому анализу взаимосвязи производительности труда в обрабатывающей промышленности и факторов формирования «зеленой» экономики для ряда стран Европейского союза, характеризующихся высокими показателями в глобальных рейтингах «зеленой» экономики. Изучая подходы к идентификации и измерению «зеленой» экономики, авторы выявляют тенденции формирования новой модели экологически устойчивого развития в странах Европейского союза и динамику ключевых показателей «зеленой» экономики. В статье разрабатывается эмпирическая корреляционно-регрессионная модель, которая описывает наряду с другими факторами влияние факторов «зеленой» экономики на производительность труда в обрабатывающей промышленности. Оценка спецификации модели по панельным данным отрасли обрабатывающей промышленности семи стран Европейского союза показывает в целом значимый положительный эффект инвестиций в оборудование и установки для борьбы с загрязнением на производительность труда в отрасли, что говорит о целесообразности дальнейших исследований, в частности, о возможной привлекательности частных инвестиций в формирование «зеленой» экономики в различных отраслях экономики как развитых, так и развивающихся стран.
Ключевые слова: «зеленая» экономика, производительность труда, устойчивое развитие, государственная поддержка, инвестиции в «зеленые» технологии, эмпирическая модель, отраслевые данные.
JEL: O44, Q56, C33
Для цитирования: Руцкий В. Н., Осипенко М. В. «Зеленая» экономика как фактор производительно- сти труда в обрабатывающей промышленности стран Европейского союза // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 4. С. 69–84. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-4-69-84.

Подробнее ... 

И. П. Довбий, А. Н. Дегтеренко, В. В. Кобылякова
«Новая индустриализация» в России как фактор перехода к «зеленой» экономике, с. 85-100
Аннотация. Настоящее исследование раскрывает условия и факторы «новой индустриализации» в контексте возрастающей необходимости перехода России к новой «зеленой» модели экономического роста. Можно предположить, что следствием мирового структурного кризиса, вызванного COVID-19, станет усиление требований экологических стандартов. Последние могут оказаться мощным инструментом конкурентной борьбы компаний и государств за рынки ресурсов и рынки сбыта. В России «новая индустриализация» должна стать основой для «озеленения» экономики, поскольку для этого имеются определенные предпосылки. В статье исследованы различные факторы, условия, тренды, требования и признаки, которым должна соответствовать «новая индустриализация», чтобы обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность на мировых рынках. В теоретическом аспекте авторы сделали аргументированный вывод о диалектическом единстве процессов «новой индустриализации» и «озеленения» экономики. Если будут выполнены определенные условия, в частности, приоритетное развитие реального сектора экономики на новейшей технологической основе, формирование новой технократической элиты с компетенциями интеллектуального обеспечения политики «новой индустриализации», наращивание интеллектуального потенциала научных и инженерно-технических кадров, реализующих новые научные направления и разработки конкурентных технологий, то можно будет говорить о том, что «новая индустриализация» является фактором перехода к расширенному «зеленому» воспроизводству национальной экономики.
Ключевые слова: «новая индустриализация», наилучшие доступные технологии, устойчивое развитие, «зеленая» экономика, государственная промышленная политика, COVID-19, мировой структурный кризис.
JEL: D02, O14, O44
Для цитирования: Довбий И. П., Дегтеренко А. Н., Кобылякова В. В. «Новая индустриализация» в России как фактор перехода к «зеленой» экономике // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 4. С. 85–100. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-4-85-100.

Подробнее ...

И. И. Просвирина, Н. С. Довбий
Выбор источников традиционного и «зеленого» финансирования наилучших доступных технологий, с. 101-116
Аннотация. Россия постепенно расширяет принципы «зеленого» развития национальной экономики. В статье исследуется состояние методологического и институционального обеспечения «зеленых» инвестиций, анализируются проблемы, сдерживающие финансирование наилучших доступных технологий. Установлена ведущая роль государства в устранении институциональных разрывов между индивидуальными интересами инвесторов и коллективными проблемами общества. Авторами исследованы различные критерии выбора источников финансирования, сделан вывод о целесообразности развития в России отношений «зеленого» кредитования с учетом нормативных ограничений и ESG-рисков. В теоретическом (методическом) аспекте авторы выделили специфические черты «зеленого» финансирования как триединства элементов: «объект–субъект–институциональная среда»; каждый из признаков должен отвечать принципам «зеленого» финансирования. Обоснована необходимость дальнейшего формирования институциональной среды «зеленого» финансирования. В практическом плане для субъектов из списка 300 предприятий-загрязнителей, перед которыми стоит задача обновления основного капитала на основе наилучших доступных технологий, было проведено моделирование на основе имеющихся статистических данных, позво- лившее получить ответы на вопросы: какие факторы влияют на прирост внеоборотных активов, в том числе факторы, связанные с источниками их финансирования. Определено, что в первую очередь предприятия решают проблему текущего управления и достаточности оборотных средств и лишь затем начинают направлять финансовые ресурсы на обновление основного капитала. На основе полученных результатов сформулированы основные проблемы и показаны основные задачи «зеленого» развития российской экономики. При написании статьи применялись современные методы системного и статистического анализа, экономико-математического моделирования.
Ключевые слова: наилучшие доступные технологии, финансирование, источники «зеленого» финансирования, «зеленые» инвестиции, устойчивое развитие.
JEL: D02, O14, O44
Для цитирования: Просвирина И. И., Довбий Н. С. Выбор источников традиционного и «зеленого» финансирования наилучших доступных технологий // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 4. С. 101–116. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-4-101-116.

Подробнее ...

Е. О. Вострикова, А. П. Мешкова
ESG-критерии в инвестировании: зарубежный и отечественный опыт, с. 117-129
Аннотация. Эволюция финансовых инструментов наполняет новым содержанием процесс принятия инвести- ционных решений. Современное общество предъявляет спрос на дополнительную информацию относительно деятельности компаний: его уже не удовлетворяет стандартная финансовая отчетность и финансовые показатели. Ухудшение состояния окружающей среды, глобальное потепление, борьба с бедностью на фоне роста благосостояния в развитых странах создают благоприятную почву для появления и развития новых финансовых инструментов и критериев. В качестве ответа на эти современные запросы выступают ESG-критерии, способные помочь оценить деятельность компаний, связанную с инвестированием в устойчивое развитие. Более того, применение этих критериев позволяет компаниям снижать риски, создавать репутацию, равно как инвестиционным фондам помогает в принятии качественных инвестиционных решений. Эта тенденция, возникшая и укрепившаяся в развитых зарубежных странах за последние 50 лет, проникает и на развивающиеся рынки. Данная статья посвящена исследованию роли ESG-критериев в принятии инвестиционных решений с учетом накопленного зарубежного опыта. Лидерами в социально ответственном инвестировании являются экономики развитых стран: США, Канады, Великобритании, Германии, Австралии. Так как российские компании стремятся получить международное финансирование, им придется конкурировать за инвесторов на зарубежных финансовых рынках на их условиях. Следовательно, имеет смысл уже сейчас ориентироваться на следование ESG-критериям в своей деятельности. Выявлены проблемы, сдерживающие проникновение ESG-критериев в процесс принятия инвестиционных решений в России. Сделан вывод о том, что в настоящее время существует ряд барьеров для внедрения данных критериев: недостаток понимания значимости социально ответственных инвестиций, отсутствие государственных стандартов в раскрытии нефинансовой информации, дефицит крупных внутренних инвесторов (отсутствие конкуренции на рынке пенсионного страхования), нацеленность российских компаний исключительно на получение среднесрочной прибыли.
Ключевые слова: социально ответственные инвестиции, ESG-критерии, «зеленые» инвестиции, инвестиционные фонды, риски, устойчивое инвестирование.
JEL: G11
Для цитирования: Вострикова Е. О., Мешкова А. П. ESG-критерии в инвестировании: зарубежный и отечественный опыт // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 4. С. 117–129. DOI: 10.31107/ 2075-1990-2020-4-117-129.

Подробнее ...

«Финансовый журнал» Том 12 №3 2020

СОДЕРЖАНИЕ

М. Ю Малкина, И. А Моисеев
Эндогенность предложения денег в российской экономике в условиях смены монетарного режима, с. 8-27
Аннотация. В статье исследуется эндогенность денежного предложения в российской экономике в контексте изменения монетарного режима. Обобщены и проанализированы основные концепции совре- менной теории эндогенных денег и описаны подходы различных авторов к изучению влияния финансовых инноваций и монетарных режимов на эндогенность денежной массы. В эмпирической части работы тестировалась эндогенность происхождения денежной массы в рос- сийской экономике в 2010–2018 гг. на основе тестов Грейнджера на причинность и Йохансена на коинтеграцию, а также построения моделей VAR и VECM. Для этого использовались помесячные данные показателей денежной сферы (денежный агрегат M2, денежная база, мультипликатор), бан- ковской сферы (кредиты, депозиты, процентная ставка по кредитам) и трансакционного сектора экономики (обороты оптовой и розничной торговли). Временные ряды разделены на два интервала: 2010–2013 гг. и 2014–2018 гг., когда произошло изменение монетарного режима (введение ключевой ставки, изменение системы рефинансирования, переход к инфляционному таргетированию и плавающему валютному курсу рубля). В результате исследования были получены доказательства эндогенности происхождения денежной массы в российской экономике в обоих периодах, причем подтверждение скорее нашли гипо- тезы структурализма и предпочтения ликвидности. Показано, что в 2010–2013 гг. на увеличение потребности экономики в деньгах в краткосрочном периоде реагировали в основном коммерче- ские банки (через изменение банковского мультипликатора), а в долгосрочном — Центральный банк (через изменение денежной базы). В 2014–2018 гг. Банк России демонстрировал уже более оперативное подстраивание предложения денег к спросу на них, что отражалось в реагировании денежной базы в краткосрочном периоде. Между тем в данном периоде также усилилась роль коммерческих банков в кредитовании экономики за счет управления собственными ресурсами, что нашло отражение в реакции банковского мультипликатора на рост деловой активности в стра- не. Все это свидетельствовало об усилении эндогенности денежного предложения в российской экономике. Кроме пассивного приспособления нами был обнаружен особый активизм в денеж- ной сфере, когда инициатива создания денег исходила не столько от монетарных властей, сколь- ко от коммерческих банков, борющихся за рыночную долю в условиях обострения банковской конкуренции и снижения банковской маржи.
Ключевые слова: теория эндогенного предложения денег, аккомодализм, структурализм, коинтеграция временных рядов, тест Грейнджера на причинность, денежно-кредитная политика
JEL: E51
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00716.
Для цитирования: Малкина М. Ю., Моисеев И. А. Эндогенность предложения денег в российской экономике в условиях смены монетарного режима // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 8–27. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-8-27.

Подробнее ...

М. В. Мильчаков
Реализация национальных проектов в регионах в условиях противодействия коронавирусной инфекции, с. 28-47
Аннотация. В современных условиях национальные проекты стали важной опорой для дальнейшего социально-экономического развития регионов России. Это обстоятельство подчеркивает актуальность и важность адекватного финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных национальными проектами, с учетом региональной специфики. На реализацию мероприятий национальных проектов приходится около 1/3 бюджетных ассигнований в общем объеме межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ. Уровень вовлеченности отдельных субъектов РФ в нацпроектные мероприятия отличается: у 30 регионов вес безвозмездных поступлений из федерального бюджета на реализацию национальных проектов в региональных доходах составляет от 10 до 15 %, у 32 субъектов РФ — от 5 до 10 %. В статье дается оценка устойчивости региональных бюджетов с учетом мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции при трех сценарных условиях, определены возможные выпадающие доходы консолидированных бюджетов регионов. Представлены предложения по совершенствованию управления национальными проектами в случае реализации «сложного» сценария развития пандемии.
Ключевые слова: межбюджетные отношения, межбюджетные трансферты, национальные проекты, дотации, межбюджетные субсидии, федеральный бюджет, бюджеты регионов, коронавирусная инфекция, пандемия, COVID-19
JEL: H61, H72, H77, R58
Для цитирования: Мильчаков М. В. Реализация национальных проектов в регионах в условиях противодействия коронавирусной инфекции // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 28–47. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-28-47.

Подробнее ...

И. В. Кивико, Н. И. Малис
Налоговый потенциал Республики Крым, с. 48-59
Аннотация. Вступление Республики Крым в состав Российской Федерации создало проблемы адаптации республики к бюджетному и налоговому законодательству России. Большинство из этих проблем уже решены, но ряд вопросов еще остается. Применение в Крыму российского налогового законодательства первоначально привело к падению собственных доходов регионального бюджета, но постепенно ситуация стала улучшаться. С целью развития бизнеса на территории Республики Крым необходимо было применить гибкий налоговый механизм, включающий в себя создание свободной экономической зоны и механизма варьирования налоговыми ставками по специальным налоговым режимам, и эта задача последовательно решается. Главная задача настоящего времени — добиться снижения уровня теневой экономики за счет налогового администрирования, введения налога на профессиональный доход и механизма регистрирования объектов недвижимости. Предполагаемая отмена ЕНВД, являющегося существенным доходом местных органов власти, не сможет быть компенсирована патентной формой налогообложения или другими источниками. Необходимо изменение бюджетного законодательства по распределению налоговых поступлений между местными бюджетами как по основным налогам, так и по специальным налоговым режимам даже в условиях роста поступлений по НДФЛ в результате увеличения налоговой базы и включения в состав региональных налогоплательщиков обособленных подразделений.
Ключевые слова: Республика Крым, налоговая политика, бюджет, доходы, НДФЛ, налог на прибыль, специальные налоговые режимы, налоговый потенциал
JEL: Е63, Н22
Для цитирования: Кивико И. В., Малис Н. И. Налоговый потенциал Республики Крым // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 48–59. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-48-59.

Подробнее ...

В. В. Дербенева, Е. А. Захарчук, А. Ф. Пасынков
Развитие инициативного бюджетирования в регионах РФ (на примере Свердловской области), с. 60-75
Аннотация. В статье рассматривается опыт внедрения практики инициативного бюджетирования в российских регионах. Рассмотрение российского и зарубежного опыта показало, что в нашей стране складывается уникальный опыт и особая форма бюджетирования на основе общественного участия, поэтому сравнительный анализ мировой и отечественной эффективности таких практик существенно затруднен. В связи с этим в отечественной литературе пока не сложилось единого подхода к оценке эффективности инициативного бюджетирования. На примере Свердловской области рассмотрен опыт внедрения инициативного бюджетирования (ИБ) в регионах, выделены специфичные черты реализации практик ИБ, структура и направления использования финансовых ресурсов в муниципальных образованиях регионов. В рамках инициативного бюджетирования выделен особый опыт г. Екатеринбурга, который за счет собственных средств развивает инициативное бюджетирование в муниципальном образовании без софинансирования из областного бюджета начиная с 2019 г. В заключение отмечены общие проблемы и особенности муниципальных образований Свердловской области, возникающие при реализации практики инициативного бюджетирования. В качестве основных факторов успешного включения муниципальных образований в программы ИБ отмечены инициативность местных органов власти и уровень жизни населения территории.
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, Свердловская область, муниципальные образования, софинансирование, самообложение граждан
JEL: H72, H76, H79
Благодарности: Публикация подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН Института экономики УрО РАН на 2020–2022 гг.
Для цитирования: Дербенева В. В., Захарчук Е. А., Пасынков А. Ф. Развитие инициативного бюджетирования в регионах РФ (на примере Свердловской области) // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 60–75. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-60-75.

Подробнее ...

Д. В. Брызгалов, Ю. В. Грызенкова, А. А. Цыганов
Перспективы цифровизации страхового дела в России, с. 76-90
Аннотация. Предмет. Страхование и страховая деятельность в условиях цифровой экономики. Тема. Актуальность темы обусловлена потребностью в определении специфики страхования в условиях цифровой экономики, а также в проведении исследования по оценке практического применения новых цифровых технологий на российском страховом рынке. В имеющихся работах российских и зарубежных авторов проблематика практического использования процессов цифровизации российскими страховщиками системно не рассматривалась. Цель. Теоретическое обоснование изменений категории страхования в условиях цифровизации экономики и изучение практической реализации цифровых технологий на российском страховом рынке. Метод. В работе рассматриваются результаты конъюнктурного исследования 30 ведущих российских страховщиков по вопросам цифровизации страхового рынка, направленного на выявление проблем и перспектив данного процесса в России. Результаты. Дано теоретическое определение цифрового страхования и показана его дуальность в условиях цифровой экономики, связанная со страхованием специфических цифровых рисков и с внедрением новых цифровых технологий (цифровизацией). Разработаны и рассчитаны показатели цифровизации страховой деятельности, в частности, показатель использования и проникновения цифровых технологий. Рассмотрены и объяснены результаты исследования по востребованности страховыми компаниями новых цифровых технологий по бизнес-процессам. Классифицированы цифровые риски, показаны особенности реализации киберрисков, рисков искусственного интеллекта и интернета вещей. Оценены перспективы использования страховщиками цифровых технологий на ближайшую перспективу. Область применения. Результаты исследования могут быть использованы страховыми компаниями для оценки конкурентного окружения в части использования цифровых технологий и в процессе стратегического планирования, а также государственными органами для оценки состояния дел и перспектив участия страхового рынка в формировании цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровое страхование, цифровизация, страховой рынок, цифровые технологии, цифровая экономика
JEL: G22, M15
Для цитирования: Брызгалов Д. В., Грызенкова Ю. В., Цыганов А. А. Перспективы цифровизации страхового дела в России // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 76–90. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-76-90.

Подробнее ...

Л. А. Петрова, Т. Е. Кузнецова
Цифровизация банковской системы: цифровая трансформация среды и бизнес-процессов, с. 91-101
Аннотация. В статье представлены ключевые аспекты развития банковского сектора в условиях цифровизации — тренды развития цифровых технологий банка, изменения под их влиянием бизнес-процессов, банковских продуктов и услуг, моделей обслуживания и развития собственной экосистемы. Анализ отечественной и зарубежной практики использования цифровых технологий при планировании, мониторинге и оценке управленческих решений позволил сформулировать предложения по приоритетным направлениям применения цифровых технологий в рамках дальнейшего освоения принципов и процедур управления по результатам. Проведенное исследование определило, что цифровая трансформация среды и бизнес-процессов будет являться главным направлением развития любого бизнеса, в том числе и банковского. Более того, развитие банковской системы на основе использования сквозных технологий позволит решить многие проблемы. Например, такие сквозные технологии, как машинное обучение, искусственный интеллект, блокчейн, P2P-кредитование, робоэдвайзинг ускорят проведение технологических изменений, персонализируют предложения, увеличат скорость банковских операций, повысят точность расчетов, снизят риск умышленного искажения отчетных данных. При постановке и решении задач использовались методы анализа, моделирования и аналогии. В результате исследования было определено понятие цифрового банка, выявлены проблемы и перспективы применения цифровых технологий в банковском секторе, предложены основные направления для достижения успеха при цифровой трансформации среды и бизнес-процессов в банке.
Ключевые слова: цифровой банк, банковский сектор, цифровые технологии, омниканальный способ обслуживания, машинное обучение, искусственный интеллект, блокчейн
JEL: G20
Для цитирования: Петрова Л. А., Кузнецова Т. Е. Цифровизация банковской системы: цифровая трансформация среды и бизнес-процессов // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 91–101. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-91-101.

Подробнее ...

С. А. Переход
Макроэкономическая стабильность и микропруденциальное регулирование внешнего корпоративного долга России, с. 102-113
Аннотация. Статья посвящена исследованию рисков внешнего корпоративного долга России и инструментов нивелирования текущих шоков (санкций, глобальной рецессии из-за пандемии COVID-19, низких цен на нефть) для обеспечения макроэкономической стабильности. Проведена детальная декомпозиция долга и анализ вероятных уязвимостей, сделан вывод о наиболее значимом риске перекладывания корпоративных обязательств на государственные финансы. На основе выборки динамики долга за 2006–2019 гг. (56 наблюдений) показано более активное наращивание заимствований государственными компаниями (в сравнении с частным сектором), введено понятие «опцион господдержки». Уточнено определение финансовой стабильности в контексте долговой устойчивости. На основании выявленных рисков сделан вывод о необходимости координации заемной политики госкомпаний на внешних рынках и предложены элементы стратегии снижения угроз для страны. Проведено сопоставление микро- и макропруденциального подходов и особенности их применения в открытой экономике — экспортере сырья.
Ключевые слова: внешний корпоративный долг, макропруденциальная политика, финансовая стабильность, риск-менеджмент
JEL: F34, H63, G32
Для цитирования: Переход С. А. Макроэкономическая стабильность и микропруденциальное регулирование внешнего корпоративного долга России // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 102–113. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-102-113.

Подробнее ...

Н. Д. Хурмуз
Управление по результатам в государственном секторе: возможности для Сирии (рус., англ.), с. 114-135
Аннотация. В условиях проведения государственно-правовой реформы в Сирии особую актуальность приобретает проблема повышения эффективности государственного управления и отдельных его элементов. Сложившаяся на данный момент система социальных стандартов и гарантий оказалась непригодной для условий рыночной экономики. Нарастающие проблемы в экономике: падение ВВП, сокращение доходов бюджета и рост его дефицита — усугубляют проблемы в социальной сфере и снижают доступ к государственным услугам. В связи с этим ограниченность бюджетных средств существенно уменьшила общественные фонды потребления, в результате определенные услуги стали почти недоступными в условиях низкой покупательной способности населения. В статье обоснована необходимость модернизации системы управления в соответствии с требованиями демократического государства с социально ориентированной экономикой. Модернизация должна быть направлена прежде всего на внедрение бюджетирования и систем, способствующих повышению качества услуг, предоставляемых органами государственной власти. В ходе теоретического и методологического осмысления процессов совершенствования деятельности органов государственной власти Сирии и других государств, находящихся в аналогичных условиях, был сделан вывод об актуальности перехода от устаревших форм и методов управления к современным, где целеполагание и реализация задач по достижению целей осуществляются в каждом отдельном субъекте управления, а постановка целей ориентирована на четко определенный результат. Обосновано, что таким механизмом может быть внедрение бюджетирования и управления по результатам (performance management) в государственное управление.
Ключевые слова: управление по результатам, ориентация на результат, цели, органы государственного управления, государственная власть
JEL: H11, H50, P21
Для цитирования: Хурмуз Н. Д. Управление по результатам в государственном секторе: возможности для Сирии // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 114–135. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-114-135.

Подробнее ...

«Финансовый журнал» Том 12 №2 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Б. И. Алехин
Сглаживание налоговой нагрузки в России, с. 9-24
Аннотация. Актуальность. Р. Дж. Барро предложил теорию налогового сглаживания, в которой государство наращивает долг, чтобы сглаживать налоговую нагрузку во времени и тем самым снижать убыток благосостояния из-за ее колебаний. Любая позитивная модель бюджетной политики должна использовать сглаживание в качестве эталона. Так ли это в России? Цель исследования. Протестировать гипотезу налогового сглаживания на российских данных. Методы. Использована выборка из статистики исполнения бюджета российского правительства с квартальной периодичностью за 2000–2019 гг. (79 наблюдений). Выполнены тесты на случайное блуждание, нестационарность, коинтеграцию и парную причинность по Грэнджеру. Результаты. Основной результат: налоговая ставка, исчисленная по всем доходам, и постоянные расходы обнаруживают коинтеграцию только при учете структурных сдвигов в данных, а тест Грэн-джера показал, что постоянные расходы — причина по отношению к этой ставке, но не наоборот. Второстепенный результат: ставка, исчисленная по нефтегазовым доходам, провалила оба теста. Эти результаты интерпретируются как свидетельство в пользу гипотезы налогового сглаживания, так как (перефразируя Барро) необнаружение коинтеграции конкретной категории налогообложения и постоянных расходов не дезавуирует центральный тезис теории. Заключение. Данное исследование в очередной раз, теперь на статистике бюджета российского правительства, не опровергло гипотезу налогового сглаживания. Постоянные изменения расходов вызывали пересмотр налоговой ставки, а временные финансировались комбинацией займов и нефтегазовых доходов. Низкая степень коинтеграции означает, что российская экономика понесла убытки из-за неполного и непоследовательного налогового сглаживания.
Ключевые слова: избыточное налоговое бремя, налоговое сглаживание, коинтеграция, структурные сдвиги
JEL: H60, H62, H63
Для цитирования: Алехин Б. И. Сглаживание налоговой нагрузки в России // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 9–24. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-2-9-24.

Подробнее ...

Ж. А. Мингалева, Ю. В. Старков
Механизм налогообложения вредных выбросов: анализ с позиции институционального подхода
, с. 25-38
Аннотация. В настоящее время во всех экономически развитых странах мира активно применяется экологическое регулирование, призванное сократить объемы загрязнения окружающей среды и антропогенное воздействие на климат. За это время были разработаны различные инструменты воздействия на субъекты экономики и общества с целью сокращения объемов выбросов в окружающую среду загрязняющих веществ. Базовыми среди них являются налогообложение выбросов и торговля разрешениями на выбросы. Эти инструменты оказывают разное влияние как на успех в реализации международной и национальной экологической политики, так и на степень вовлечения бизнеса и домохозяйств в реализацию всего комплекса мероприятий по сокращению вредных выбросов в атмосферу и охране окружающей среды. В предлагаемой статье проанализированы особенности и практическая применимость инструмента налогообложения вредных выбросов, проведен анализ его сильных и слабых сторон с учетом влияния политических, социальных, экономических факторов. Основные методы исследования — институциональный и компаративный анализы. Результатом исследования является вывод о разной степени эффективности применения механизмов налогообложения вредных выбросов на национальном и международном уровнях, а также в отношении различных источников выбросов. Показано, что в силу различий в национальных законодательствах и базовых экономических условий развития механизм налогообложения вредных выбросов в отдельных странах не может обеспечить достижения запланированных в международных документах результатов сокращения загрязнения и нормального развития экологических механизмов. Тем не менее в современных условиях система налогообложения выбросов пока остается более эффективной в рамках отдельных стран, чем торговля выбросами, и применяет- ся во всем мире более широко, чем механизм торговли разрешениями. Кроме того, потенциал механизма налогообложения до конца не использован.
Ключевые слова: «зеленые» налоги, вредные выбросы, парниковый эффект, интернализация экстерналий, ставки налога, источники загрязнения, налогообложение выбросов
JEL: Q54, Q56, Q58, Q52
Благодарности: исследование выполнено в рамках фундаментальной части государственного задания Министерства науки и образования Российской Федерации Пермскому национальному исследовательскому политехническому университету (тема 0751-2020-0026).
Для цитирования: Мингалева Ж. А., Старков Ю. В. Механизм налогообложения вредных выбросов: анализ с позиции институционального подхода //Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 25–38. DOI: 10.31107/2075- 1990-2020-2-25-38.

Подробнее ...

М. А. Щепелева
Эмпирический анализ балансового канала денежно-кредитной трансмиссии для России, с. 39-56
Аннотация. Актуальность. После глобального финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. возрос интерес исследователей к анализу влияния финансовых переменных на показатели реального сектора. Согласно теории денежно-кредитной трансмиссии изменение краткосрочной процентной ставки воздействует на объем инвестиций не только напрямую, но и опосредованно, через изменение показателей баланса кредиторов (канал банковского кредитования) и компаний-заемщиков (балансовый канал денежно-кредитной трансмиссии). Изучение механизма работы различных каналов трансмиссии представляет важную информацию для регулятора, позволяющую ему точнее оценивать последствия от проводимой политики. Цель статьи состоит в выявлении особенностей функционирования балансового канала денежно-кредитной трансмиссии для России в период с 2010 по 2017 г. Сопоставление результатов модели для микро- (панельной векторной авторегрессии) и макроданных (байесовской векторной авторегрессии) указывает на наличие признаков балансового канала в российской экономике, однако полного соответствия классической трансмиссионной цепочке найти не удается. На основе проведенного анализа выявлены статистически значимые взаимосвязи между процентной ставкой и объемом инвестиций. Взаимосвязи между прочими звеньями балансового канала остаются противоречивыми. Дальнейшие направления исследования состоят в уточнении количественных характеристик выявленных взаимосвязей и сравнении «мощи» балансового канала с другими каналами денежно-кредитной трансмиссии.
Ключевые слова: балансовый канал, финансовый акселератор, денежно-кредитная трансмиссия, панельная VAR-модель, байесовская VAR-модель
JEL: E52, E58
Для цитирования: Щепелева М. А. Эмпирический анализ балансового канала денежно-кредитной трансмиссии для России // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 39–56. DOI: 10.31107/ 2075-1990-2020-2-39-56.

Подробнее ...

Д. В. Горохова
Государственные закупки в Российской Федерации: ретроспектива и развитие, с. 57-68
Аннотация. Сфера государственных и муниципальных закупок является одной из самых динамично развивающихся сфер государственного управления. С 2013 г. было принято более 50 федеральных законов, которые вносили изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ, и более 100 подзаконных актов. Существенные изменения в законодательство о контрактной системе, связанные с требованиями реализации национальных проектов, были внесены в 2019 г. Очевидно, что нормы нормативного правового регулирования государственных и муниципальных закупок требуют систематизации, критического взгляда и выработки дальнейших направлений совершенствования. С этой целью в статье рассматриваются новации Федерального закона № 44-ФЗ и его подзаконных актов во взаимосвязи и развитии и предлагаются направления его дальнейшего совершенствования. При написании статьи использовались правовые, сравнительные и статистические методы анализа. Результаты исследования показали, что сложившаяся система государственных и муниципальных закупок не в полной мере отвечает требованиям эффективности, является не очень комфортной для организаций коммерческого сектора экономики России, требует дальнейшей процедурной и кадровой оптимизации. По указанным направлениям даны предложения по дальнейшему развитию.
Ключевые слова: государственные закупки, Федеральный закон № 44-ФЗ, эффективность закупок, контрактная система, законодательство о закупках
JEL: H80, H57
Для цитирования: Горохова Д. В. Государственные закупки в Российской Федерации: ретроспектива и развитие // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 57–68. DOI: 10.31107/2075- 1990-2020-2-57-68.

Подробнее ...

Н. С. Матвеева
Международный опыт осуществления государственного финансового контроля, с. 69-95
Аннотация. Финансовый контроль является важной частью системы управления финансами, повышение значимости которого в современном мире отражено в том числе в Лимской декларации руководящих принципов контроля, согласно которой финансовый контроль представляет собой неотъемлемый компонент управления общественными финансами. Актуальность темы исследования обусловлена усилением роли финансового контроля в развитых странах мира и поиском путей повышения эффективности его осуществления. Цель данной статьи заключается в выявлении основных направлений развития государственного финансового контроля и анализе процесса стандартизации. Несмотря на то что принципы построения системы государственного финансового контроля разнятся в зависимости от сложившихся исторических, экономических и нормативно-правовых традиций определенной страны, общие тенденции к децентрализации осуществления контроля, а также стандартизации контрольной деятельности определяют дальнейшие направления развития данной сферы. Кроме того, описывается текущий уровень развития государственного финансового контроля в Российской Федерации и возможности адаптации международного опыта в нашей стране с целью повышения эффективности осуществления финансового контроля. В настоящей статье анализ зарубежного опыта проводился по трем направлениям — общий контроль над государственными финансами, парламентский и правительственный контроль, а также внутренний контроль и внутренний аудит как особые области финансового контроля. В части стандартизации было установлено, что стандарты внешнего государственного контроля формируются и утверждаются национальными контрольно-счетными органами соответствующей страны, как правило, с учетом требований стандартов ИНТОСАИ. При этом в национальных стандартах обязательно отражаются особенности организации финансового контроля в соответствующей стране, установленные законодательно, и сложившаяся национальная практика осуществления государственного аудита. Требования к организации и функционированию внутреннего финансового контроля могут устанавливаться как высшими органами государственного аудита, так и министерствами финансов. А требование организовать и осуществлять внутренний финансовый аудит устанавливается, как правило, законодательно.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, система управления финансами, высшие органы финансового контроля, внутренний контроль, внутренний аудит, контрольные органы, зарубежный опыт
JEL: E62, H11, H83
Для цитирования: Матвеева Н. С. Международный опыт осуществления государственного финансового контроля // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 69–95. DOI: 10.31107/2075- 1990-2020-2-69-95.

Подробнее ...

Т. Г. Арбатская
Роль инвентаризации в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы, с. 96-110
Аннотация. Развитие бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы и его сближение с МСФО общественного сектора ставят новые проблемы как методологического, так и методического характера. Значительную роль в обеспечении достоверности учетных и отчетных данных для заинтересованных пользователей представляет такой элемент метода бухгалтерского учета, как инвентаризация, что подтверждает актуальность темы исследования. В статье проведено теоретическое исследование инвентаризации в условиях внедрения ФСБУ государственных финансов. Рассмотрена взаимосвязь инвентаризации с другими элементами метода бухгалтерского учета, а также с определенными бухгалтерскими процедурами, применяемыми в отношении любого объекта учета — признанием, классификацией, оценкой, корректировкой оценки, представлением и раскрытием информации в отчетности и подтверждением достоверности отчетности независимым субъектом. Изучено влияние инвентаризации на достижение качественных характеристик отчетности для повышения ее полезности для пользователей. Определено, что для обеспечения информационных потребностей пользователей с учетом постоянно изменяющихся условий внешней и внутренней среды инвентаризация должна подтверждать не только существование и классификацию объекта, но и его актуальную стоимостную оценку. Сделан вывод о целесообразности раскрытия в отчетности информации об оценке объектов как по фактической, так и по справедливой стоимости. Это позволит обеспечить выполнение бухгалтерским (бюджетным) учетом контрольной функции и усилить его информационную функцию. Полученные выводы могут быть использованы для дальнейшего развития нормативного регулирования бухгалтерского учета государственных финансов.
Ключевые слова: организации бюджетной сферы, бухгалтерская отчетность, инвентаризация, достоверность отчетности, качественные характеристики отчетности, оценка, обесценение, справедливая стоимость
JEL: M41
Для цитирования: Арбатская Т. Г. Роль инвентаризации в обеспечении достоверности бухгалтерской отчетности организаций бюджетной сферы // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 96–110. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-2-96-110.

Подробнее ...

М. И. Куделич
Правовые проблемы суброгации при возмещении вреда, с. 111-119
Аннотация. В связи с возрастающими потребностями в возмещении вреда и обеспечении необходимого уровня защиты прав страхователей, потерпевших и застрахованных лиц, в настоящее время особую актуальность приобретают задачи совершенствования механизмов правового регулирования суброгации. Целью данной статьи является выявление и систематизация имеющихся на сегодняшний день основных правовых проблем теоретического и прикладного характера в области суброгационных правоотношений. Результатами исследования стали предложения по возможным способам законодательного решения проблем, связанных с суброгацией при страховании гражданской ответственности и риска убытков от предпринимательской деятельности, с уступкой и взаимозачетом требований при суброгации, с соотношением размера страховой выплаты и суброгационного требования, суброгации и перестрахования. Кроме того, полученные выводы могут использоваться для совершенствования норм гражданского законодательства в целях устранения коллизии норм, связанной с лицами, ответственными за убытки, и лицами, ответственными за наступление страхового случая, а также в целях установления запрета применения суброгации в отношении самого страхователя и его близких.
Ключевые слова: суброгация, страхование, возмещение вреда, законодательство
JEL: G22
Для цитирования: Куделич М. И. Правовые проблемы суброгации при возмещении вреда // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 111–119. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-2-111-119.

Подробнее ...

В. Н. Овчинников
Нобелевская премия по экономике 2019 года: борьба с бедностью и эксперименты в экономике развития, с. 120-131
Аннотация. В настоящей работе подробно обсуждаются результаты эмпирических исследований лауреатов Нобелевской премии по экономике 2019 г. М. Кремера, А. Банерджи и Э. Дюфло. Полевые эксперименты лауреатов в образовании, здравоохранении, финансовой и технологической сферах позволили иначе взглянуть на эффективность традиционных инструментов социально-экономической политики в странах догоняющего мира, предлагая им взамен новые, более совершенные практики и реформы, направленные на борьбу с бедностью. Помимо востребованности полученных выводов в политической плоскости эксперименты лауреатов обеспечили экономику развития мощным аналитическим и методологическим инструментарием, формируя тем самым фундамент для последующих академических изысканий в данной отрасли экономической науки.
Ключевые слова: Нобелевская премия, лауреаты, экономика развития, эксперимент, бедность, догоняющий мир
JEL: O10, O12, O15
Для цитирования: Овчинников В. Н. Нобелевская премия по экономике 2019 года: борьба с бедностью и эксперименты в экономике развития // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 2. С. 120–131. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-2-120-131.

Подробнее ...

 

 

 

 

«Финансовый журнал» Том 12 №1 2020

СОДЕРЖАНИЕ

В. В. Вагин, Н. А. Шаповалова
Актуальные вызовы и проблемы развития инициативного бюджетирования, с. 9-26
Аннотация. 
Статья посвящена рассмотрению актуальных проблем развития инициативного бюджетирования (ИБ) в Российской Федерации на основании эмпирических данных, накапливаемых в ходе мониторинга развития ИБ с 2015 г. Разработанная в НИФИ Минфина России методология организации мониторинга и анализа получаемых данных позволяет не только оценивать динамику развития по ключевым показателям, но также выявлять тренды и формулировать проблемы в текущем развитии ИБ. Накопленный массив информации об инициативном бюджетировании предоставляет широкие возможности конструирования аналитических переменных, рассчитываемых на основе агрегирования первичных данных. В статье намечены подходы к исследованию разных форм инициативного бюджетирования и приводятся отдельные результаты сравнительного анализа различных типов применяемых в субъектах РФ практик, предусматривающих участие граждан в бюджетных решениях. Одним из вызовов в организации мониторинга становится необходимость регулярной корректировки его процедуры, исходя из текущих изменений в законодательном регулировании и практической реализации инициативного бюджетирования. В рамках мониторинга формируется отдельное направление по изучению муниципальных практик ИБ. Авторы проводят обзор документов, легитимирующих вопросы ИБ в Российской Федерации и в субъектах РФ, в частности результатов анализа государственных программ субъектов РФ. В статье обобщается актуальная повестка и намечаются направления развития институционального сопровождения ИБ. Выводы, сформулированные авторами, включают в себя широкий спектр предложений по совершенствованию программ и практик инициативного бюджетирования в субъектах РФ и стране в целом.
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, партисипаторное бюджетирование, вовлечение граждан, софинансирование, местное самоуправление, муниципальный бюджет, мониторинг, программный подход
JEL: H72, H76, H79
Для цитирования: Вагин В. В., Шаповалова Н. А. Актуальные вызовы и проблемы развития инициативного бюджетирования // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 1. С. 9–26. DOI: 10.31107/ 2075-1990-2020-1-9-26.

Подробнее ...

А. И. Костин
Организация программно-целевого финансирования научных исследований в Российской Федерации, с. 27-40
Аннотация. Актуальность темы обоснована тем, что программно-целевые методы управления стали важнейшей частью современных государственных финансов. Они способствуют реализации одного из ключевых принципов в этой сфере — принципа социально-экономической эффективности расходов. В то же время практика программно-целевого финансирования находится в процессе развития, и его окончательные, устойчивые формы еще далеко не сложились. На пути внедрения программно-целевых методов имеется ряд серьезных трудностей, в частности, связанных с проблемами применения формализованных процедур построения иерархии целей, задач и мероприятий, увязки с ними ресурсных потребностей. При использовании программно-целевого финансирования науки указанные проблемы стоят еще более остро ввиду высокой степени качественной разнородности как непосредственных, так и конечных социально значимых результатов. В статье проводится анализ существующей организации программно-целевого финансирования в сфере научных исследований. В частности, рассматриваются проблемы увязки приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и программных документов. Приводится результат анализа состава целевых показателей (индикаторов) государственных программ и динамики их значений, а также бюджетных ассигнований на гражданскую науку в рамках государственных программ и национальных проектов. Делается вывод о том, что в рамках расходов на гражданскую науку программно-целевой метод управления государственными расходами во многом остается формальным, стратегические и программные документы и статистическое наблюдение за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий не увязаны по целеполаганию и приоритетным направлениям. Автор предлагает использование инструмента обзоров бюджетных расходов в сфере НИОКР как одного из эффективных способов оценки результативности государственных программ.
Ключевые слова: НИОКР, эффективность бюджетных расходов, финансирование науки, программно-целевые методы, государственная программа, национальный проект, обзор бюджетных расходов
JEL: H50, H59
Для цитирования: Костин А. И. Организация программно-целевого финансирования научных исследований в Российской Федерации // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 1. С. 27–40. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-1-27-40.

Подробнее ...

В. В. Громов
Налоговая конкуренция в России на разных этапах развития налоговой системы, с. 41-57
Аннотация. Статья посвящена анализу внутренней налоговой конкуренции как явления, которое стало формироваться вместе с переходом России к рыночной экономике и по-разному проявлялось в процессе эволюции налоговой системы страны. Отражены особенности налоговой конкуренции, причины ее возникновения, масштабы и проявления, менявшиеся по мере налоговых преобразований. В статье показано, что внутренняя налоговая конкуренция — это неотъемлемая часть российской действительности, которая является отражением бюджетно-налогового федерализма и трансформируется под влиянием представлений о том, какой должна быть налоговая автономия субъектов Российской Федерации. Систематизация пройденного пути важна как для более глубокого понимания специфики действующего законодательства, так и для гармонизации налоговой политики, а также для осмысления перспектив и оценки вектора развития регионального налогообложения в Российской Федерации.
Ключевые слова: налоговая база, налоговая конкуренция, налоговая политика, налоговая реформа, налоговые доходы, налоговые стимулы, региональная конкуренция, факторы производства, федерализм
JEL: H71, K34
Для цитирования: Громов В. В. Налоговая конкуренция в России на разных этапах развития налоговой системы // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 1. С. 41–57. DOI: 10.31107/2075- 1990-2020-1-41-57.

Подробнее ...

И. Ю. Арлашкин
Сравнительная оценка подходов к расчету налогового потенциала регионов, с. 58-67
Аннотация. Для оценки налогового потенциала в целях фискального выравнивания территориальных бюджетов используются три основных метода: метод репрезентативной налоговой системы, метод исторических данных и метод макроэкономических показателей. Каждый из этих методов обладает своими достоинствами и недостатками, при этом метод исторических данных считается наиболее точным с точки зрения приближенности значений налогового потенциала к фактическому исполнению бюджетных доходов. Цель статьи заключается в том, чтобы сравнить точность оценки налогового потенциала российских регионов различными методами, а также путем их комбинирования и на основе этого предложить меры по изменению действующей методики оценки налогового потенциала. Представленные в данной статье расчеты для российских регионов на примере 2018 г. показывают, что на самом деле метод репрезентативной налоговой системы, использующийся в действующей методике оценки налогового потенциала, и метод исторических данных обладают сопоставимой степенью точности, а метод макроэкономических показателей уступает им лишь незначительно. При этом на уровне оценки потенциала по отдельным налогам преимуществом в точности оценки может обладать как метод исторических данных, так и метод репрезентативной налоговой системы, а метод макроэкономических показателей заметно им проигрывает (кроме случая налога на прибыль). Как показывают проведенные автором расчеты, повысить точность оценки налогового потенциала регионов можно за счет следующих мер: отказаться от учета данных за текущий финансовый год, то есть учитывать данные только за два отчетных года; отказаться от корректировки налогового потенциала по налогу на прибыль и НДФЛ на превышение темпов роста налоговых доходов выше среднего уровня; использовать метод макроэкономических показателей для оценки налогового потенциала по НДПИ и группе прочих налогов.
Ключевые слова: налоговый потенциал, доходный потенциал, репрезентативная налоговая система, метод исторических данных, метод макроэкономических показателей, фискальное выравнивание, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
JEL: H73, H77
Для цитирования: Арлашкин И. Ю. Сравнительная оценка подходов к расчету налогового потенциала регионов // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 1. С. 58–67. DOI: 10.31107/2075-1990- 2020-1-58-67.

Подробнее ... 

А. В. Корытин
Влияние налоговой нагрузки на распределение прямых иностранных инвестиций по отраслям экономики, с. 68-86
Аннотация. Создание условий для привлечения иностранных инвестиций, в т. ч. с помощью налоговых стимулов, для целей развития экономики страны и ее отдельных отраслей является важной задачей экономической и налоговой политики. В статье представлены результаты построения и оценки эмпирической модели, которая описывает влияние налоговой нагрузки на капитал (средних налоговых ставок, рассчитанных для отраслей экономики России по методике ОЭСР) и рентабельности наряду с другими отраслевыми характеристиками на распределение потоков прямых иностранных инвестиций между отраслями российской экономики. В процессе разработки модели обсуждаются практические ограничения, следующие из несовершенства рынка капитала и инвестиций, а также доступности данных. Оценки различных спецификаций построенной модели на отраслевых данных по 29 российским отраслям за период 2006–2015 гг. методом пул-регрессии показывают в целом значимый негативный эффект показателя налоговой нагрузки на приток иностранных инвестиций в отрасль. Для полной спецификации модели эластичность переменной притока ПИИ по отношению к показателю налоговой нагрузки равна 0,88.
Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, налоговая нагрузка, средняя налоговая ставка, рентабельность, международная налоговая конкуренция, эмпирическая модель, отраслевые данные
JEL: C23, F21, H32
Для цитирования: Корытин А. В. Влияние налоговой нагрузки на распределение прямых ино- странных инвестиций по отраслям экономики // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 1. С. 68–86. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-1-68-86.

Подробнее ...

Ю. А. Данилов
Экономическая модель компенсационного фонда в России, с. 87-104
Аннотация. Произошедшая в России макроэкономическая стабилизация привела к частичному перемещению сбережений населения из банковских вкладов на рынок ценных бумаг, что предопределяет актуальность создания институтов, обеспечивающих минимизацию нерыночных рисков мелких инвесторов. Как показывает мировой опыт, среди таких институтов важнейшим является компенсационный фонд. В статье рассматриваются проекты создания в России компенсационного фонда, при этом представлены результаты пересчета прогнозного баланса такого фонда, опирающиеся на предпосылки подхода Национальной ассоциации участников фондового рынка, но на основе последних данных, которые существенно изменились за последние два года в результате взрывного роста инвестиций домохозяйств на рынке ценных бумаг. Было показано, что в новых условиях невозможно обеспечить достаточное финансирование компенсационных фондов на основе ранее предполагавшихся источников. Автор предлагает расширить перечень источников финансирования компенсационного фонда, ориентируясь на имеющийся международный опыт. В статье приводятся прогнозные расчеты баланса фонда и коэффициентов его достаточности на основе данных предложений, которые показывают, что данная модель компенсационного фонда является состоятельной и может быть внедрена в максимально короткие сроки. Рассматриваются дальнейшие перспективы развития национальной компенсационной системы, которая могла бы включать компенсационные фонды в различных сегментах финансового рынка.
Ключевые слова: компенсационный фонд, сбережения домохозяйств, стимулирование долгосрочных инвестиций, защита интересов инвесторов, индивидуальные инвестиционные счета, ценные бумаги, компенсационная система, нерыночные риски
JEL: G18, G20, G23, G28
Благодарности: Статья написана на основе научно-исследовательских работ, выполненных в РАНХиГС в рамках государственного задания. Автор выражает искреннюю благодарность коллегам, высказавшим критические замечания и предложившим ряд ценнейших идей для более глубокой проработки материала, который лег в основу настоящей статьи. Особая благодарность — председателю правления НАУФОР А. Тимофееву, управляющему Федерального общественно- государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров М. Сафиулину, а также экспертам данного фонда, проделавшим детальный критический разбор ряда концептуальных вопросов предлагаемой модели.
Для цитирования: Данилов Ю. А. Экономическая модель компенсационного фонда в России // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 1. С. 87–104. DOI: 10.31107/2075-1990- 2020-1-87-104.

Подробнее ... 

Ю. А. Сплетухов
Информационные технологии на российском страховом рынке: возможности развития, с. 105-116
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием современных информационных технологий на страховом рынке страны. Значительное место уделено перспективам их применения, а также анализу проблем, которые необходимо решить, чтобы устранить препятствия для их более широкого распространения. Среди направлений, где информационные технологии распространены наиболее широко, выделены: доведение до клиентов информации о страховщиках и предоставляемых ими услугах, подготовка предложений страховых продуктов и их продажа, сбор информации о страхователях, оценка страховых рисков, урегулирование последствий страховых случаев, осуществление документооборота, учета и отчетности, взаимодействие с органом страхового надзора. Делается вывод, что использование цифровых технологий дает возможность увеличить объем страховых операций, повысить качество страховых услуг, снизить издержки, связанные с осуществлением страховой деятельности, и в конечном счете повысить эффективность страхования как метода управления рисками. В то же время возможности, которые предоставляют цифровые технологии, реализованы в страховой сфере далеко не в полной мере, чему препятствуют как объективные, так и субъективные обстоятельства. Среди них названы материальные и финансовые возможности страховщиков, а также ряд существующих в стране законодательных и инфраструктурных ограничений.
Ключевые слова: информационные технологии, страхование, страховой рынок, страховые услуги, перспективы развития
JEL: G22
Для цитирования: Сплетухов Ю. А. Информационные технологии на российском страховом рынке: возможности развития // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 1. С. 105–116. DOI: 10.31107/2075- 1990-2020-1-105-116.

Подробнее ... 

М. Г. Гирич, А. Д. Левашенко, А. А. Коваль
От денежных транзакций к неденежным: персональные данные потребителя в электронной коммерции, с. 117-130
Аннотация. В настоящее время активно развивается сфера электронной коммерции, которая стимулирует использование безналичных платежей. Между тем платежи за приобретаемые в Интернете товары и услуги не всегда могут выражаться в финансовом эквиваленте. Например, в случае неденежных транзакций потребитель получает продукт (товар или услугу) в обмен на свои персональные данные. Сегодня страны Организации экономического сотрудничества и развития, в частности США и государства — члены ЕС, поднимают вопрос о возможности применения к неденежным транзакциям с использованием персональных данных законодательства о защите прав потребителей, включая возможность вернуть товар или услугу в обмен на удаление персональных данных. В России же вопрос защиты персональных данных не рассматривается через призму законодательства о защите прав потребителей. Цель данного исследования — анализ применения законодательства о защите прав потребителей в отношении использования персональных данных потребителей в неденежных транзакциях. Сравнение мировых трендов с существующим российским законодательством и разработка предложений для России является основным результатом исследования.
Ключевые слова: средство платежа, электронная коммерция, права потребителей, персональные данные, неденежные транзакции
JEL: К24, К32, К33
Для цитирования: Гирич М. Г., Левашенко А. Д., Коваль А. А. От денежных транзакций к неденежным: персональные данные потребителя в электронной коммерции // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 1. С. 117–130. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-1-117-130.

Подробнее ... 

 

 

 

 

 

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990