«Финансовый журнал» Том 16 №6 2024
СОДЕРЖАНИЕ
И. А. Яковлев, А. А. Тихонова, В. Ю. Черкасов
Международные расчеты: вызовы и возможные решения для БРИКС, с. 8-23
Аннотация
В статье рассматривается идея наднациональной учетно-расчетной единицы БРИКС. Теоретический и исторический экскурс приближает к пониманию природы современных денег и подводит к выводу о причинах, в силу которых национальная фиатная единица служит средством международной ликвидности. Проанализирован опыт европейской валютной интеграции через призму теории оптимальной валютной зоны. Рассматриваются проблемы в международных расчетах и возможные инфраструктурные решения на основе цифровых денег центрального банка или многостороннего клиринга. Обоснован вывод о том, что многосторонний клиринг является эффективным решением проблем в международных расчетах, тогда как решения, приводящие к валютной интеграции, возможны только в случае, когда экономические выгоды превосходят ущерб для национального денежного суверенитета.
Ключевые слова: БРИКС, деньги, международная ликвидность, наднациональная валюта, валютная интеграция, клиринг, CBDC
JEL: B11, B12, E40, E42, E65, F33, F34, F36, N10, O31
Благодарности: авторы выражают благодарность своему коллеге А. А. Пономаренко за возможность представить в статье принадлежащую ему идею о редуцированной схеме расчетов на цифровой платформе с использованием условного наднационального актива.
Примечание: статья отражает личное мнение авторского коллектива и не может рассматриваться в качестве официальной позиции НИФИ Минфина России.
Для цитирования: Яковлев И. А., Тихонова А. А., Черкасов В. Ю. Международные расчеты: вызовы и возможные решения для БРИКС // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 6. С. 8-23. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-6-8-23.
© Яковлев И. А., Тихонова А. А., Черкасов В. Ю., 2024
И. В. Наумов, А. А. Бычкова, Н. Л. Никулина
Теоретико-методический подход к оценке вероятности банкротства предприятий отраслей экономики, с. 24-41
Аннотация
В условиях быстро меняющейся геополитической обстановки и санкционного давления на российскую экономику для принятия эффективных управленческих решений по развитию отраслей экономики в субъектах РФ критически важной становится оценка финансовой устойчивости предприятий, прогнозирование рисков снижения их финансовой состоятельности и вероятности банкротства. Существующие в настоящее время методические подходы к анализу вероятности банкротства предприятий не позволяют в полной мере оценить финансовое состояние отраслей экономики в регионах России.
Цель исследования — выявление преимуществ и недостатков применяющихся на практике методик анализа финансовой состоятельности предприятий и их корректировка для прогнозирования вероятности банкротства предприятий в субъектах РФ. Новизной разработанного методического подхода является использование многомерного дискриминантного анализа вероятности банкротства предприятий конкретной отрасли экономики в субъекте РФ по модифицированной модели Альтмана, в которой устранен фактор, характеризующий отношение рыночной стоимости акций всех предприятий отрасли к сумме всех обязательств, а также расчет интегральных значений вероятности банкротства предприятий отрасли в разбивке по крупным, средним и малым предприятиям для исследования масштаба угроз потери финансовой состоятельности с учетом отраслевой специфики.
В ходе исследования были получены следующие результаты: разработан авторский методический аппарат оценки вероятности банкротства предприятий различных отраслей экономики, включающий расчет индивидуальных пороговых значений для каждой отрасли в регионе исходя из той динамики, которая наблюдалась в течение длительного периода времени; определены зоны вероятности банкротства предприятий. Полученная методика была апробирована на предприятиях отрасли водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, ликвидации загрязнений в Свердловской области. Анализ их финансового состояния выявил повышенный уровень вероятности их банкротства. Причем в наиболее уязвимом положении оказались и крупнейшие, и малые предприятия, те из них, которые обладают недостаточной ликвидностью активов, испытывают недостаток оборотных средств и развиваются преимущественно за счет заемных средств и привлеченных кредитов.
В результате исследования выделены/обозначены (в качестве первых/основных признаков угрозы банкротства) не только недостаточный уровень финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, ликвидации загрязнений в Свердловской области, но и снижающийся уровень оборачиваемости активов и особенно дебиторской задолженности, а также высокий уровень их закредитованности. Модифицированная авторами методика позволяет своевременно выявлять вероятность наступления банкротства для всех предприятий (крупных, средних и малых) с учетом отраслевой специфики и принимать соответствующие меры с целью недопущения критического финансового состояния предприятий.
Ключевые слова: вероятность банкротства, модели банкротства, финансовая устойчивость, отрасли экономики, многомерный дискриминантный анализ
JEL: G33
Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-00704 «Сценарное моделирование и прогнозирование рисков банкротства отраслей промышленности Свердловской области» (https://rscf.ru/project/24-28-00704/).
Для цитирования: Наумов И. В., Бычкова А. А., Никулина Н. Л. Теоретико-методический подход к оценке вероятности банкротства предприятий отраслей экономики // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 6. С. 24-41. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-6-24-41.
© Наумов И. В., Бычкова А. А., Никулина Н. Л., 2024
А. Е. Абрамов, М. И. Чернова
IPO акций российских компаний: теория, индикаторы, тренды и перспективы, с. 42-60
Аннотация
2022 г. новая волна сделок IPO в России показала, что в сложных условиях фондовый рынок продолжает успешно выполнять функции привлечения капитала. Однако анализ современных трендов часто не учитывает накопленный с 1996 г. исторический опыт размещений акций российских компаний. Цель статьи – выявление основных трендов публичных размещений акций российских компаний с 1996 г. по июль 2024 г. и особенностей новой волны сделок IPO с 2022 г. Анализ опирается на уникальную базу данных, содержащую информацию о 185 сделках IPO и 88 сделках SPO. Обобщение обширного круга работ, посвященных объяснению недооценки первого торгового дня и последующей кумулятивной избыточной доходности (CAR) акций, выявило значимость мониторинга этих показателей для оценки эффективности сделок IPO российских компаний. Эмпирический анализ показал, что российские IPO-SPO акций в 2023–2024 гг. по объему сделок существенно уступают сделкам за предыдущий исторический период. Однако размер недооценки и CAR за первые 100 и 250 торговых дней у IPO новой волны существенно выше, что свидетельствует о более высокой эффективности текущих сделок для инвесторов. Позитивным трендом новой волны является преобладание сделок IPO над SPO и сделок с привлечением капитала над сделками с перепродажей акций. В отличие от многих исследований зарубежных рынков, выявлено, что размер недооценки первого торгового дня положительно влияет на кумулятивную избыточную доходность акций на среднесрочном временном горизонте. Значимость этой связи заметно усилилась в новой волне размещений, что может стать важным фактором роста популярности первичных размещений и притока нового капитала на российский финансовый рынок.
Ключевые слова: первичное размещение акций, вторичное размещение акций, недооценка, кумулятивная избыточная доходность, финансовый рынок
JEL: G10, G11, G14, G17, G19
Финансирование: статья подготовлена в рамках государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Абрамов А. Е., Чернова М. И. IPO акций российских компаний: теория, индикаторы, тренды и перспективы // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 6. С. 42-60. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-642-60.
© Абрамов А. Е., Чернова М. И., 2024
С. И. Рыбаков, А. М. Шайкин
Взаимное страхование в Российской Федерации: современное состояние, сдерживающие факторы и пути развития, с. 61-80
Аннотация
Целью статьи является выработка практически значимых предложений по развитию сегмента взаимного страхования в контексте актуальных задач, стоящих перед Российской Федерацией в экономической сфере. Для достижения указанной цели авторы исследуют ключевые факторы, влияющие на развитие взаимного страхования в России: общеэкономические условия, несовершенство законодательства, регуляторные барьеры и конкуренция с альтернативными инструментами защиты от рисков. Исследование акцентирует внимание на конкурентоспособности взаимного страхования по сравнению с коммерческим, отмечая его преимущества и недостатки. Подчеркивается, что в условиях санкционного давления на российскую экономику механизм взаимного страхования может выступать как инструмент обеспечения экономической устойчивости и суверенитета Российской Федерации. Авторы указывают на значимость внедрения положительного международного опыта и необходимость совершенствования российского законодательства для стимулирования роста взаимного страхования. Раскрывается фундаментальное противоречие между сложившимися на данном этапе интересами потребителей страховых услуг — домашних хозяйств и корпоративного сектора (в том числе компаний с преобладающим государственным участием) — и содержанием механизма взаимного страхования. Работа содержит анализ динамики количественных показателей взаимного страхования в Российской Федерации за период с 2013 по 2023 г. и сравнение с результатами российского страхового рынка и добровольного имущественного страхования. В качестве источников использованы статистические данные, публикуемые Банком России, и находящаяся в открытом доступе бухгалтерская (финансовая) отчетность обществ взаимного страхования. Предлагаются конкретные меры по развитию данного сектора страхового рынка России: государственная поддержка, смягчение регуляторной нагрузки и расширение сферы применения взаимного страхования в интересах обеспечения экономического суверенитета Российской Федерации.
Ключевые слова: страхование, взаимное страхование, российский страховой рынок, санкции, государственная политика в страховой сфере
JEL: G22, G28
Финансирование: статья подготовлена в рамках государственного задания НИФИ Минфина России.
Для цитирования: Рыбаков С. И., Шайкин А. М. Взаимное страхование в Российской Федерации: современное состояние, сдерживающие факторы и пути развития // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 6. С. 61-80. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-6-61-80.
© Рыбаков С. И., Шайкин А. М., 2024
В. В. Ольховик, Р. С. Афанасьев
Совершенствование системы реализации полномочий по администрированию доходов
бюджетов Российской Федерации, с. 81-96
Аннотация
В настоящее время в рамках задачи по модернизации системы управления доходами бюджетов бюджетной системы и перехода к единой цифровой реестровой модели администрирования особую актуальность приобретает формирование актуальной информации об источниках доходов бюджета. Целью данной статьи является разработка предложений по совершенствованию системы реализации полномочий по администрированию доходов с учетом актуальных проблем, возникающих в процессе перехода к новой системе закрепления полномочий главных администраторов доходов бюджета. В ходе исследования проанализированы полнота и качество информации об источниках доходов бюджета в соответствии с требованиями Минфина России, а также дана оценка текущей системы администрирования доходов. Выявлены основные недостатки в реализации полномочий и предложены способы их устранения. Кроме того, в статье рассматриваются ключевые проблемы, возникающие в субъектах Российской Федерации, которые осложняют реализацию полномочий по администрированию доходов бюджета. В частности, некоторые регионы сталкиваются с трудностями при взаимодействии между участниками процесса формирования и ведения Перечня источников доходов Российской Федерации. На основе выявленных проблем предложены рекомендации по совершенствованию системы реализации полномочий по администрированию доходов бюджета, в том числе по порядку взаимодействия участников бюджетного процесса. Приведенные рекомендации направлены на повышение эффективности администрирования доходов бюджетов, улучшение прогнозирования, а также на цифровизацию процессов для обеспечения прозрачности и оперативности в управлении общественными финансами.
Ключевые слова: администрирование доходов бюджета, источники доходов бюджета, цифровая реестровая модель, главные администраторы доходов бюджета, система реализации полномочий
JEL: H83
Финансирование: статья выполнена в рамках государственного задания НИФИ Минфина России.
Для цитирования: Ольховик В. В., Афанасьев Р. С. Совершенствование системы реализации полномочий по администрированию доходов бюджетов Российской Федерации // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 6. С. 81-96. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-6-81-96.
© Ольховик В. В., Афанасьев Р. С., 2024
И. П. Довбий, Ж. А. Мингалева, Е. Е. Жуланов
Управление развитием промышленного потенциала региона: интеграция климатического финансирования
в инвестиционные стратегии, с. 97-115
Аннотация
Требования реализации климатической политики становятся все более важными для процессов формирования глобальных и локальных цепочек создания стоимости и непосредственно влияют на развитие промышленного потенциала как отдельных хозяйствующих субъектов, так и регионов. Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию инструментария управления развитием промышленного потенциала регионов и макрорегионов в рамках существующих условий финансирования климатической повестки и в объеме тех обязательств, которые принимаются Россией. В статье анализируются инвестиционно-финансовые условия и факторы, определяющие экспортный потенциал региона в контексте реализации двух стратегий климатической повестки — митигации и адаптации к изменениям климата, проведен сравнительный анализ для регионов, расположенных вдоль среднего и нижнего течения реки Волги. Анализ включал следующие направления мезо- и микроуровня: характеристика инвестиционного климата; условия финансирования экономических субъектов; инвестиционная и инновационная активность регионов и приверженность ESG-принципам субъектов хозяйственной деятельности и региональных властей; качество и проработанность региональных инвестиционных стандартов и планов адаптации к изменениям климата и др. В результате проведенного анализа было доказано влияние климатической повестки, реализуемой в стратегиях митигации и адаптации к изменениям климата, на экспортный потенциал изучаемых регионов России. Сделан вывод о недостаточной готовности регионов к вызовам климатической повестки и слабой взаимосвязи существующей отечественной системы финансов с задачами этой повестки. Показано, что четкая идентификация факторов, способствующих включению национальных экономических субъектов в цепочки добавленной стоимости, может помочь государственным органам и экономическим субъектам осуществлять эффективные действия для реализации мер, обеспечивающих формирование благоприятных инвестиционно-финансовых условий развития экспортного потенциала регионов.
Ключевые слова: климатическая повестка, промышленный потенциал, инвестиционно-финансовые инструменты, регионы, управление развитием
JEL: G23, G28
Для цитирования: Довбий И. П., Мингалева Ж. А., Жуланов Е. Е. Управление развитием промышленного потенциала региона: интеграция климатического финансирования в инвестиционные стратегии // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 6. С. 97-115.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-6-97-115.
© Довбий И. П., Мингалева Ж. А., Жуланов Е. Е., 2024
Э. И. Скоблева
Государственные программы развития как инструмент финансирования образования, с. 116-131
Аннотация
Статья посвящена вопросам финансирования образования в рамках государственных программ развития, направленных на поддержку образования в России. В работе проанализированы финансовые результаты исполнения Федеральных целевых программ, государственных программ и входящих в их состав федеральных проектов в области науки и образования. В исследовании особое внимание уделено государственным расходам на высшее образование, которое финансируется в значительной степени из федерального бюджета. Высшее образование — важнейший фактор экономического и социального развития страны, поскольку именно оно во многом формирует человеческий капитал, открывающий возможности для поиска нестандартных решений, создания новых знаний и технологий. Одной из задач устойчивого развития в области образования является обеспечение равного доступа граждан к качественному профессионально- техническому и высшему образованию, в том числе университетскому. Целью работы является изучение проблем использования программных инструментов для финансирования сферы образования в России. В статье рассмотрены федеральные целевые программы как форма «точечной» финансовой поддержки системы образования; показаны механизм перехода к программному методу финансирования образования и трансформация программных документов, отвечающих за объемы и направления финансирования образования; рассмотрены
национальные проекты в контексте программного финансирования образования; проанализированы статьи расходов федерального бюджета на высшее образование и сделаны выводы по их наполнению и динамике. В работе использованы официальные статистические данные и аналитические доклады Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства и Счетной палаты Российской Федерации.
Ключевые слова: финансирование образования, высшее образование, устойчивое развитие, наука и университеты, государственная программа, национальные проекты, программно-целевой метод
JEL: H52, I22, I25, O38
Для цитирования: Скоблева Э. И. Государственные программы развития как инструмент финансирования образования // Финансовый журнал. 2024. Т. 16. № 6. С. 116-131. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2024-6-116-131.
© Скоблева Э. И., 2024