«Финансовый журнал» Том 13 №3 2021
СОДЕРЖАНИЕ
В. Л. Достов, П. М. Шуст, П. В. Пименов
Развитие платежных институтов в России: проблемы и перспективы, с. 8-26
Аннотация
Нынешней структуре российского платежного рынка уже почти десять лет — летом 2011 г. был принят Федеральный закон «О национальной платежной системе». Именно этот рынок сделал возможным «российское безналичное чудо» — фантастический рост доли безналичных платежей в розничном обороте. Данная статья ставит перед собой цель рассмотреть новый перспективный виток трансформации рынка, в основе которого лежит внедрение в российскую систему европейской концепции платежного института. В статье проанализированы текущие и перспективные виды платежей; подробно рассмотрена структура российского платежного рынка, его преимущества и недостатки; дана характеристика платежного института, определены риски и перспективы его внедрения в российскую банковскую практику. Установлено, что платежные институты в случае их внедрения должны стать более функциональной версией платежных агентов. При этом проведение реформы платежного рынка не должно ставить в невыгодное положение существующих игроков.
Ключевые слова: платежные институты, Вторая платежная директива, платежная система Банка России, платежи как коммерческая услуга, регулирование платежных услуг
JEL: G21, G23
Для цитирования: Достов В. Л., Шуст П. М., Пименов П. В. Развитие платежных институтов в России: проблемы и перспективы // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 8–26. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-8-26.
А. В. Маслов
Перспективы появления новых платежных систем в России на примере создания аналога CLS, с. 27-37
Аннотация
В данной работе рассмотрена необходимость появления в России новых инфраструктурных платежных и финансовых институтов для обеспечения наибольшей независимости российского финансового рынка от воздействия внешних факторов и обеспечения эффективности рынка конверсионных операций рубля и трансграничных платежей. Актуальной является задача создания российского аналога CLS на базе новой платежной системы или существующего института, такого как Межгосударственный банк. Почти семь лет назад международная платежная система CLS (Continuous Linked Settlement) отложила включение российского рубля в список валют системы CLS, запланированное на ноябрь того же года. И до сих пор перспектива такого подключения к CLS остается очень туманной. В марте 2014 г. платежные системы Visa и Mastercard остановили обслуживание карт нескольких российских банков в торговых точках и банкоматах. Были подготовлены и оперативно приняты поправки в Федеральный закон «О национальной платежной системе» с целью инфраструктурного и информационного обеспечения процессов осуществления денежных переводов внутри России. 23 июля 2014 г. было создано акционерное общество «Национальная система платежных карт», перед которым была поставлена задача создания операционного и клирингового центра для обработки внутрироссийских операций по картам международных платежных систем и продвижения национальной платежной карты, который был создан в течение нескольких месяцев. Накопленный опыт хорошо бы использовать и при создании новых платежных систем для обеспечения эффективности трансграничных платежей и проведения конверсионных валютных операций или реформирования существующих. Этот шаг позволит расширить сферу конвертируемости рубля, обеспечить повышение статуса рубля и его значимости в международной торговле и приблизит Россию к практическим шагам по созданию регионального международного финансового центра. Для расширения расчетов в рублях со стороны нерезидентов требуется стремление совершать торговые и финансовые сделки в рублях и формировать рублевые сбережения, что невозможно без наличия эффективного рынка конверсионных операций рубля. Автор рассматривает перспективы создания новых платежных систем, в том числе с участием стран ЕАЭС, СНГ и БРИКС.
Ключевые слова: CLS, аналог CLS в России, Межгосударственный банк, конвертируемость рубля
JEL: G21, G23
Для цитирования: Маслов А. В. Перспективы появления новых платежных систем в России на примере создания аналога CLS // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 27–37. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-27-37.
С. В. Шкодинский, М. Н. Дудин, Д. И. Усманов
Анализ и оценка киберугроз национальной финансовой системе России в цифровой экономике, с. 38-53
Аннотация
Актуальность темы научной статьи заключается в необходимости теоретической и практической проработки проблемы эскалации количества и качества киберугроз и атак, совершаемых на институты финансовой системы России, с точки зрения обеспечения безопасного и устойчивого развития. Цель статьи — комплексный анализ киберугроз, возникающих для национальной финансовой системой РФ в условиях цифровизации экономики. Предметом научного исследования выступают процессы обеспечения национальной безопасности финансовой системы России в цифровой экономике. В качестве методологической и фундаментальной основы исследования были использованы научные и практические исследования российских и зарубежных ученых в сфере кибербезопасности, цифровой экономики и государственного управления. Авторы систематизировали различные подходы к ключевым категориям: «цифровой суверенитет» и «кибервойна»; установили, что наиболее актуальными финансовыми вызовами и угрозами для цифровой экономики Российской Федерации являются: хакерские атаки, финансовые диверсии на финансовом рынке, конструирование и запуск социоинженерийных троянов, инфраструктурные атаки на IoT-сети (интернет вещей), продажа хакерских инструментов с открытым кодом; проанализировали количество и качество кибератак на отечественные финансовые институты за 2016–2020 гг.; обобщили потери, нанесенные кибератаками финансовым институтам; определили основные сценарии развития киберугроз и кибератак для национальной финансовой системы. В заключение исследования сделан вывод о том, что дальнейшая проработка вопросов обеспечения кибербезопасности финансовых институтов в цифровой экономике требует обоснования конкретных программ и мероприятий, реализуемых как коммерческими банками в рамках индивидуальных стратегий обеспечения цифровой безопасности, так и органами власти и управления с позиции обеспечения цифрового суверенитета государства.
Ключевые слова: кибертерроризм, финансовые институты, цифровая экономика, безопасность финансовых транзакций
JEL: G21, G28
Финансирование: статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Институциональная трансформация экономической безопасности при решении социально-экономических проблем устойчивого развития национального хозяйства России».
Для цитирования: Шкодинский С. В., Дудин М. Н., Усманов Д. И. Анализ и оценка киберугроз национальной финансовой системе России в цифровой экономике // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 38–53. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-38-53.
В. Я. Пищик, П. В. Алексеев
Киберпреступность как ключевой операционный риск платежно-расчетной инфраструктуры глобальной финансовой системы
и подходы к его регулированию в ЕАЭС, с. 54-66
Аннотация
Одним из ключевых направлений формирования общего финансового рынка Евразийского экономического союза (далее также — ЕАЭС, Союз) является развитие общего платежного пространства (ОПП) Союза. В условиях роста и трансформации рисков платежно-расчетной инфраструктуры глобальной финансовой системы (ПРИ ГФС) (санкционного, системного, операционного и других) весьма актуальной является задача эффективной нейтрализации их влияния на платежно-расчетные инфраструктуры стран ЕАЭС. В статье уточнен понятийный аппарат, связанный с трансформацией рисков ПРИ ГФС, проведена их систематизация. Проанализированы источники операционного риска ПРИ ГФС, включая угрозы нарастания киберпреступности. Авторы полагают, что основным видом операционного риска для ПРИ ГФС в перспективе будут кибератаки с использованием троянских программ, вирусов-шифровальщиков, фишинга, а также блокирование доступа пользователей к интернет-сайтам с помощью DDoS-атак. При этом число DDoS-атак в России уже несколько лет подряд имеет тенденцию роста, который в 2021 г., возможно, еще более усилится за счет ряда факторов, приведенных в статье. Показано, что в России и других странах ЕАЭС рост киберпреступности является одной из основных угроз стабильному функционированию национальных ПРИ и кредитно-финансовых систем в целом. В связи с этим обоснована необходимость развития регионального сотрудничества по вопросам кибербезопасности в рамках ЕАЭС c использованием опыта Европейского союза, где этой проблеме уделяется весьма серьезное внимание. Наряду с этим целесообразно наращивание международного сотрудничества стран мира на площадке ООН с целью повышения уровня кибербезопасности при использовании ПРИ ГФС всеми субъектами мировой экономики и обеспечения успешного развития ОПП ЕАЭС.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, общее платежное пространство, платежно-расчетная инфраструктура, глобальная финансовая система, трансформация рисков, киберпреступность, кибербезопасность
JEL: F36, G15
Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Для цитирования: Пищик В. Я., Алексеев П. В. Киберпреступность как ключевой операционный риск платежно-расчетной инфраструктуры глобальной финансовой системы и подходы к его регулированию в ЕАЭС // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 54–66. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-54-66.
А. И. Лукашов
Отдельные направления повышения эффективности государственного управления в условиях цифровизации, с. 67-75
Аннотация
В статье представлен новый подход, основанный на практике функционирования Казначейства России, деятельности иных федеральных органов исполнительной власти, направленный на повышение эффективности государственного управления посредством централизации общих функций управления на базе того или иного органа. Состав общих функций органов государственной власти во многом является типовым, что дает все основания рассматривать этап оптимизации распределения этих функций в качестве предварительного этапа, предшествующего полномасштабной цифровой трансформации государственного управления. В структуре общих функций управления органов государственной власти, равно как и органов местного самоуправления, доминируют функции, связанные с ведением бюджетного учета и формированием бюджетной отчетности, материально-техническим обеспечением, кадровой, правовой и административной деятельностью. При этом отдельные органы государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в той или иной степени занимаются вопросами оптимизации затрат на реализацию общих функций путем наделения подведомственных учреждений соответствующими полномочиями. В статье на примере Казначейства России, а также иных органов государственного управления систематизированы и проанализированы существующие подходы в рамках рассматриваемой проблематики. По итогам указанного анализа представляется целесообразным синхронизировать деятельность органов государственной власти, в том числе за счет координации данного процесса на уровне Правительства Российской Федерации.
Ключевые слова: государственное управление, общие функции управления, цифровизация, централизация общих функций, эффективность использования бюджетных средств, казначейство, интеграция, единая информационная платформа
JEL: H83
Для цитирования: Лукашов А. И. Отдельные направления повышения эффективности государственного управления в условиях цифровизации // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 67–75. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-67-75.
М. И. Куделич
Проблемы финансирования инновационных научно-технологических центров за счет бюджетных средств, с. 76-87
Аннотация
В статье предпринята попытка выявить и проанализировать проблемы финансового обеспечения создания и функционирования инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ) за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, которые требуют своего решения, в том числе путем совершенствования законодательства. Представлен обзор правовых проблем, связанных с созданием ИНТЦ, определением эффективности налоговых расходов Российской Федерации на деятельность ИНТЦ, а также оценкой объемов и допустимых направлений бюджетного финансирования ИНТЦ. Сделаны выводы об отсутствии каких-либо формальных критериев для поддержки или отказа в поддержке Правительством Российской Федерации предложения о создании ИНТЦ, представленного инициатором проекта, в том числе связанных с финансово-экономическим обоснованием запрашиваемого объема средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, о необъективном характере расчета оценки бюджетной эффективности налоговых расходов Российской Федерации на деятельность ИНТЦ, а также даны предложения по возможным механизмам определения и оценки обоснованности заявляемых инициаторами проектов объемов финансового обеспечения ИНТЦ за счет средств федерального бюджета.
Ключевые слова: инновационный научно-технологический центр, финансовое обеспечение создания и функционирования, налоговые расходы, бюджет
JEL: L32
Для цитирования: Куделич М. И. Проблемы финансирования инновационных научно-технологических центров за счет бюджетных средств // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 76–87. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-76-87.
О. А. Синенко, Т. П. Митрофанов
Выявление признаков «дробления бизнеса» на территориях с особым экономическим статусом Дальнего Востока, с. 88-103
Аннотация
Вопрос о «дроблении бизнеса» актуален в России уже более десяти лет. Стремление бизнеса обеспечить конкурентоспособность заставляет искать механизмы снижения налоговой нагрузки — применять специальные налоговые режимы или льготные налоговые условия для резидентов территорий с особым экономическим статусом. В работе авторы проводят анализ теоретических предпосылок обоснования признаков дробления бизнеса и исследование масштабов применения схем «дробления бизнеса» в рамках льготных налоговых условий территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока. Базовыми методами исследования явились контент-анализ, сравнительный анализ и синтез. В результате проведенного контент-анализа судебной практики по вопросам «дробления бизнеса» обоснованы критерии, свидетельствующие о формальном разделении бизнеса. По открытым информационным ресурсам проведен сравнительный анализ компаний-резидентов и выявлены на основе общедоступных сведений 159 резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и 625 резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ) с признаками «дробления бизнеса», что составило, соответственно, 28,49 % и 29,48 % от общего числа действующих резидентов. Лидером по числу резидентов с признаками «дробления бизнеса» является Владивостокский городской округ — 443 резидента СПВ. Обоснованы наиболее распространенные признаки «дробления бизнеса» среди компаний — резидентов территорий с особым экономическим статусом Дальнего Востока: общие лица, осуществляющие управление компаниями, общий или идентичный вид деятельности (один класс ОКВЭД) и общий адрес осуществления деятельности.
Ключевые слова: дробление бизнеса, Свободный порт Владивосток, территории опережающего социально-экономического развития, Дальний Восток, налоговые риски, налоговые льготы
JEL: E62, F38
Для цитирования: Синенко О. А., Митрофанов Т. П. Выявление признаков «дробления бизнеса» на территориях с особым экономическим статусом Дальнего Востока // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 88–103. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-88-103.
А. А. Артемьев
Методология определения таможенной стоимости товаров при выплате дивидендов зарубежному продавцу, с. 104-115
Аннотация
Статья посвящена методологии определения таможенной стоимости товаров при проведении внешнеторговых сделок между взаимосвязанными лицами. Показано, что в условиях широкого распространения трансфертного ценообразования особую актуальность приобретают вопросы квалификации отдельных платежей между участниками внешнеэкономической деятельности. Обосновано, что определение таможенной стоимости товаров в таких ситуациях может быть связано с необходимостью проведения анализа, направленного на выяснение сущностного смысла бизнес-модели в целом, отношений между ее участниками, а также отдельных элементов проводимых операций. Разработаны предложения по совершенствованию методологии определения таможенной стоимости товаров как базы для исчисления таможенных пошлин, а в России — также одной из составляющих налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и акцизам, уплачиваемым в составе таможенных платежей.
Ключевые слова: таможенная стоимость, методология определения таможенной стоимости, Евразийский экономический союз, дивиденды, фактически уплаченная или подлежащая уплате цена за ввозимые товары
JEL: H20, H25, M31
Для цитирования: Артемьев А. А. Методология определения таможенной стоимости товаров при выплате дивидендов зарубежному продавцу // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 104–115. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-104-115.
В. Ю. Додонов
Влияние девальвации на формирование государственного бюджета Казахстана: фактор доходности Национального фонда, с. 116-131
Аннотация
Снижение курса национальной валюты, в том числе в экономиках с преимущественно сырьевым экспортом, отражается не только на показателях внешнего сектора, но и на сфере государственных финансов, включая формирование доходов бюджета. В Казахстане влияние девальвации на формирование государственного бюджета имеет специфику, связанную с наличием особого источника его доходов в виде трансфертов из Национального фонда. В период низких цен на нефть поступления в Национальный фонд от нефтяного сектора сократились, началось его ускоренное расходование, что выдвинуло на передний план такой источник его пополнения, как инвестиционный доход. Высокий инвестиционный доход, исчисленный в казахстанской валюте, обеспечивает относительную стабильность объема фонда и трансфертов в бюджет, однако этот доход в значительной мере формируется за счет курсового фактора. Ослабление казахстанской валюты тенге относительно твердых валют, в которых деноминированы финансовые инструменты, являющиеся средством размещения основной части активов фонда, обеспечивает повышение тенгового инвестиционного дохода посредством их переоценки. Рост инвестиционного дохода, в свою очередь, позволяет обеспечивать перечисление повышенных объемов трансфертов в бюджет. Таким образом, девальвация тенге стала фактором и условием стабильности формирования доходов государственного бюджета.
Ключевые слова: девальвация, курсовой фактор, государственный бюджет, Национальный фонд Казахстана, инвестиционный доход
JEL: H61, H62, E58
Для цитирования: Додонов В. Ю. Влияние девальвации на формирование государственного бюджета Казахстана: фактор доходности Национального фонда // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 3. С. 116–131. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-3-116-131.