Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

«Финансовый журнал» Том 13 №6 2021

СОДЕРЖАНИЕ

О. В. Богачева, О. В. Смородинов
Инструменты финансовой поддержки НИОКР и уровни готовности технологий,
с. 8-24
Аннотация
Для успешного развития сферы науки и инноваций в условиях глобальных и внутренних вызовов важная роль отводится эффективным инструментам государственной поддержки этой сферы. В странах ОЭСР в качестве такого инструмента все более активно применяется шкала уровней готовности технологий (УГТ). Учитывая специфику российской научно-технологической сферы, в которой особую роль играют государственные организации и бюджетное финансирование, задача внедрения методологии УГТ в качестве инструмента государственной политики и управления финансированием этой сферы становится особенно актуальной. По мнению авторов, для этого необходимо обеспечить интеграцию методологии УГТ в систему государственной поддержки научно-технологической сферы. Делается вывод, что не только методология УГТ должна быть адаптирована к выполнению задач по управлению бюджетными расходами на НИОКР, но и сама система государственного управления с ее финансовыми инструментами скорректирована с учетом требований шкалы УГТ. Эта работа должна будет включать разработку и внедрение нового подхода к пониманию границ сферы науки и инноваций, этапов (видов) научной деятельности, методов планирования и условий предоставления государственной поддержки, а также совершенствование понятийного аппарата и инструментов государственной поддержки.
Ключевые слова: уровень готовности технологий; сфера науки, технологий и инноваций; инструменты государственной поддержки развития; государственное финансирование НИОКР
JEL: O31, O32
Для цитирования: Богачева О. В., Смородинов О. В. Инструменты финансовой поддержки НИОКР и уровни готовности технологий // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 6. С. 8–24. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-6-8-24.
© Богачева О. В., Смородинов О. В., 2021

Подробнее ...

С. С. Лазарян, М. А. Елкина
Роль финансового сектора в трансмиссии шоков макроэкономической политики в российской экономике.

Оценка при различных предпосылках о структуре производства, с. 25-53
Аннотация
Финансовая система является важным элементом экономики, и не просто играет роль посредника между кредиторами и заемщиками, но и оказывает прямое влияние на развитость экономики и другие ее характеристики. Учет особенностей функционирования финансового сектора крайне важен при разработке моделей общего равновесия для решения прикладных задач. Это обуславливает рост интереса к разработке подходов к включению несовершенств финансового рынка в DSGE-модели. В моделях с несовершенным финансовым рынком производственный сектор может быть описан упрощенно, хотя выделение, например, торгуемого и неторгуемого товаров может быть достаточно важным. Особенно важно это для описания развивающихся экономик с высокой долей внешней торговли. В статье анализируется то, какова роль финансовых посредников и как сильно особенности их деятельности сказываются на последствиях проводимой экономической политики — в зависимости от того, предполагаем ли мы двухсекторную структуру производства или односекторную. Согласно полученным результатам, в двухсекторной модели эффекты, связанные с несовершенством финансового рынка, асимметрично сказываются на торгуемом и неторгуемом секторах. В результате в двухсекторной модели несовершенства финансового рынка в меньшей степени меняют реакцию экономики на шоки монетарной и фискальной политики. Использование упрощающей предпосылки об односекторной экономике может приводить к переоценке роли финансового сектора в экономике. Также в статье даны оценки реакции российской экономики на изменение ставки центрального банка и шоки некоторых инструментов фискальной политики с учетом несовершенств финансового рынка. 
Ключевые слова: финансовый сектор, финансовый акселератор, несовершенный финансовый рынок, налогово-бюджетная политика, фискальная политика, монетарная политика, DSGE-модель
JEL: E60, E52, E62
Финансирование: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-18-00482, https://rscf.ru/project/21-18-00482/
Для цитирования: Лазарян С. С., Елкина М. А. Роль финансового сектора в трансмиссии шоков макроэкономической политики в российской экономике. Оценка при различных предпосылках о структуре производства // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 6. С. 25–53. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-6-25-53
© Лазарян С. С., Елкина М. А., 2021

Подробнее ...

А. Л. Осмоловская-Суслина, С. Р. Борисова, В. А. Москвина
Интегральный индекс собираемости — дополнительный инструмент оценки качества налогового администрирования,
с. 54-80
Аннотация
Мобилизация бюджетных доходов и улучшение качества налогового администрирования являются приоритетными направлениями бюджетной политики и всегда входят в число первоочередных задач, стоящих перед фискальными властями. В периоды нестабильности роль налогового администрирования возрастает еще сильнее. Однако потребность в быстрой адаптации налоговой системы к меняющимся экономическим условиям не всегда позволяет использовать привычные научные подходы к анализу собираемости налогов. Тогда и возникает необходимость в сравнительно простых инструментах оценки, которые позволяли бы относительно быстро и с минимальным набором необходимых данных не только проводить анализ поступлений, но и оценивать эффективность работы налоговых органов с учетом изменения макроэкономической конъюнктуры. Интегральный индекс собираемости (ИИС), методологическая база которого представлена в данной работе, по мнению авторов, может помочь решить эту задачу. Концептуально суть подхода сводится к анализу соответствия динамики фактических поступлений по определенному виду налога динамике его расчетной налоговой базы. Преимуществами предлагаемого метода являются его относительная простота и универсальность. ИИС применим для большей части налоговых и неналоговых платежей, может использоваться как самостоятельно, так и в комплексе с другими индикаторами полноты собираемости налогов. Это делает индекс удобным инструментом быстрого анализа на разных стадиях бюджетного процесса: он может быть полезен не только для понимания тенденций в исполнении бюджета по доходам или для оценки качества налогового администрирования постфактум, но и для повышения точности бюджетных прогнозов на стадии планирования. 
Ключевые слова: налоги, бюджет, собираемость налогов, налоговое администрирование
JEL: H22, H26, H68
Для цитирования: Осмоловская-Суслина А. Л., Борисова С. Р., Москвина В. А. Интегральный индекс собираемости — дополнительный инструмент оценки качества налогового администрирования //Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 6. С. 54–80. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-6-54-80
© Осмоловская-Суслина А. Л., Борисова С. Р., Москвина В. А., 2021

Подробнее ...

А. В. Тихонова
Ключевые вопросы налогообложения самозанятых в странах СНГ, с. 81-97
Аннотация
В статье рассматривается перспектива формирования специальной главы модельного Налогового кодекса стран СНГ «Налог на профессиональный доход». Актуальность данного вопроса объясняется двумя обстоятельствами: первое — растущая доля самозанятых граждан, среди которых значительная часть работает вне рамок легального правового поля; второе — возможная трудовая миграция данной категории плательщиков между странами СНГ. Как следствие, оба обстоятельства приводят к необходимости формирования общих подходов к налогообложению самозанятых физических лиц государств-участников, кодифицированных в форме главы модельного Налогового кодекса. Цель исследования — определить ключевые элементы налога на профессиональный доход в странах СНГ, которые должны обозначаться в модельном Налоговом кодексе СНГ в качестве базовых условий и принципов налогообложения самозанятых граждан. В соответствии с целью проанализировано налоговое и трудовое законодательство государств — участников СНГ, а также ассоциированного члена — Республики Туркменистан. Обзор правовых актов показал отсутствие единого понятийного аппарата (самозанятость, самозанятый), препятствующее выработке унифицированного подхода к определению круга налогоплательщиков специального режима. Вместе с тем национальными законодательствами стран СНГ выработаны три подхода к налогообложению самозанятых: 1) выделение их в самостоятельную категорию плательщиков с наличием соответствующих особенностей налогообложения; 2) отсутствие специфических условий налогообложения при наличии стандартного подоходного налога, взимаемого на общих основаниях; 3) формирование в конструктиве ряда налогов и специальных налоговых режимов специфических условий налогообложения самозанятых. В завершение статьи даны рекомендации по содержанию специальной главы модельного Налогового кодекса, учитывающие особенности экономического и социального развития, состояние налогового администрирования и «налоговой» восприимчивости населения стран — участниц СНГ. В качестве подхода к налогообложению самозанятых предложено применять первый из перечисленных, основанный на выделении самостоятельной категории плательщиков. 
Ключевые слова: налог на профессиональный доход, модельный Налоговый кодекс, самозанятость, вмененный доход, налоговое администрирование, предпринимательство
JEL: H24, H22, Н3
Для цитирования: Тихонова А. В. Ключевые вопросы налогообложения самозанятых в странах СНГ // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 6. С. 81–97. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-6-81-97
© Тихонова А. В., 2021

Подробнее ...

А. А. Михайлова, Е. Н. Тимушев
Концепция вертикальной несбалансированности при анализе бюджетной устойчивости на региональном уровне, с. 98-116
Аннотация 
В работе анализируются концепция и показатель вертикальной фискальной несбалансированности (Vertical Fiscal Imbalance, VFI) и его возможности при оценке кредитоспособности (долговой устойчивости) регионов России. Установлено, что VFI не заменяет иные показатели долговой и общей бюджетной устойчивости, но дополняет инструментарий анализа диагностикой баланса входящих и исходящих межбюджетных трансфертов в дополнение к балансу расходов и доходов (дефициту бюджета). Вертикальная фискальная несбалансированность имеет тесную обратную парную корреляцию с долей собственных (налоговых и неналоговых) доходов в общих доходах бюджета региона и его бюджетной обеспеченностью и поэтому может выступать в роли одного из главных (вместе с размером долга и капитальных расходов) индикаторов кредитоспособности. Технически анализ с использованием VFI целесообразно осуществлять с предварительным пересчетом параметров бюджетов разных уровней на величину субвенций, относя ее к параметрам бюджета-донора. Сделан вывод, что вертикальная фискальная несбалансированность является важным элементом методологии диагностики бюджетной устойчивости. Дальнейшее исследование особенностей концепции, как и использование VFI при анализе и регулировании межбюджетных отношений, имеет широкие перспективы. 
Ключевые слова: бюджетная устойчивость, дотационность, бюджетная обеспеченность, субвенции, долг региона, капитальные расходы бюджета, факторный анализ 
JEL: H77
Финансирование: Статья подготовлена в рамках государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Михайлова А. А., Тимушев Е. Н. Концепция вертикальной несбалансированности при анализе бюджетной устойчивости на региональном уровне // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 6. С. 98–116. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-6-98-116
© Михайлова А. А., Тимушев Е. Н., 2021

Подробнее ...

Е. Б. Веприкова, А. А. Новицкий
Государственные расходы регионов: состояние и проблемы (на примере анализа реестров
расходных обязательств 
дальневосточных субъектов Российской Федерации), с. 117-131
Аннотация 
В статье на примере дальневосточных субъектов Российской Федерации рассмотрены вопросы управления бюджетными расходами регионов, в том числе степень их ориентированности на развитие. Исследование выполнено на основе данных реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации за 2019 г. Подавляющая часть бюджетных расходов субъектов Российской Федерации носит обязательный характер, то есть характеризуется низкой степенью гибкости и не может перенаправляться на другие цели. В этих условиях способность региональных органов власти варьировать направления использования бюджетных средств, формировать и финансировать «инициативные» расходные обязательства, иными словами, осуществлять самостоятельное управление структурой расходов — минимальна, что свидетельствует об их низкой автономности. Основной объем расходов бюджетов дальневосточных субъектов Российской Федерации связан с обеспечением текущего функционирования и поддержанием достигнутого уровня и качества государственных услуг. Доля расходов на развитие выше в регионах с более высокой обеспеченностью бюджетными ресурсами (Сахалинская область) и заметно ниже в регионах северной части Дальнего Востока (Магаданская область, Камчатский край, Республика Саха (Якутия)), имеющих повышенные затраты на поддержание жизнеобеспечивающей инфраструктуры в условиях сурового климата. В текущей ситуации региональные органы власти не в полной мере являются субъектами управления развитием своей территории, сохраняя в основном роль исполнителей и лоббистов для привлечения ресурсов из федерального центра. Это затрудняет учет конкретных условий и потенциала развития территорий и снижает общую эффективность государственных расходов. По мнению авторов, полученные выводы применимы к большинству субъектов Российской Федерации. 
Ключевые слова: государственные расходы, расходные обязательства, региональное развитие, реестр расходных обязательств, обязательные расходы, инициативные расходы, расходы на развитие, макрорегион
JEL: E62, H50, H61
Для цитирования: Веприкова Е. Б., Новицкий А. А. Государственные расходы регионов: состояние и проблемы (на примере анализа реестров расходных обязательств дальневосточных субъектов Российской Федерации) // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 6. С. 117–131. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-6-117-131.  
© Веприкова Е. Б., Новицкий А. А., 2021

Подробнее ...

 

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990