«Финансовый журнал» Том 14 №4 2022
СОДЕРЖАНИЕ
М. Ю. Малкина, А. О. Овчаров
Финансовое заражение российских компаний от рынка нефти под воздействием санкционного и пандемического шока, с. 8-28
Аннотация
В статье представлен обзор теоретических подходов к исследованию содержания и каналов финансового заражения, основных методов и моделей его количественного анализа. Обсуждены результаты современных российских и зарубежных исследований, посвященных оцениванию интенсивности, направленности и масштабов заражения в страновом и секторальном разрезах. Сделан вывод о недостаточном внимании российских исследователей к данной проблеме. В практической части статьи осуществлена проверка гипотезы о передаче заражения от рынка нефти к ряду российских крупных компаний, относящихся к разным секторам экономики. В качестве внешних шоков, вызывающих заражение, рассматривались санкционный и пандемический шоки. Использовался большой массив данных о нефтяных ценах и котировках акций за период, включающий валютно-финансовый и санкционный кризис 2014–2016 гг. и пандемический кризис 2020 г. С целью разграничения периодов повышенной и пониженной волатильности рынков, необходимого для выявления заражения, рассчитывались скользящие коэффициенты вариации цен нефти и акций. Для выявления случаев заражения использовались тест Форбс — Ригобона, тесты на коасимметрию и на коэксцесс (кокуртозис) распределения. Полученные оценки подтвердили многочисленные случаи заражения, причем их число росло по мере анализа более высоких моментов распределения. Кроме того, сделан вывод, что в период кризиса 2014–2016 гг. наибольшую уязвимость к заражению от рынка нефти показала российская нефтегазовая отрасль. Однако пандемический шок изменил ситуацию — наиболее восприимчивой к заражению от рынка нефти отраслью России оказалась телекоммуникационная сфера. Банковский сектор в обоих кризисах показал высокую степень заражения от нефтяного рынка. В то же время наибольшую устойчивость к заражению продемонстрировали компании, относящиеся к черной и цветной металлургии, добыче и обработке благородных металлов, а также к химической отрасли.
Ключевые слова: финансовое заражение, нефтяной рынок, санкции, пандемия, тестирование
JEL: G01, O11, C46
Для цитирования: Малкина М. Ю., Овчаров А. О. Финансовое заражение российских компаний от рынка нефти под воздействием санкционного и пандемического шока // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4. С. 8–28. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-8-28.
© Малкина М. Ю., Овчаров А. О., 2022
Н. В. Локтюхина, О. А. Феоктистова
Совершенствование организационной и финансовой моделей содействия занятости в России, с. 29-45
Аннотация
В статье рассматриваются основы государственной политики занятости в России: организационная модель в части распределения полномочий между субъектами такой политики и ее основных элементов и финансовая модель в части источников финансирования и направлений расходования средств. Анализ проводился в контексте базовых направлений политики занятости — пассивного, в виде социальных выплат безработным, и активного, в виде программ содействия занятости. Авторы показали, что российская модель пособия по безработице утратила свой изначальный смысл, пособие стало аналогом социальной поддержки, поскольку почти не связано с предыдущим заработком. При этом пособие стимулирует рост регистрируемой безработицы (в том числе так называемой профессиональной, когда безработные не мотивированы к трудоустройству) и незаконное его получение. Как следствие, распыляются ресурсы службы занятости, что создает риски для реализации российского проекта по ее модернизации. В числе проблем активных программ занятости авторы выделяют: противоречие между обязательностью их перечня для российских регионов, установленной федеральным центром, и обязательством по их финансированию самими же регионами; разную востребованность программ от территории к территории; направленность большинства программ на зарегистрированных безработных, хотя они необходимы мотивированному соискателю до регистрации. Авторы вносят предложения по совершенствованию в России организационной и финансовой моделей поддержки занятости населения через службы занятости, в том числе обосновывая тезис о том, что программы активной политики занятости не могут носить одинаковый для всех регионов характер, а должны исходить из специфики каждой конкретной ситуации на рынке труда. Также предлагается концептуально изменить систему социальной поддержки безработных, включая отмену пособия по безработице и переход к социальной поддержке малоимущих трудоспособных.
Ключевые слова: рынок труда, занятость населения, политика занятости, безработица, пособия по безработице, активные программы занятости, содействие занятости
JEL: J21, J65, J68
Финансирование: статья подготовлена в рамках исследования «Организационные и финансовые механизмы поддержки занятости населения в 2021–2023 гг., направленные на сокращение уровня безработицы», выполненного НИФИ в 2021 г. в рамках государственного задания Минфина России (092-00001-21-00).
Для цитирования: Локтюхина Н. В., Феоктистова О. А. Совершенствование организационной и финансовой моделей содействия занятости в России // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4. С. 29–45. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-29-45.
© Локтюхина Н. В., Феоктистова О. А., 2022
Н. А. Авксентьев и др.
Моделирование влияния различных сценариев национальной политики и финансирования в области ВИЧ-инфекции
на социальные и демографические показатели России, с. 46-63
Аннотация
На сегодняшний день в России реализуется ряд стратегических программ правительства по борьбе с ВИЧ-инфекцией, однако по состоянию на 2020 г. только 74,5% инфицированных знали о своем статусе, а терапию из них получали только 67,4% лиц, живущих с ВИЧ (ЛЖВ). В таких условиях актуальной представляется оценка будущих социальных и экономических последствий в зависимости от различных сценариев централизованного финансирования мероприятий по борьбе с ВИЧ. С использованием математического моделирования был выполнен экономический анализ инерционного сценария сохранения затрат на контроль за ВИЧ-инфекцией на уровне 2020 г. и прогноз для четырех возможных сценариев изменения национальной политики в отношении федерального финансирования: с его повышением на 25 и 50% от уровня 2020 г., сценария «полного охвата» (предполагающего достижение потолка затрат при текущей структуре и примерно 60-процентном росте) или интенсивного сценария с повышением номинального финансирования и перераспределением затрат для закупки компонентов более современных схем антиретровирусной терапии (далее — АРВТ) третьего поколения. Согласно результатам моделирования сохранение текущей стратегии финансирования (инерционный сценарий) в номинальном выражении приведет к росту смертности от ВИЧ до 25 тыс. случаев ежегодно, экономическое бремя за период 2020–2030 гг. превысит 4 млрд руб. и не позволит достигнуть поставленной на национальном уровне цели «90–90–90» к 2024 г. (90% всех ЛЖВ должны знать о своем статусе; 90% всех людей, у которых диагностирован ВИЧ, должны получать АРВТ; у 90% людей, получающих АРВТ, должна наблюдаться вирусная супрессия). Россия при таком сценарии останется лидером по распространенности ВИЧ-инфекции среди стран Восточной Европы и Центральной Азии. При сохранении инерционного сценария косвенные экономические потери составят 3481,06 млрд руб. в год на фоне сохранения высоких эпидемиологических показателей. Наиболее эффективным оказался сценарий «полный охват», предполагающий увеличение затрат федерального бюджета на контроль за ВИЧ-инфекцией примерно на 20 млрд руб. ежегодно. Подобное развитие событий позволит к 2030 г. достигнуть снижения заболеваемости до 5,4 случая на 100 тыс. населения, что сопоставимо с текущими показателями в Испании, Италии и Швейцарии, и уменьшения смертности на 111,9 случая до уровня, сравнимого с показателями США, Чили и Новой Зеландии в 2019 г. Экономическая выгода от реализации данного сценария за период 2020–2030 гг. составит 1663,02 млрд руб. за счет снижения прямых немедицинских и косвенных затрат в виде роста ВВП и снижения пенсий и пособий по инвалидности.
Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, эпидемиология, экономическое бремя, социальное бремя
JEL: I18
Благодарности: авторы благодарят сотрудников ООО «Статэндокс» за помощь в подготовке рукописи данной статьи.
Финансирование: финансовая поддержка исследования обеспечена АО «ГлаксоСмитКляйн Трейдинг».
Для цитирования: Авксентьев Н. А. и др. Моделирование влияния различных сценариев национальной политики и финансирования в области ВИЧ-инфекции на социальные и демографические показатели России // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4. С. 46–63.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-46-63.
© Авксентьев Н. А. и др., 2022
Е. И. Добролюбова, А. Н. Старостина
Эффективность региональных бюджетных расходов на образование и здравоохранение: оценка с позиции граждан, с. 64-78
Аннотация
Международные сопоставления показывают, что Россия отстает от стран ОЭСР по уровню удовлетворенности граждан качеством бюджетных услуг в сфере образования и здравоохранения. При этом традиционно такие оценки не учитываются при проведении анализа эффективности бюджетных расходов. В статье предложен и обоснован подход к оценке эффективности бюджетных расходов на общее образование и амбулаторно-поликлиническую помощь на основе соотношения уровня удовлетворенности граждан качеством услуг в этих сферах и подушевых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на соответствующие направления. Показано, что оценки граждан слабо коррелируются как с уровнем, так и с динамикой бюджетных расходов на общее образование и амбулаторную помощь, что свидетельствует о недостаточном учете ожиданий граждан при формировании приоритетов финансирования. На основе предложенного методического подхода выявлены субъекты РФ с высоким и низким уровнем эффективности бюджетных расходов в сфере общего образования и амбулаторной помощи населению. По итогам анализа обоснован вывод о необходимости распространения практики оценки эффективности бюджетных расходов с позиции граждан и в других сферах.
Ключевые слова: качество государственных услуг, эффективность бюджетных расходов, межрегиональные различия, удовлетворенность граждан
JEL: H75, I18, I22
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Добролюбова Е. И., Старостина А. Н. Эффективность региональных бюджетных расходов на образование и здравоохранение: оценка с позиции граждан // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4. С. 64–78. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-64-78.
© Добролюбова Е. И., Старостина А. Н., 2022
Yu. V. Belousov
Transparent Budget in the System of Public Administration, с. 79-91
Abstract
In the current digital age, budget transparency becomes an important characteristic of the quality of public administration. Over the past two decades, there has been a rapid increase in the level of openness of budget data. However, this is not happening in all countries; the gap in the level of transparency is striking, and it is growing. To a large extent, this level depends on the concept of public administration adopted by this or that state. The paper examines the peculiarities of the budget openness policy in the three most common public administration systems: the Weberian model, New Public Governance and New Public Management. In the countries practicing the Weberian system, budget openness is not maintained or is treated formally. The New Public Governance system, in terms of budget transparency, is mostly focused on the development of democracy rather than on addressing financial issues. New Public Management is aimed at improving the efficiency of public administration. This requires a high level of budget data transparency. However, this level has not yet been achieved; therefore, the real impact of the New Public Management system can only be expected in the future.
Keywords: public finance, public administration, transparent budget, weberian, new public governance, new public management
JEL: H61, H72
For citation: Belousov Yu.V. (2022). Transparent Budget in the System of Public Administration. Financial Journal, vol. 14, no. 4, pp. 79–91.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-79-91.
© Belousov Yu.V., 2022
В. Ю. Додонов
Пандемия COVID-19 как фактор наращивания государственного долга. Опыт Казахстана в контексте мировой ситуации, с. 92-107
Аннотация
Одним из последствий пандемии COVID-19 стало существенное ухудшение ситуации с долговой нагрузкой в большинстве стран мира, обусловленное повышенными расходами на поддержку экономик наряду с сокращением налоговых поступлений из-за карантинных ограничений на деятельность ряда отраслей. В Казахстане аналогичные проблемы также вызвали существенный рост объемов государственного долга и расходов на его обслуживание, при этом в силу специфики экономической модели страны каналы влияния пандемии на долговую сферу были более многочисленными из-за воздействия внешних шоков. В статье рассматривается процесс изменения основных параметров государственного долга Казахстана в период пандемии СOVID-19 в сопоставлении с другими экономиками мира, выявляется специфика влияния связанных с пандемией факторов. Предлагается индикатор оценки эффективности наращивания правительственного долга как средства предотвращения экономического спада на основе соотношения изменения относительного размера долга и изменения ВВП. Проведена количественная оценка, и дан прогноз изменения долговых параметров Казахстана на среднесрочную перспективу в рамках трех сценариев.
Ключевые слова: COVID-19, государственный долг, дефицит бюджета, обслуживание долга, девальвация, доходность облигаций, экономический рост
JEL: H63
Для цитирования: Додонов В. Ю. Пандемия COVID-19 как фактор наращивания государственного долга. Опыт Kазахстана в контексте мировой ситуации // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4. С. 92–107. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-92-107.
© Додонов В. Ю., 2022
Г. В. Семеко
Суверенная цифровая валюта: новые возможности для трансграничных платежей, с. 108-121
Аннотация
В условиях быстрого роста международных денежных потоков под влиянием глобализации и цифровизации мировой экономики все более очевидными становятся недостатки трансграничных переводов, осуществляющихся через корреспондентскую банковскую сеть. Международные платежные системы нуждаются в модернизации и развитии альтернативных платежных инструментов на основе новых финансовых технологий. Одной из самых обсуждаемых инноваций денежного рынка в последние годы стала цифровая валюта центрального банка. В настоящее время в мировом сообществе достигнут консенсус относительно целесообразности и выгодности внедрения этой новой формы фиатных денег в розничные платежи и большое число стран реализуют соответствующие проекты. В отличие от этого продвижение цифровой валюты центрального банка в сфере оптовых платежей находится на начальной стадии. Однако исследования подтверждают перспективность использования такой валюты в оптовых трансграничных платежах. В статье анализируются результаты наиболее продвинутых международных проектов, посвященных трансграничным платежным системам на основе суверенных цифровых валют и технологии распределенного реестра. Обсуждаются конструктивные особенности предлагаемых платежных систем, их эффективность и потенциальные риски.
Ключевые слова: цифровая валюта центрального банка, трансграничные платежи, трансграничная платежная система, мультивалютная платежная система, технология распределенного реестра, Банк международных расчетов
JEL: B27, Е52, E59, E65
Для цитирования: Семеко Г. В. Суверенная цифровая валюта: новые возможности для трансграничных платежей // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4. С. 108–121. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-108-121.
© Семеко Г. В., 2022
Л. Н. Иванова, О. В. Умгаева
Тенденции развития ГИИС в сфере оборота драгоценных металлов и камней, а также изделий из них, с. 122-133
Аннотация
В статье проведена актуальная оценка открытых данных участников оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, что позволило обосновать необходимость совершенствования и адаптации к внешним условиям интегрированных информационных систем. Развитие экономики в современном мире больших баз данных невозможно без цифровизации. Большое количество рисков, препятствующих эффективному функционированию государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК), на всех этапах этого оборота уравновешено теоретическим обоснованием и практическим применением систем учета. Обоснованы задачи и направления эффективного использования стратегических государственных ресурсов. Сделан вывод о необходимости оперативного реагирования на проблемы и сбои уже выстроенной модели отслеживания оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на платформе ГИИС ДМДК. Сформулирована концепция цифровизации деятельности в сфере оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на единой платформе для различных участников — населения, бизнеса, для государства в целом.
Ключевые слова: цифровизация экономики, драгоценные металлы, драгоценные камни, стратегические ресурсы, золотовалютный резерв, государственная интегрированная информационная система (ГИИС ДМДК)
JEL: G18, O29, E52
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания НИФИ Минфина России.
Для цитирования: Иванова Л. Н., Умгаева О. В. Тенденции развития ГИИС в сфере оборота драгоценных металлов и камней, а также изделий из них // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4. С. 122–133. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-122-133.
© Иванова Л. Н., Умгаева О. В., 2022
А. А. Управителев
Ограниченная рациональность принятия решений пользователями онлайн-сервисов микрофинансовых организаций, с. 134-147
Аннотация
Микрофинансирование широко распространено в России, однако эта сфера нередко ассоциируется с рядом социально-экономических проблем, одной из которых является закредитованность населения. Часто клиентами микрофинансовых организаций (МФО) становятся граждане из беднейших социальных слоев, не обладающие высоким уровнем финансовой грамотности. Тренд на цифровизацию финансовой сферы оказывает значительное влияние на процесс принятия решений пользователями услуг МФО. Предметом исследования данной статьи является проблема ограниченной рациональности принятия решений, характерная для пользователей онлайн-сервисов микрофинансовых организаций. Для уменьшения негативных эффектов для пользователей услуг МФО Центробанк снижает максимально допустимую ставку процента для организаций такого типа, а Минфин России организует программы повышения финансовой грамотности. Цель исследования — оценить эффективность существующих методов решения данной проблемы, а также предложить собственные, сформированные на основе поведенческого патернализма. Актуальность работы состоит в том, что в условиях увеличения цифровизации финансовой сферы классические сервисы уходят в онлайн и появляются новые технологичные финансовые сервисы (финтех), что требует от пользователя освоения новых навыков работы в онлайн-среде. В заключение автор дает свои рекомендации для программ финансовой грамотности, которые позволяют снизить ограниченную рациональность принятия финансовых решений.
Ключевые слова: поведенческие финансы, принятие финансовых решений, финансовая грамотность, цифровое подталкивание
JEL: G41, G51, G53, G21, G28
Для цитирования: Управителев А. А. Ограниченная рациональность принятия решений пользователями онлайн-сервисов микрофинансовых организаций // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4. С. 134–147. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-134-147.
© Управителев А. А., 2022