Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

«Финансовый журнал» Том 15 №2 2023

СОДЕРЖАНИЕ

М. Е. Косов, А. Ю. Чалова, Р. Г. Ахмадеев, Е. В. Голубцова
Федеральный бюджет и бюджетно-налоговая политика государства: макроэкономическая адаптация до 2025 года
, с. 8-26
Аннотация
В статье представлены результаты исследования современной концепции государственной бюджетно-налоговой политики России и возможностей ее реализации в условиях новых глобальных вызовов. С этой целью авторы провели оценку ресурсной базы федерального бюджета Российской Федерации, а также адекватности мер бюджетно-налогового регулирования текущей экономической ситуации. Дополнительно была оценена реалистичность исходных макроэкономических индикаторов, лежащих в основе параметров федерального бюджета 2023–2025 гг., и вероятность их возможного изменения. Ключевые риски недостижения заявленных целей бюджетной и налоговой политики на период 2023–2025 гг. авторы связывают с резким сокращением ресурсной базы федерального бюджета, прежде всего его нефтегазовых доходов, в условиях обострившейся геополитической напряженности и усиления санкционного давления на Российскую Федерацию. Основное внимание уделяется обоснованию подходов по минимизации негативных последствий внешних шоков как для субъектов российской экономики, так и для государственных финансов. При проведении исследования использовались методы статистической обработки данных, факторное моделирование, регрессионный анализ, экспертная оценка. Научная новизна данной работы заключается в оценке влияния новых глобальных вызовов на сбалансированность федерального бюджета России и обосновании подходов к трансформации мер бюджетно-налогового регулирования для реагирования на эти вызовы. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов при разработке государственной бюджетно-налоговой политики на среднесрочный период в условиях резкого изменения сценарных условий формирования федерального бюджета.
Ключевые слова: федеральный бюджет, бюджетно-налоговая политика, фискальная экспансия, налоговые расходы, нефтегазовые доходы, факторная модель, бюджетные правила
JEL: E62
Для цитирования: Косов М. Е., Чалова А. Ю., Ахмадеев Р. Г., Голубцова Е. В. Федеральный бюджет и бюджетно-налоговая политика государства: макроэкономическая адаптация до 2025 года  // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 8–26.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-8-26
© Косов М. Е., Чалова А. Ю., Ахмадеев Р. Г., Голубцова Е. В., 2023

Подробнее ...

А. Е. Абрамов, А. А. Першин, М. И. Чернова
Подходы к измерению государственного сектора и оценке его эффективности
, с. 27-46

Аннотация
Несмотря на повышение роли государственного сектора в экономике многих стран, критерии и подходы к сравнительному анализу и оценке факторов эффективности компаний с государственным участием все еще остаются неоднозначными, как и методы межстрановых сравнений масштабов присутствия государства в экономике. Целью статьи является систематизация основных подходов к измерениям размеров государственного сектора на примере данных по российской экономике, а также обоснование значимости указанной информации при оценке деятельности компаний разных форм собственности в процессе инвестиций и принятия управленческих решений. Проблемы информационной среды, которые заключаются во фрагментарном характере данных, неполной публикации отчетности компаний и специфике разрозненных баз данных в разных странах, осложняют и искажают эмпирические исследования. Между тем имеются значимые различия между характеристиками деятельности компаний с государственным участием и частных компаний, а также в их инвестиционной привлекательности для инвесторов на финансовом рынке. Международные подходы к решению этих проблем заключаются в формировании сводных и унифицированных баз данных, включении государственных компаний в систему национальных счетов, а также в создании руководств о единых принципах прозрачности и доступности отчетности организаций государственного сектора. Процессы усложнения доступа к информации одновременно с трендом на рост государственного сектора в России увеличивают потребность в разработке единой методики для измерения его масштабов и оценки влияния на экономику, инвестиции и фондовый рынок. Предложенная нами методика и полученные на ее основе результаты позволяют не только всесторонне оценить вклад государственного сектора в создание ВВП и повышение капитализации фондового рынка, но и проводить сравнительные исследования показателей деятельности и доходности акций в компаниях с разной структурой собственности, а также международный эмпирический анализ влияния государственного сектора на экономику стран и финансово-экономические результаты деятельности компаний.
Ключевые слова: компании с государственным участием, государственный сектор, методики оценивания, развивающиеся страны, масштаб государственного сектора
JEL: D20, D60, G38, H82, H83, L30, P20
Для цитирования: Абрамов А. Е., Першин А. А., Чернова М. И. Подходы к измерению государственного сектора и оценке его эффективности  // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 27–46. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-27-46
© Абрамов А. Е., Першин А. А., Чернова М. И., 2023

Подробнее ...

А. В. Маслов А. В., Швандар К. В.
Новые международные проекты по использованию цифровых валют центральных банков
в трансформации трансграничных расчетов
, с. 47-58
Аннотация
В России в 2023 г. ожидается появление цифрового рубля. Согласно планам он позволит без задержек проводить расчеты по сделкам с цифровыми финансовыми активами, автоматизировать использование смарт-контрактов, а также отслеживать бюджетные расчеты. Использовать российскую цифровую валюту в бюджетных расчетах планирует Министерство финансов РФ. На первом этапе эксперимента по использованию цифрового рубля уже участвует ряд банков, которые тестируют открытие цифровых кошельков на платформе Банка России: пополнение, переводы между гражданами, а также оплату товаров и услуг. Однако открытым остается вопрос, поможет ли цифровой рубль решить архиважную в настоящих условиях задачу — облегчить проведение трансграничных платежей. Пока идет стадия разработки и тестирования, необходимо обратить особо пристальное внимание на вопросы управления рисками, устойчивости системы, на особенности взаимодействия c другими формами фиатных денег и на обеспечение использования цифрового рубля при трансграничных расчетах. В этой статье рассмотрены тестовые проекты, которые нацелены на изучение функционирования основных каналов цифровых трансакций, на выявление проблемных мест и совершенствование современных технологий в сфере трансграничных платежей. Глубокий анализ результатов какого-либо отдельного проекта не является задачей данной статьи, так же как и сравнение этих проектов и подготовка выводов о достигнутых результатах. Предполагалось, что краткое описание отдельных проектов поможет проиллюстрировать активность центральных банков различных стран в этой области. Примером более тщательного изучения некоторых проектов в целях использования существующего опыта может служить «Проект цифровой тенге» (Казахстан). Проведенный анализ показал, что подавляющее большинство существующих проектов инициируют центральные банки, а также международные организации и участники мирового финансового рынка, активно вовлеченные в международные платежные отношения. Изучение результатов, достигнутых при тестировании проектов, дает нам понимание того, как в ближайшем будущем могут развиваться расчеты в цифровых валютах центральных банков (ЦВЦБ), в том числе трансграничные.
Ключевые слова: трансграничные платежи, цифровые валюты центральных банков, центральные банки, международные расчеты
JEL: G21
Для цитирования: Маслов А. В., Швандар К. В. Новые международные проекты по использованию цифровых валют центральных банков в трансформации трансграничных расчетов  //  Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 47–58. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-47-58
© Маслов А. В., Швандар К. В., 2023

Подробнее ...

А. О.Володина, М. Б. Траченко
Доходность ESG-инвестирования на развитых и развивающихся рынках с учетом временного горизонта
, с. 59-73
Аннотация
Развитие ESG-концепции привело к стремительному распространению финансовых инструментов инвестирования в устойчивое развитие на всех континентах. Целью статьи является исследование привлекательности устойчивого инвестирования на развитых и развивающихся рынках Америки, Европы и Азии, в частности проведение сравнительного анализа доходности рыночных индексов, в основе формирования которых лежат ESG-критерии, и доходности индексов, которые их не учитывают. Особое внимание уделено длительности периода инвестирования: авторами исследована доходность на временных интервалах от года до пяти лет. Объектом исследования выступают фондовые индексы. Предметом исследования является доходность ESG-ориентированных и ESG-нейтральных индексов. В результате сравнительного анализа 28 рыночных индексов, 15 из которых сформированы с учетом ESG-показателей, в период с 2013 по 2022 г. сделан вывод о целесообразности инвестирования в индексные ESG-фонды как на развитых, так и на развивающихся рынках, так как более чем в 50% случаях доходность ESG-индексов выше, чем индексов, не учитывающих критерии устойчивого развития. Инвестиции в ESG-индексы на более длительном временном горизонте характеризуются, как правило, более высокой рентабельностью инвестированного капитала, чем традиционные индексные инвестиции, не ориентированные на устойчивое развитие. Анализ доходности европейского фондового рынка показал недостаточную эффективность ESG-вложений и требует дополнительного анализа повлиявших на это факторов. Перспективным направлением дальнейшего исследования является также анализ взаимного влияния фондовых рынков развитых и развивающихся стран на финансовые ESG-инструменты и индексы. Прикладное значение исследования состоит в возможности использовать результаты проведенного анализа при переориентации российских инвесторов в условиях санкционного давления на фондовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Ключевые слова: ESG, доходность, фондовые индексы, биржевые фонды, устойчивое развитие, инвестиции
JEL: G32
Для цитирования: Володина А. О., Траченко М. Б. Доходность ESG-инвестирования на развитых и развивающихся рынках с учетом временного горизонта // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 59–73. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-59-73
© Володина А. О., Траченко М. Б., 2023

Подробнее ...

С. И. Чужмарова, А. И. Чужмаров
Налоговое стимулирование инвестиций в зеленые технологии: опыт отдельных стран
, с. 74-89
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения проблем фискальной поддержки инвестиций в условиях возрастающих экологических и климатических рисков, которые подталкивают страны формировать налогово-бюджетную политику с учетом климатической повестки, способную обеспечить финансовые интересы правительств и инвесторов. Основная цель статьи — охарактеризовать процессы трансформации национальной налогово-бюджетной политики под влиянием глобальной климатической повестки и налоговых стимулов инвестиций в зеленые технологии. В статье проанализированы источники мобилизуемого развитыми странами финансирования инвестиций, основными из которых являются налоги на выбросы углерода и энергетические налоги. Раскрыты изменения в налоговой политике Российской Федерации, направленные на стимулирование наилучших доступных технологий и НИОКР. Сделаны следующие выводы. Развитые страны активно реализуют фискальные меры поддержки инвестиций в зеленые технологии; тема налоговой трансформации из дискуссионного формата перешла в плоскость практического применения, хотя и не всегда успешного. Сегодня страны внедряют новые стимулы, используют льготное экологическое налогообложение инновационной деятельности энергоемкого сектора, добровольные налоговые соглашения органов власти с инвесткомпаниями, формируют рейтинги на основе единых сопоставимых индикаторов. Российская Федерация отстает от развитых стран в мобилизации финансовых ресурсов для зеленого экономического роста и в развитии фискальных инструментов, доказавших свою эффективность. Сегодня перед нашей страной стоит проблема налогового регулирования технологического развития, которое охватывает стимулирование инвестиций и дестимулирование загрязнения окружающей среды. Следующим перспективным действием, возможно, станет формирование финансовых основ зеленого экономического роста, инвестиций в зеленые технологии.
Ключевые слова: налоговое стимулирование, налоговые льготы, зеленые технологии, инновации, инвестиции, стимулы
JEL: H22, H61
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания СГУ им. Питирима Сорокина.
Для цитирования: Чужмарова С. И., Чужмаров А. И. Налоговое стимулирование инвестиций в зеленые технологии: опыт отдельных стран  // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 74–89. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-74-89
© Чужмарова С. И., Чужмаров А. И., 2023

Подробнее ...

Ю. А. Тарасова, Е. И. Ляшко
Влияние институциональных факторов на выпуск зеленых облигаций: экскурс в 2021 год
, с. 90-102
Аннотация
ESG-факторы становятся неотъемлемой частью финансовых отношений, повышая тем самым спрос на инструменты ответственного финансирования. Благодаря последним инвестор может не только получать норму доходности, но и вносить вклад в достижение целей устойчивого развития. Одним из таких инструментов являются зеленые облигации, позволяющие привлекать средства под финансирование зеленой деятельности и проектов. На конец 2021 г. совокупный объем выпущенных зеленых облигаций в мире превысил рекордную отметку 1,5 трлн долл. США. Кризисный 2022 г. способствовал пересмотру многих ESG-критериев и актуальности зеленой повестки в целом. Такие изменения могут иметь серьезные последствия для рынка зеленых облигаций, однако их анализ — дело будущего. Целью работы является исследование факторов, которые повлияли на выпуск зеленых облигаций в странах Европы в 2021 г. Проведение корреляционно-регрессионного анализа на выборке из европейских стран позволило сделать вывод о наличии значимой связи факторов экологического регулирования и уровня устойчивости экономики с объемом выпущенных зеленых облигаций.
Ключевые слова: ESG-факторы (принципы), детерминанты выпуска облигаций, механизмы регулирования, устойчивое развитие
JEL: C51, G15, G23
Примечание. Статья подготовлена на основе дипломной работы Ляшко Е. И. «Финансирование устойчивого развития при помощи зеленых облигаций: механизмы регулирования и детерминанты выпуска», 2022 г. https://hse.ru/edu/vkr/627526153
Для цитирования: Тарасова Ю. А., Ляшко Е. И. Влияние институциональных факторов на выпуск зеленых облигаций: экскурс в 2021 год // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 90–102. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-90-102
© Тарасова Ю. А., Ляшко Е. И., 2023

Подробнее ...

Ю. А. Сплетухов
Экологическое страхование: страховые риски и убытки, подлежащие возмещению
, с. 103-115
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проведением экологического страхования. Ее целью является анализ ряда проблем, решение которых может способствовать повышению роли экологического страхования в возмещении убытков, причиненных загрязнением окружающей среды. Для этого предлагается расширить круг юридических лиц, обязанных предоставлять финансовые гарантии возмещения таких убытков и использовать экологическое страхование как один из механизмов гарантирования убытков. Эффективность предоставляемых путем заключения договоров страхования гарантий можно обеспечить путем регламентирования в отдельном нормативном акте его условий. Для его подготовки требуется рассмотреть некоторые аспекты, связанные с механизмом проведения экологического страхования. В статье, в частности, дается характеристика видов загрязнения окружающей среды и на этой основе делаются выводы о возможности, целесообразности и специфике проведения страхования в отношении каждого из них. Страховым случаем в договорах экологического страхования, по мнению автора, должны являться последствия аварийного, внезапного и непреднамеренного загрязнения, т. е. такого, которое вызвано аварией, катастрофой или другими чрезвычайными событиями техногенного или природного характера. Другая рассмотренная в статье проблема связана с кругом убытков, которые следует включить в объем ответственности страховщиков по договорам страхования, заключаемым в целях предоставления финансовых гарантий возмещения вреда, причиняемого загрязнением окружающей среды. В него должны входить убытки, причиненные страхователем другим юридическим и физическим лицам в виде вреда природным объектам, связанные с осуществлением мер, имеющих целью уменьшить вред, нанесенный страховым случаем. Значительное место в статье уделено особенностям оценки ущерба, подлежащего возмещению страховыми компаниями. Прежде всего это расчет убытков, вызванных нанесением вреда непосредственно природной среде. К полученным результатам в этой части статьи относится вывод о том, что при выборе метода оценки такого вреда следует учитывать преимущественно величину затрат на восстановление окружающей среды.
Ключевые слова: экологическое страхование, страховые риски, убытки, возмещаемый ущерб
JEL: G22
Для цитирования: Сплетухов Ю. А. Экологическое страхование: страховые риски и убытки, подлежащие возмещению  //  Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 103–115. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-103-115
© Сплетухов Ю. А., 2023

Подробнее ...

О. В. Обухова, А. С. Богомазова
Общехозяйственные расходы при оказании государственных услуг в сфере здравоохранения в стационарных условиях
, с. 116-129
Аннотация
Удельные расходы на общехозяйственные нужды в составе базового норматива затрат на государственную услугу в сфере здравоохранения отражают расходы непосредственно объекта инфраструктуры здравоохранения с учетом площади подразделений медицинских организаций, в которых оказывается государственная услуга, условий оказания медицинской помощи, мощности медицинской организации. Расчет затрат этой части базового норматива, как правило, осуществляется методом наиболее эффективного учреждения или медианным методом. Это приводит к высокой дифференциации значения базового норматива затрат на соответствующую государственную услугу, к искусственному и необоснованному применению поправочных коэффициентов, индивидуализирующих расходы медицинских организаций, что противоречит политике государства по контролю за эффективностью использования бюджетных средств. В статье представлены предложения по изменению методики учета общехозяйственных расходов в структуре норматива финансовых затрат на государственные услуги в сфере здравоохранения на примере государственной услуги «Специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), не включенная в базовую программу обязательного медицинского страхования, по профилю “фтизиатрия”», оказываемой в стационарных условиях.
Ключевые слова: общехозяйственные расходы, государственная услуга, государственное задание, здравоохранение, государственные медицинские организации
JEL: Н51, Н54, Н61
Для цитирования: Обухова О. В., Богомазова А. С. Общехозяйственные расходы при оказании государственных услуг в сфере здравоохранения в стационарных условиях  //  Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 2. С. 116–129.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-2-116-129
© Обухова О. В., Богомазова А. С., 2023

Подробнее ... 

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990