Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

«Финансовый журнал» Том 14 №2 2022

СОДЕРЖАНИЕ

Н. Е. Барбашова
Подходы к построению и использованию модели долгосрочного бюджетного прогноза на региональном уровне
, с. 8-25
Аннотация
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают долгосрочные бюджетные прогнозы. Основные недостатки принятых на настоящее время региональных прогнозов — слабо проработанная методология расчета показателей (доходов, расходов, дефицита, долга) и нечеткое определение роли прогноза в бюджетном процессе. В данной статье даются конкретные рекомендации по оценке доходов и расходов регионального бюджета на долгосрочную перспективу. При этом делается акцент на связь бюджетного прогноза с другими документами стратегического планирования (в частности, с прогнозом социально-экономического развития). Автор предлагает различные варианты формул для расчета значений доходов и расходов региональных бюджетов в долгосрочной перспективе, а также варианты детализации этих параметров в зависимости от доступности исходной информации и специфики российских регионов. В статье формулируются рекомендации по применению формализованных подходов для оценки долгосрочных последствий в сфере бюджетной политики региона, а также для количественной оценки внешних рисков на основе модели долгосрочного бюджетного прогноза. Проводится апробация предложенных подходов на примере имитационной расчетной модели, построенной по данным Ханты-Мансийского автономного округа.
Ключевые слова: долгосрочный бюджетный прогноз, региональная бюджетная политика, доходы и расходы регионального бюджета, сбалансированность регионального бюджета
JEL: H68
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Барбашова Н. Е. Подходы к построению и использованию модели долгосрочного бюджетного прогноза на региональном уровне // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 2. С. 8–25.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-2-8-25.
© Барбашова Н. Е., 2022

Подробнее ...

М. А. Печенская-Полищук
Привлечение в бюджетную систему заемных ресурсов. Эволюция научных взглядов и особенности практической реализации, с. 26-42
Аннотация
В работе осуществлена систематизация поэтапной эволюционной смены теоретических взглядов на долговое финансирование государственных расходов. Проведен комплексный анализ важнейших характеристик государственного долга субъектов РФ с 2006 г. Выделены периоды привлечения в регионы бюджетных ресурсов на возмездной основе, условно обозначенные как отсутствие долговой угрозы (2005–2007 гг.), долговая субституция кризисных эффектов (2008–2009 гг.), активное антикризисное федеральное присутствие (2010–2011 гг.), недостаточно финансируемый рост делегированных задач (2012–2013 гг.), нарастание угроз долговой дестабилизации (2014–2016 гг.), благоприятная конъюнктура (2017–2019 гг.), реверсия в условиях пандемии и новых санкций (с 2020 г.). Периоды определены на основе предпосылок возникновения, количественных характеристик, структурных деформаций долга, а также инструментов государственного регулирования. По результатам анализа сделан вывод, что привлечение в регионы РФ бюджетных ресурсов на возмездной основе было преимущественно вынужденным и стихийным процессом, сильно изменяющимся во времени и осуществляемым главным образом для восполнения недостатка собственных бюджетных доходов. В исследовании доказано, что привлечение бюджетных ресурсов в регион требует системного подхода и учета двух позиций: как собственный бюджетный потенциал региона влияет на привлеченные бюджетные ресурсы и как эти ресурсы могут повлиять на бюджетный потенциал региона текущего и/или будущих периодов. На основе этого обоснованы сценарии влияния привлеченных бюджетных ресурсов возмездного характера на собственный бюджетный потенциал территории.
Ключевые слова: государственный долг, бюджетный потенциал, бюджетная система, привлечение ресурсов, заемные ресурсы, экономическая теория, кредит
JEL: H63
Финансирование: статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР FMGZ-2022-0012 «Факторы и методы устойчивого социально-экономического развития территориальных систем в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды».
Для цитирования: Печенская-Полищук М. А. Привлечение в бюджетную систему заемных ресурсов. Эволюция научных взглядов и особенности практической реализации // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 2. С. 26–42. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-2-26-42.
© Печенская-Полищук М. А., 2022

Подробнее ...

K. V. Shvandar, L. I. Khomyakova
Regional Payment Systems of Asia, Africa, Latin America as a Tool for Regional Integration. Prospects for the Eurasian Economic Union, c. 43-54
Abstract
The article considers the mutual payment systems of regional associations in Asia, Africa and Latin America in line with the global trend to reduce the share of the US dollar in settlements among countries belonging to trade, regional or integration blocs. We took for the research the Regional Payment System SML (Sistema de Pagamentos em Moeda Local) of the MERCOSUR countries, the Regional Mutual Settlement System SUCRE (Sistema Único de Compensación Regional) of the ALBA countries, the Regional Clearing and Settlement System REPSS (Regional Payment and Settlement System) of the COMESA, Settlement system of the Asian Clearing Union. It reveals features of these mutual payment systems, analyzes their contribution to the servicing of mutual trade turnover (noted such a feature of existing systems as their centric organization). The role of these systems in stimulating the use of national currencies by economic entities has been determined. It is indicated that the dedollarisation processes are closely related to the development of cross-border payments and the achievement of certain agreements on the development of a common payment space among countries of the same region that have economic ties, first of all active mutual trade. Based on the model and data on mutual trade turnover and the currency structure of settlements of the Eurasian Economic Union countries given Latin American, African and Asian experience, it forecasts an increase in the share of their national currencies in the servicing of mutual trade in goods and services. 
Keywords: payments, cross-border settlements, common payment space, Eurasian Economic Union (EAEU), dedollarisation, national currencies
JEL: E42, G15, G23
For citation: Shvandar K.V., Khomyakova L.I. Regional Payment Systems of Asia, Africa, Latin America as a Tool for Regional Integration. Prospects for the Eurasian Economic Union. Financial Journal, 2022, vol. 14, no. 2, pp. 43–54. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-2-43-54.
© Shvandar K.V., Khomyakova L.I., 2022

Подробнее ...

М. О. Измайлова
Влияние пандемии коронавируса на поступление налогов от самозанятых граждан в Российской Федерации, с. 55-72
Аннотация
Пандемия коронавируса негативным образом сказалась на экономике всех стран мира, в том числе снизились и налоговые поступления от хозяйствующих субъектов. Целью данного исследования явилось изучение развития самозанятости в России и зарубежных странах в период распространения новой коронавирусной инфекции и оценка налоговых поступлений от самозанятых в бюджетную систему Российской Федерации в этот период. В рамках данного научного исследования рассмотрены различные подходы к статусу самозанятого лица. Установлено, что в настоящее время ни в научном сообществе, ни в разъяснениях различных государственных ведомств нет единого подхода к пониманию самозанятости. На основе статистических данных Международной организации труда доказано, что масштабы самозанятости в мире в связи с пандемией коронавируса значительно не изменились, а в некоторых странах даже увеличились, что обусловлено изысканием самозанятыми дополнительных источников доходов, особенно это касается стран с низким уровнем дохода (Африка, Индия). Выявлено влияние пандемии на уровень доходов самозанятых, развитие тех или иных видов деятельности в этом сегменте занятости, оборот платежей, совершаемых в пользу лиц свободных профессий. Несмотря на то что деятельность самозанятых в России в меньшей мере пострадала от пандемии коронавируса (в отличие от зарубежных стран), вклад в бюджетную систему нашей страны от данного сегмента занятости населения не соответствует даже пессимистичным прогнозным значениям. Сделан вывод, что сегмент самозанятости имеет мощный потенциал для развития и способен обеспечивать немалые поступления налогов в бюджетную систему России.
Ключевые слова: самозанятость, самозанятые, коронавирус, пандемия, налогообложение, налогообложение самозанятых, налог на профессиональный доход, развитие самозанятости
JEL: Е62, Н25, Н26, H39
Для цитирования: Измайлова М. О. Влияние пандемии коронавируса на поступление налогов от самозанятых граждан в Российской Федерации // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 2. С. 55–72.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-2-55-72.
© Измайлова М. О., 2022

Подробнее ...

V. V. Olkhovik, O. I. Lyutova, E. Juchnevicius
Economic Growth Models and FDI in the CIS Countries During the Period of Digitalization, c. 73-90
Abstract
This article explores the interrelation between economic growth and foreign direct investments (FDI) in the countries of the Commonwealth of Independent States (CIS) in 1993–2019. The research focuses on the impact of new FDI inflows per capita, as well as the influence of accumulated foreign capital (FDI stock per capita) on GDP growth per capita. This article has aimed to find the causal link between GDP growth and FDI inflows, as well as between GDP growth and FDI stock per capita in the CIS countries. The research methods include: empirical and statistical research, synthesis of practical and theoretical matters, methods of mathematical modelling. Discussion. FDI in the CIS countries are often determined by market size and market growth potential, which ensure a favourable business environment for foreign investors. Data obtained during the analysis suggest that the CIS countries mainly attract market-oriented FDI, which is consistent with the findings of the authors. Thus, the accumulated foreign capital stock has positive impact on economic growth in the CIS countries. Results. Foreign direct investments for economic growth act through such factors as gross domestic product, interest rate, average wages, exchange rate, consumer price index, political stability. The coronavirus pandemic factor is assessed by the authors as negatively affecting the investment attractiveness of countries; the use of digital technologies in handling FDI, according to the authors, is debatable issue.
Keywords: economic growth models, foreign direct investments (FDI), Commonwealth of Independent States (CIS) countries, digitalization, trade integration, global integration, financial capital
JEL: С23, E27, F43, F47
For citation: Olkhovik V.V., Lyutova O.I., Juchnevicius E. Economic Growth Models and FDI in the CIS Countries During the Period of Digitalization. Financial Journal, 2022, vol. 14, no. 2, pp. 73–90. 
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-2-73-90.
© Olkhovik V.V., Lyutova O.I., Juchnevicius E., 2022

Подробнее ...

А. Ю. Нэвэла, В. А. Лапшин
Модельный риск и базовые подходы к его численному измерению на примере моделей оценки рыночного риска, с. 91-112
Аннотация
Модельный риск активно изучается как в академических кругах, так и в финансовой индустрии, однако общепринятого подхода к его измерению до сих пор не существует. В условиях разнообразия подходов к такой оценке и отсутствия среди них общепринятого выбор конкретного подхода становится особенно важным этапом моделирования и актуальной темой для исследований. Авторы приводят обзор основных индикаторов, показателей и подходов к его количественному измерению, а затем сравнивают их на едином модельном примере. Объект исследования — различные способы количественного описания модельного риска, а предмет — согласованность и непротиворечивость их интерпретаций. Цель работы — эмпирически сравнить различные методы оценки модельного риска, продемонстрировав методологию его измерения для моделей рыночного риска по широкому ряду критериев. Для достижения поставленной цели используются методы анализа временных рядов и оценки параметров теоретических распределений по эмпирическим данным. Авторы приводят перечень методов оценки модельного риска с примерами их применения на реальной практике, с конкретной интерпретацией результатов, показывают, что оценки по разным методам существенно разнятся как в интерпретации, так и в численных значениях, а также формулируют актуальные направления будущих исследований. Статья может быть полезна исследователям и специалистам-практикам, начинающим работу с модельным риском, для быстрого погружения в эту область. 
Ключевые слова: модельный риск, методы оценки модельного риска, консервативность, точность, эффективность оценок, Value-at-Risk, рыночный риск
JEL: G32, C53
Примечание: в статье использованы материалы курсовой работы А. Ю. Нэвэла «Модельные риски и их оценка», 2020 г.
Для цитирования: Нэвэла А. Ю., Лапшин В. А. Модельный риск и базовые подходы к его численному измерению на примере моделей оценки рыночного риска // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 2. С. 91–112. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-2-91-112.
© Нэвэла А. Ю., Лапшин В. А., 2022

Подробнее ...

Е. Ю. Макушина
Раскрытие информации венчурными фондами, созданными по договору инвестиционного товарищества, с. 113-129
Аннотация
Национальная индустрия прямых и венчурных инвестиций находится на этапе становления. В 2011 г. был принят федеральный закон «Об инвестиционном товариществе» от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЗ, инкорпорировав возможность создания венчурных фондов в форме инвестиционного товарищества, которая по своей сути приближена к самой распространенной форме венчурного фонда — партнерству с ограниченной ответственностью. Проделана значительная работа на пути реформирования национальной системы учета и отчетности в соответствии с МСФО, однако нормативные акты не претерпели изменения в вопросах учета и отражения в отчетности финансовых вложений, не были разработаны приемлемые формы финансовой отчетности для раскрытия информации венчурными фондами, созданными по договору инвестиционного товарищества. В результате проведенного исследования были предложены рекомендации по совершенствованию национальной системы учета и отчетности, разработаны формы финансовой отчетности для венчурных фондов, созданных по договору инвестиционного товарищества, которые могут быть положены в основу формирования отраслевых стандартов бухгалтерского учета в РФ.
Ключевые слова: венчурные фонды, инвестиционные организации, финансовая отчетность, МСФО, справедливая стоимость
JEL: M41, O30, O31, G11
Для цитирования: Макушина Е. Ю. Раскрытие информации венчурными фондами, созданными по договору инвестиционного товарищества // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 2. С. 113–129.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-2-113-129.
© Макушина Е. Ю., 2022

Подробнее ...

«Финансовый журнал» Том 14 №1 2022

СОДЕРЖАНИЕ

В. В. Громов
Специфика и проблемы налогового стимулирования малых ИТ-компаний в России,
 с. 8-25
Аннотация
С 1 января 2021 г. российские ИТ-компании получают усиленную налоговую поддержку от государства в виде отмены обязанности по уплате региональной части налога на прибыль и исчисления страховых взносов по льготному тарифу в размере 7,6 %. И если для средних и крупных ИТ-компаний эффективность этих льгот в части снижения налоговой нагрузки вполне очевидна, то для субъектов малого бизнеса, традиционно поддерживаемых через УСН, новые налоговые льготы создают прежде всего альтернативный режим налогового стимулирования. Цель статьи заключается в том, чтобы на основе анализа структуры ИТ-отрасли, сравнения условий и объема льготирования малого ИТ-бизнеса выявить проблемы в распределении налоговых преференций и предложить пути их решения. В статье обоснован вывод о том, что действующая конструкция налоговых льгот далека от оптимальной и искажает принципы справедливости налогообложения: льготы, адресуемые ИТ-компаниям, в общем случае дают больше выгод, чем применение упрощенной системы, однако сложнее всего их получить именно малым ИТ-компаниям, хотя они составляют ядро отрасли; основной объем отраслевых льгот распределяется в пользу немногочисленного среднего и крупного ИТ-бизнеса, а результатом конфликта налоговых режимов становится вертикальная налоговая конкуренция за налоговую базу малого ИТ-бизнеса. Исходя из этого, в статье предлагаются меры, направленные на повышение нейтральности льгот к масштабу бизнеса и гармонизацию правил налогового стимулирования.
Ключевые слова: ИТ-компания, ИТ-отрасль, малый бизнес, налог на прибыль организаций, налоговая льгота, страховые взносы, упрощенная система налогообложения
JEL: E62, H32, K34
Для цитирования: Громов В. В. Специфика и проблемы налогового стимулирования малых ИТ-компаний в России // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 1. С. 8–25. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-1-8-25.
© Громов В. В., 2022

Подробнее ...

О. М. Скапенкер
Институциональная структура российского финансового рынка: необходимость регуляторной трансформации
, с. 26-38
Аннотация
В статье проанализировано текущее состояние институциональной структуры отечественного финансового рынка, определены основные варианты комбинаций видов деятельности его участников. На базе сопоставления преимуществ и рисков, возникающих при совмещении участниками рынка различных направлений работы, сформированы предложения по корректировке регуляторных требований к допустимым сочетаниям видов деятельности, ориентированные на повышение эффективности исполнения финансовым рынком своей основой функции — перераспределения финансовых ресурсов. Предложено юридически закрепить разделение направлений деятельности участников финансового рынка на системообразующие (по ним должны работать только подконтрольные или опосредованно принадлежащие государству организации) и иные, для которых при таких условиях могут быть расширены возможности совмещения видов деятельности. При осуществлении полностью подконтрольными государству компаниями функций биржи, центрального депозитария, клиринговой организации и центрального контрагента представляется, что остальные участники рынка без создания для него значительных рисков смогут сочетать работу на рынке ценных бумаг за счет собственных и клиентских средств, работу в качестве кредитно-депозитного посредника, работу на валютном рынке, рынке цифровых активов, работу в качестве инвестиционной и финансовой платформы. Повышение эффективности финансового рынка будет способствовать обеспечению финансовыми ресурсами проектов и производств.
Ключевые слова: институциональная структура, банки, фондовый рынок, биржа, совмещение видов деятельности, регулирование финансового рынка
JEL: G18, G28, K22
Для цитирования: Скапенкер О. М. Институциональная структура российского финансового рынка: необходимость регуляторной трансформации // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 1. С. 26–38. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-1-26-38.
© Скапенкер О. М., 2022

Подробнее ...

L. Melnikovová, Sh. Shadmanov, S. Voronin, B. Qoraboev
Uzbekistan’s Trade Policy Liberalization. Predicted Impact of WTO Accession on Chemical Industry Trade
, p. 39-55
Abstract
This paper is dedicated to the recent reforms in Uzbekistan’s foreign trade policy and the process of the country’s accession to the World Trade Organization. It pays special attention to the chemical industry trade; with the partial equilibrium model employed, expected changes in imports of chemicals, budget revenues and consumer welfare are revealed. Two scenarios — mere tariff reduction or abolition of country-specific discrimination practices in imports — are considered. Results show that, in the former case, imports of chemical products and consumer welfare will slightly increase and budget revenues will decline; the outcome in the latter case differs: budget revenues will grow considerably, whereas imports and consumer welfare will decrease. We conclude in the latter case that the negative effect will be outweighed by creating a fairer, more competitive environment thanks to removing discrimination practices such as import-specific excise taxes and exemptions on import duty payments for state companies.
Keywords: World Trade Organization, free trade agreements, Harmonized System classification, most favoured nation, chemicals and allied industries, partial equilibrium model, tariff revenues, consumer welfare
JEL: E21, F13, F14, F15, F17
For citation: Melnikovová L., Shadmanov Sh., Voronin S., Qoraboev B. Uzbekistan’s Trade Policy Liberalization. Predicted Impact of WTO Accession on Chemical Industry Trade. Financial Journal, 2022, vol. 14, no. 1, pp. 39–55. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-1-39-55.
© Melnikovová L., Shadmanov Sh., Voronin S., Qoraboev B., 2022

In more detail ...

В. Н. Руцкий, И. А. Филиппов 
Взаимосвязь уровня бедности и факторов зеленой экономики в странах Европейского союза
, с. 56-70
Аннотация
Статья посвящена изучению подходов к измерению бедности и зеленой экономики и эмпирическому анализу взаимосвязи уровня бедности и факторов зеленой экономики для ряда стран Европейского союза. Авторы выявляют тенденции формирования новой модели экологически устойчивого развития в странах Европейского союза. В статье разрабатывается корреляционно-регрессионная модель, которая исследует наряду с макроэкономическими факторами влияние факторов зеленой экономики на уровень риска бедности в странах Евросоюза. Оценка спецификации модели по панельным данным стран Европейского союза показывает отрицательную взаимосвязь доли возобновляемой энергетики и производительности труда с уровнем риска бедности, что говорит о необходимости дальнейшего развития зеленой экономики в странах еврозоны.
Ключевые слова: зеленая экономика, устойчивое развитие, бедность, неравенство, природный капитал, человеческий капитал, зеленые финансы
JEL: O44, Q56, C33
Для цитирования: Руцкий В. Н., Филиппов И. А. Взаимосвязь уровня бедности и факторов зеленой экономики в странах Европейского союза // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 1. С. 56–70. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-1-56-70
© Руцкий В. Н., Филиппов И. А., 2022

Подробнее ...

A. Orji, J.E. Ogbuabor, C.E. Ugwu, O.I. Anthony-Orji, L.C. Nwufo
Cash Reserve Ratio and Credit to Micro-, Small and Medium-Sized Enterprises

in Developing Economies. Analysis of Transmission Channels Using Nigerian Data, p. 71-88
Abstract
This study examines the channels of transmission through which cash reserve ratio impacts on credit to micro-, small and medium-sized enterprises (MSMEs). A vector error correction model was used to capture the objective. Quarterly data ranging from 2001 to 2017 were also utilized in the analysis. The study found that cash reserve ratio indirectly impacts credit to MSMEs through liquidity ratio and lending interest rate as its channels of transmission. It is worthy to note that, as liquidity ratio has a positive significant impact on credit to MSMEs, lending interest rate has a negative but significant impact on credit to MSMEs. To boost economic productivity in developing economies, the study therefore recommends that the monetary authorities reduce the cash reserve ratio in order to increase commercial banks’ liquidity. As the commercial banks’ liquidity rises, they should also reduce their lending interest rate to increase access to credit by MSMEs. Again, the government should appropriate and monitor the judicious disbursement of interest-free loans/credit to MSMEs through banks, especially development banks.
Keywords: cash reserve ratio; credit; channels of transmission; micro-, small and medium-sized enterprises
JEL: E51, G21, L26
For citation: Orji A., Ogbuabor J.E., Ugwu C.E., Anthony-Orji O.I., Nwufo L.C. Cash Reserve Ratio and Credit to Micro-, Small and Medium-Sized Enterprises in Developing Economies. Analysis of Transmission Channels Using Nigerian Data. Financial Journal, 2022, vol. 14, no. 1, pp. 71–88. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-1-71-88
© Orji A., Ogbuabor J.E., Ugwu C.E., Anthony-Orji O.I., Nwufo L.C., 2022

In more detail ...

В. В. Назарова, А. А. Иванова
Выбор политики выплат инвесторам: исследование рынка США
, с. 89-107
Аннотация
В последние годы затраты на выкуп акций в США достигли рекордного уровня, что частично объясняется проведением налоговой реформы в 2017 г., активностью акционеров и низкими затратами на займы. Цель исследования состоит в изучении мотивов и факторов, обуславливающих выбор политики выплат инвесторам американских компаний и влияние выкупа акций на результаты компаний и на экономическую систему. В рамках исследования были изучены традиционные теории, объясняющие выбор политики выплат инвесторам. Авторами были выделены основные мотивы компаний при принятии решений о механизме выплат. После изучения существующих теоретических аспектов выбора политики выплат и тенденций обратного выкупа США был проведен регрессионный анализ панельных данных для комплексного исследования причин и следствий выбора политики выплат. Исследование позволило определить мотивацию к выкупу акций и доказало положительное влияние выкупа акций на развитие компании.
Ключевые слова: политика выплаты дивидендов, обратный выкуп, потребность в капитале, реинвестирование, экономический рост, программы выкупа акций
JEL: G35
Для цитирования: Назарова В. В., Иванова А. А. Выбор политики выплат инвесторам: исследование рынка США // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 1. С. 89–107. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-1-89-107
© Назарова В. В., Иванова А. А., 2022

Подробнее ...

А. А. Батарин
Особенности государственного регулирования применения контрольно-кассовых машин в Киргизской Республике
, с. 108-125
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию отдельных аспектов государственного регулирования отношений по применению контрольно-кассовых машин в Киргизской Республике. Поскольку финансовые, в том числе налоговые, отношения связаны с властным элементом и направлены на мобилизацию денежных средств в бюджетную систему государства и обеспечение его функций и задач, то они могут существовать только в правовых рамках. Вопросы применения контрольно-кассовых машин предпринимателями и государственного контроля за такой деятельностью представляют собой характерный пример финансовых правоотношений. Рассматриваются правовые нормы, касающиеся обязанности налогоплательщиков при осуществлении ими расчетов применять контрольно-кассовые машины, а также ответственность, установленная статьями Кодекса Киргизской Республики о правонарушениях, за допущенные налогоплательщиком нарушения. В результате анализа становится очевидной правовая неопределенность места отношений в сфере применения контрольно-кассовых машин в налоговом законодательстве Киргизской Республики, коллизионность норм, предусматривающих ответственность за неприменение или применение контрольно-кассовых машин с нарушением установленных требований. Даны конкретные рекомендации по устранению существующих проблем в сфере законодательного регулирования, включая однозначную идентификацию места обязанности по применению контрольно-кассовых машин и контролю за соблюдением такой обязанности в системе законодательства о налогах и сборах, а также предложения по дальнейшему совершенствованию правового регулирования рассматриваемой в статье сферы, в том числе возможность освобождения от ответственности за допущенные правонарушения при условии их исправления либо снижения минимального размера штрафа. Отдельное внимание уделено вопросу взаимосвязи налоговых и административных правоотношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, включая вопрос квалификации нарушения в сфере фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники как налогового либо как административного правонарушения.
Ключевые слова: контрольно-кассовые машины, фиксация расчетов, Налоговый кодекс, ответственность за нарушение законодательства
JEL: К34, К42
Благодарности: статья подготовлена по материалам отчета «О выполненных работах по оказанию безвозмездной технической помощи Киргизской Республике в целях развития системы налогового администрирования Киргизской Республики» в рамках сотрудничества НИФИ Минфина России, АО «ГНИВЦ» и Государственной налоговой службы при Министерстве финансов Киргизской Республики.
Для цитирования: Батарин А. А. Особенности государственного регулирования применения контрольно-кассовых машин в Киргизской Республике // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 1. С. 108–125. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-1-108-125.
© Батарин А. А., 2022

Подробнее ...

Т. А. Горбачева
Понятие стейблкоинов и актуальное состояние рынка стабильных монет
, с. 126-139
Аннотация
В последние несколько лет на рынке криптоактивов появился новый термин — стейблкоины. Однако данной теме, в отличие от криптовалют, посвящено не так много исследований. Появившиеся глобальные проекты стейблкоинов, существенный рост объемов инвестиций в данные инициативы и рост числа транзакций заставили центральные банки всерьез обратить на них внимание, чтобы реализовывать одну из своих функций по обеспечению финансовой стабильности. Данная тема, несомненно, является актуальной в силу новизны появившегося понятия. Цель данной статьи — исследование экономической сущности стейблкоинов, их видов, а также актуального состояния данного рынка. Исследованы подходы к определению понятия стейблкоинов. Рассмотрена классификации стабильных монет, основные видны наиболее надежных монет на рынке. Проанализировано современное состояние рынка стейблкоинов. В результате исследования сделан ряд выводов. Во-первых, несмотря на отсутствие юридически закрепленного и общепринятого определения стейблкоинов, в целом под стабильными монетами понимаются токены, обеспеченные разными видами активов. Во-вторых, экономическая сущность стабильных монет раскрывается через цели их создания, виды обеспечения и механизмы стабилизации, а также характера взаимоотношений эмитента и владельца стейблкоина. В-третьих, за последние три года рынок стейблкоинов вырос практически в пять раз. Такой рост означает существенное проникновение в систему платежей, а следовательно, и в мировую финансовую систему, что требует разработки международных норм регулирования для минимизации возможных рисков и сохранения финансовой стабильности. Перспективы развития стейблкоинов связаны с созданием и развитием цифровых валют центральных банков и трансграничных платежей в одной или нескольких таких валютах.
Ключевые слова: стейблкоин, стабильная монета, цифровые валюты, криптовалюта, криптоактив, цифровые валюты центральных банков, токен, фиатные валюты, обеспечение
JEL: E42, Е52, F31
Для цитирования: Горбачева Т. А. Понятие стейблкоинов и актуальное состояние рынка стабильных монет // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 1. С. 126–139. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-1-126-139.
© Горбачева Т. А., 2022

Подробнее ...

 

 

 

«Финансовый журнал» Том 13 №6 2021

СОДЕРЖАНИЕ

О. В. Богачева, О. В. Смородинов
Инструменты финансовой поддержки НИОКР и уровни готовности технологий,
с. 8-24
Аннотация
Для успешного развития сферы науки и инноваций в условиях глобальных и внутренних вызовов важная роль отводится эффективным инструментам государственной поддержки этой сферы. В странах ОЭСР в качестве такого инструмента все более активно применяется шкала уровней готовности технологий (УГТ). Учитывая специфику российской научно-технологической сферы, в которой особую роль играют государственные организации и бюджетное финансирование, задача внедрения методологии УГТ в качестве инструмента государственной политики и управления финансированием этой сферы становится особенно актуальной. По мнению авторов, для этого необходимо обеспечить интеграцию методологии УГТ в систему государственной поддержки научно-технологической сферы. Делается вывод, что не только методология УГТ должна быть адаптирована к выполнению задач по управлению бюджетными расходами на НИОКР, но и сама система государственного управления с ее финансовыми инструментами скорректирована с учетом требований шкалы УГТ. Эта работа должна будет включать разработку и внедрение нового подхода к пониманию границ сферы науки и инноваций, этапов (видов) научной деятельности, методов планирования и условий предоставления государственной поддержки, а также совершенствование понятийного аппарата и инструментов государственной поддержки.
Ключевые слова: уровень готовности технологий; сфера науки, технологий и инноваций; инструменты государственной поддержки развития; государственное финансирование НИОКР
JEL: O31, O32
Для цитирования: Богачева О. В., Смородинов О. В. Инструменты финансовой поддержки НИОКР и уровни готовности технологий // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 6. С. 8–24. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-6-8-24.
© Богачева О. В., Смородинов О. В., 2021

Подробнее ...

С. С. Лазарян, М. А. Елкина
Роль финансового сектора в трансмиссии шоков макроэкономической политики в российской экономике.

Оценка при различных предпосылках о структуре производства, с. 25-53
Аннотация
Финансовая система является важным элементом экономики, и не просто играет роль посредника между кредиторами и заемщиками, но и оказывает прямое влияние на развитость экономики и другие ее характеристики. Учет особенностей функционирования финансового сектора крайне важен при разработке моделей общего равновесия для решения прикладных задач. Это обуславливает рост интереса к разработке подходов к включению несовершенств финансового рынка в DSGE-модели. В моделях с несовершенным финансовым рынком производственный сектор может быть описан упрощенно, хотя выделение, например, торгуемого и неторгуемого товаров может быть достаточно важным. Особенно важно это для описания развивающихся экономик с высокой долей внешней торговли. В статье анализируется то, какова роль финансовых посредников и как сильно особенности их деятельности сказываются на последствиях проводимой экономической политики — в зависимости от того, предполагаем ли мы двухсекторную структуру производства или односекторную. Согласно полученным результатам, в двухсекторной модели эффекты, связанные с несовершенством финансового рынка, асимметрично сказываются на торгуемом и неторгуемом секторах. В результате в двухсекторной модели несовершенства финансового рынка в меньшей степени меняют реакцию экономики на шоки монетарной и фискальной политики. Использование упрощающей предпосылки об односекторной экономике может приводить к переоценке роли финансового сектора в экономике. Также в статье даны оценки реакции российской экономики на изменение ставки центрального банка и шоки некоторых инструментов фискальной политики с учетом несовершенств финансового рынка. 
Ключевые слова: финансовый сектор, финансовый акселератор, несовершенный финансовый рынок, налогово-бюджетная политика, фискальная политика, монетарная политика, DSGE-модель
JEL: E60, E52, E62
Финансирование: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-18-00482, https://rscf.ru/project/21-18-00482/
Для цитирования: Лазарян С. С., Елкина М. А. Роль финансового сектора в трансмиссии шоков макроэкономической политики в российской экономике. Оценка при различных предпосылках о структуре производства // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 6. С. 25–53. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-6-25-53
© Лазарян С. С., Елкина М. А., 2021

Подробнее ...

А. Л. Осмоловская-Суслина, С. Р. Борисова, В. А. Москвина
Интегральный индекс собираемости — дополнительный инструмент оценки качества налогового администрирования,
с. 54-80
Аннотация
Мобилизация бюджетных доходов и улучшение качества налогового администрирования являются приоритетными направлениями бюджетной политики и всегда входят в число первоочередных задач, стоящих перед фискальными властями. В периоды нестабильности роль налогового администрирования возрастает еще сильнее. Однако потребность в быстрой адаптации налоговой системы к меняющимся экономическим условиям не всегда позволяет использовать привычные научные подходы к анализу собираемости налогов. Тогда и возникает необходимость в сравнительно простых инструментах оценки, которые позволяли бы относительно быстро и с минимальным набором необходимых данных не только проводить анализ поступлений, но и оценивать эффективность работы налоговых органов с учетом изменения макроэкономической конъюнктуры. Интегральный индекс собираемости (ИИС), методологическая база которого представлена в данной работе, по мнению авторов, может помочь решить эту задачу. Концептуально суть подхода сводится к анализу соответствия динамики фактических поступлений по определенному виду налога динамике его расчетной налоговой базы. Преимуществами предлагаемого метода являются его относительная простота и универсальность. ИИС применим для большей части налоговых и неналоговых платежей, может использоваться как самостоятельно, так и в комплексе с другими индикаторами полноты собираемости налогов. Это делает индекс удобным инструментом быстрого анализа на разных стадиях бюджетного процесса: он может быть полезен не только для понимания тенденций в исполнении бюджета по доходам или для оценки качества налогового администрирования постфактум, но и для повышения точности бюджетных прогнозов на стадии планирования. 
Ключевые слова: налоги, бюджет, собираемость налогов, налоговое администрирование
JEL: H22, H26, H68
Для цитирования: Осмоловская-Суслина А. Л., Борисова С. Р., Москвина В. А. Интегральный индекс собираемости — дополнительный инструмент оценки качества налогового администрирования //Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 6. С. 54–80. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-6-54-80
© Осмоловская-Суслина А. Л., Борисова С. Р., Москвина В. А., 2021

Подробнее ...

А. В. Тихонова
Ключевые вопросы налогообложения самозанятых в странах СНГ, с. 81-97
Аннотация
В статье рассматривается перспектива формирования специальной главы модельного Налогового кодекса стран СНГ «Налог на профессиональный доход». Актуальность данного вопроса объясняется двумя обстоятельствами: первое — растущая доля самозанятых граждан, среди которых значительная часть работает вне рамок легального правового поля; второе — возможная трудовая миграция данной категории плательщиков между странами СНГ. Как следствие, оба обстоятельства приводят к необходимости формирования общих подходов к налогообложению самозанятых физических лиц государств-участников, кодифицированных в форме главы модельного Налогового кодекса. Цель исследования — определить ключевые элементы налога на профессиональный доход в странах СНГ, которые должны обозначаться в модельном Налоговом кодексе СНГ в качестве базовых условий и принципов налогообложения самозанятых граждан. В соответствии с целью проанализировано налоговое и трудовое законодательство государств — участников СНГ, а также ассоциированного члена — Республики Туркменистан. Обзор правовых актов показал отсутствие единого понятийного аппарата (самозанятость, самозанятый), препятствующее выработке унифицированного подхода к определению круга налогоплательщиков специального режима. Вместе с тем национальными законодательствами стран СНГ выработаны три подхода к налогообложению самозанятых: 1) выделение их в самостоятельную категорию плательщиков с наличием соответствующих особенностей налогообложения; 2) отсутствие специфических условий налогообложения при наличии стандартного подоходного налога, взимаемого на общих основаниях; 3) формирование в конструктиве ряда налогов и специальных налоговых режимов специфических условий налогообложения самозанятых. В завершение статьи даны рекомендации по содержанию специальной главы модельного Налогового кодекса, учитывающие особенности экономического и социального развития, состояние налогового администрирования и «налоговой» восприимчивости населения стран — участниц СНГ. В качестве подхода к налогообложению самозанятых предложено применять первый из перечисленных, основанный на выделении самостоятельной категории плательщиков. 
Ключевые слова: налог на профессиональный доход, модельный Налоговый кодекс, самозанятость, вмененный доход, налоговое администрирование, предпринимательство
JEL: H24, H22, Н3
Для цитирования: Тихонова А. В. Ключевые вопросы налогообложения самозанятых в странах СНГ // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 6. С. 81–97. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-6-81-97
© Тихонова А. В., 2021

Подробнее ...

А. А. Михайлова, Е. Н. Тимушев
Концепция вертикальной несбалансированности при анализе бюджетной устойчивости на региональном уровне, с. 98-116
Аннотация 
В работе анализируются концепция и показатель вертикальной фискальной несбалансированности (Vertical Fiscal Imbalance, VFI) и его возможности при оценке кредитоспособности (долговой устойчивости) регионов России. Установлено, что VFI не заменяет иные показатели долговой и общей бюджетной устойчивости, но дополняет инструментарий анализа диагностикой баланса входящих и исходящих межбюджетных трансфертов в дополнение к балансу расходов и доходов (дефициту бюджета). Вертикальная фискальная несбалансированность имеет тесную обратную парную корреляцию с долей собственных (налоговых и неналоговых) доходов в общих доходах бюджета региона и его бюджетной обеспеченностью и поэтому может выступать в роли одного из главных (вместе с размером долга и капитальных расходов) индикаторов кредитоспособности. Технически анализ с использованием VFI целесообразно осуществлять с предварительным пересчетом параметров бюджетов разных уровней на величину субвенций, относя ее к параметрам бюджета-донора. Сделан вывод, что вертикальная фискальная несбалансированность является важным элементом методологии диагностики бюджетной устойчивости. Дальнейшее исследование особенностей концепции, как и использование VFI при анализе и регулировании межбюджетных отношений, имеет широкие перспективы. 
Ключевые слова: бюджетная устойчивость, дотационность, бюджетная обеспеченность, субвенции, долг региона, капитальные расходы бюджета, факторный анализ 
JEL: H77
Финансирование: Статья подготовлена в рамках государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Михайлова А. А., Тимушев Е. Н. Концепция вертикальной несбалансированности при анализе бюджетной устойчивости на региональном уровне // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 6. С. 98–116. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-6-98-116
© Михайлова А. А., Тимушев Е. Н., 2021

Подробнее ...

Е. Б. Веприкова, А. А. Новицкий
Государственные расходы регионов: состояние и проблемы (на примере анализа реестров
расходных обязательств 
дальневосточных субъектов Российской Федерации), с. 117-131
Аннотация 
В статье на примере дальневосточных субъектов Российской Федерации рассмотрены вопросы управления бюджетными расходами регионов, в том числе степень их ориентированности на развитие. Исследование выполнено на основе данных реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации за 2019 г. Подавляющая часть бюджетных расходов субъектов Российской Федерации носит обязательный характер, то есть характеризуется низкой степенью гибкости и не может перенаправляться на другие цели. В этих условиях способность региональных органов власти варьировать направления использования бюджетных средств, формировать и финансировать «инициативные» расходные обязательства, иными словами, осуществлять самостоятельное управление структурой расходов — минимальна, что свидетельствует об их низкой автономности. Основной объем расходов бюджетов дальневосточных субъектов Российской Федерации связан с обеспечением текущего функционирования и поддержанием достигнутого уровня и качества государственных услуг. Доля расходов на развитие выше в регионах с более высокой обеспеченностью бюджетными ресурсами (Сахалинская область) и заметно ниже в регионах северной части Дальнего Востока (Магаданская область, Камчатский край, Республика Саха (Якутия)), имеющих повышенные затраты на поддержание жизнеобеспечивающей инфраструктуры в условиях сурового климата. В текущей ситуации региональные органы власти не в полной мере являются субъектами управления развитием своей территории, сохраняя в основном роль исполнителей и лоббистов для привлечения ресурсов из федерального центра. Это затрудняет учет конкретных условий и потенциала развития территорий и снижает общую эффективность государственных расходов. По мнению авторов, полученные выводы применимы к большинству субъектов Российской Федерации. 
Ключевые слова: государственные расходы, расходные обязательства, региональное развитие, реестр расходных обязательств, обязательные расходы, инициативные расходы, расходы на развитие, макрорегион
JEL: E62, H50, H61
Для цитирования: Веприкова Е. Б., Новицкий А. А. Государственные расходы регионов: состояние и проблемы (на примере анализа реестров расходных обязательств дальневосточных субъектов Российской Федерации) // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 6. С. 117–131. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-6-117-131.  
© Веприкова Е. Б., Новицкий А. А., 2021

Подробнее ...

 

«Финансовый журнал» Том 13 №5 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Проблемы и перспективы развития «зеленой» экономики в России, с. 8-10

И. А. Яковлев, Л. С. Кабир, С. И. Никулина
Изменения климатической политики и финансовых стратегий ее реализации в ЕС и России
, с. 11-88
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью реагирования на возросшие климатические риски, которая вынуждает страны разрабатывать климатическую политику, способную эффективно отвечать на вызовы устойчивого развития и защищать национальные экономические интересы. Трансформация климатической политики влечет за собой необходимость переориентации потоков капитала из «грязных» секторов экономики в «зеленые» и внедрения экологических факторов в процесс принятия финансовых и инвестиционных решений. В настоящее время в ЕС активно формируется система климатического финансирования, которая окажет влияние и на российскую экономику. Основная цель этой статьи — охарактеризовать процесс трансформации климатической политики и финансовых стратегий ее реализации в ЕС и России под влиянием глобальной климатической повестки. В статье проанализированы объемы и источники мобилизуемого ЕС климатического финансирования, а также инструменты региональной поддержки в переходный период. Раскрыты происходящие в настоящее время изменения в государственной климатической политике Российской Федерации. Сделаны следующие выводы. ЕС является ярким примером того факта, что тема изменения климата давно уже перешла из формата дискуссий в практическую плоскость — активной реализации конкретных мер. Российская Федерация значительно отстает от ЕС как в мобилизации финансовых ресурсов для обеспечения перехода к низкоуглеродной экономике, так и в развитии доказавших свою эффективность инструментов контроля выбросов, позволяющих стимулировать снижение выбросов парниковых газов и выполнять обязательства в рамках Парижского соглашения. Сегодня страна проходит этап переформатирования национальной климатической политики, уточняются принципы построения системы торговли выбросами, разрабатывается таксономия климатических и «зеленых» проектов. На первом месте находится проблема построения рамок климатического регулирования. Формирование финансовых основ модернизации национальной промышленности, по всей видимости, станет следующим перспективным действием.
Ключевые слова: климатические финансы, низкоуглеродная экономика, Парижское соглашение, европейская «Зеленая сделка», стратегия низкоуглеродного развития, инструменты климатического финансирования, институциональные инвесторы
JEL: F64, O44, Q54, Q42
Для цитирования: Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И. Изменения климатической политики и финансовых стратегий ее реализации в ЕС и России // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 11–28. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-11-28.
© Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И., 2021

Подробнее ...

Л. В. Санникова
Проблемы правового обеспечения «зеленого» финансирования в ЕС и России, с. 29-43
Аннотация
В последние годы климатическая повестка приобрела новое звучание из-за глобальных климатических изменений, угрожающих всему человечеству. Необходимость привлечения дополнительных денежных средств на борьбу с глобальным потеплением обусловливает потребность в совершенствовании инструментов «зеленого» финансирования. В целях обеспечения доверия инвесторов к «зеленым» инструментам требуется создание для них единого стандарта. Европейский союз и Россия пошли по пути создания национальных стандартов для «зеленых» облигаций, формируя соответствующую правовую базу. В статье анализируется предложенный Европейской комиссией пакет мер, направленных на финансирование перехода к устойчивой экономике. Автором исследуются проблемы формирования правового регулирования устойчивого финансирования в России, особенно в части создания национальной таксономии «зеленых» проектов и национальной верификации устойчивых финансовых инструментов. Проведенный в статье сравнительно-правовой анализ законопроектов ЕС и России в области «зеленого» финансирования показал близость подходов в установлении регуляторных правил. Также в статье раскрываются перспективы «зеленого» финансирования в условиях цифровизации. На основе исследования передовых практик (кошелька «зеленых» активов, цифровых «зеленых» облигаций и др.) был сделан вывод, что в настоящее время предлагаемые для целей устойчивого финансирования цифровые решения еще недостаточно проработаны. Но в перспективе их использование позволит существенно повысить доверие инвесторов к «зеленым» инструментам и снизить расходы, в том числе за счет цифровизации процесса верификации.
Ключевые слова: «зеленое» финансирование, таксономия «зеленых» проектов, верификация устойчивых финансовых инструментов, цифровые технологии, технологии распределенных реестров
JEL: G18, O13
Благодарности: Статья подготовлена по гранту РФФИ № 18-29-16145 мк «Механизм правового регулирования отношений с использованием технологии распределенных реестров». Для цитирования: Санникова Л. В. Проблемы правового обеспечения «зеленого» финансирования в ЕС и России // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 29–43. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-29-43.
© Санникова Л. В., 2021

Подробнее ...

Fu Zhihua, Cheng Yu
Promoting Green Development in China's New Development Stage Through Tax Reform, p. 44-50
Abstract
Green growth is not only an important way to build ecological civilization and promote economic transformation, but also the core essence of ensuring high-quality economic development in the new development stage. Optimization of tax system design is a key measure to release institutional dividend to promote green development. From the perspective of tax reform, this paper analyzes the current situation and the challenges of tax greening in China in recent years, and puts forward general thoughts and suggestions on how to promote green development at the new stage so as to create a two-wheel drive mechanism of carbon tax and environmental protection tax, lead the structural reform of China’s tax system, continuously improve tax regulation, and construct a green tax system with multiple taxes and means to cooperate with each other and to regulate it comprehensively and effectively.
Keywords: tax reform, new stage of development, green development
JEL: Q52, Q53, Q56
For citation: Fu Zhihua, Cheng Yu. Promoting Green Growth in China’s New Development Stage Through Tax Reform. Financial Journal, 2021, vol. 13, no. 5, pp. 44–50. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-44-50.
© Fu Zhihua, Cheng Yu, 2021

In more detail ...

Е. И. Кранина
Китай на пути к достижению углеродной нейтральности, с. 51-61
Аннотация
Устойчивое развитие признается концепцией, способной прервать череду кризисов, наблюдаемых сегодня, и выводящей мир на новый эффективный и справедливый уровень. Механизмом реализации концепции является подход, интегрирующий в процесс принятия решений, в добавление к уже существующему критерию экономической эффективности, ESG-критерии, а именно: критерии экологичности, социальной ответственности и управленческой эффективности. Страны по-разному интегрируют эти критерии в национальные стратегии развития. Это обусловлено характером проблем, которые стоят перед ними и решение которых представляется приоритетным. Большой интерес в связи с этим представляет опыт Китая — крупнейшей экономики мира, который также приступил к фазе активной интеграции ESG-критериев в национальную стратегию с акцентом на Е-критерии (environmental — окружающая среда), предполагая, что достижение эффективности по остальным критериям невозможно без первоочередного решения накопленных проблем в области экологии. Основная цель статьи — провести анализ стратегических решений китайского правительства под влиянием экологического фактора. В статье проанализированы подходы к обоснованию идеологии экологических реформ (построение экологической цивилизации) и ее ключевые компоненты, а именно: национальная климатическая программа, экологическая красная линия, борьба с опустыниванием и смягчение изменения климата, борьба с загрязнением вод и устранение дефицита воды. Сделан следующий вывод. Китай обладает богатым и интересным опытом решения задачи модернизации производства, обеспечивающей его рациональное распределение и снижение экологической нагрузки на территорию, в первую очередь в рамках борьбы с загрязнением окружающей среды и изменением климата. Китайский опыт может быть интересен для других стран, в том числе и для России.
Ключевые слова: Китай, климатический кризис, углеродная нейтральность, экология, экологическая цивилизация, «зеленые» финансы, инновационные технологии, 14-й пятилетний план, Шелковый путь
JEL: Q52, Q56, Q58
Для цитирования: Кранина Е. И. Китай на пути к достижению углеродной нейтральности // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 51–61. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-51-61.
© Кранина Е. И., 2021

Подробнее ...

Р. И. Резванов
Имплементация международных практик устойчивого финансирования в национальную систему долговых инструментов.
Могут ли инфраструктурные кредиты стать ответственными? с. 62-78
Аннотация
В статье рассматриваются долговые инструменты ответственного финансирования, представленные в мировой практике преимущественно в виде «зеленых» облигаций, следующих общераспространенным принципам Международной ассоциации рынков капитала (ICMA). Приводится краткая характеристика каждой модели облигационных эмиссий: «зеленые» облигации, социальные облигации, облигации устойчивого развития, облигации с привязкой к КПЭ устойчивого развития, переходные (к низкоуглеродной экономике) облигации. По каждой из моделей выпуска устойчивых облигаций в качестве примеров приведены компании-эмитенты с краткой характеристикой соответствующих целевых параметров. В статье акцентируется внимание на вводимых в 2021 г. специальных мерах федеральной денежно-кредитной поддержки российских регионов. Исходя из принятого сравнительно-типологического исследовательского подхода, данные меры анализируются с позиции соотношения со сложившимися принципами устойчивого финансирования и принятой международной практикой. Причем внимание обращается как на российские межбюджетные финансовые инструменты, представленные в виде инфраструктурных кредитов и новых инфраструктурных проектов для целей регионального экономического развития, так и на готовящуюся эмиссию инфраструктурных облигаций со стороны российских финансовых институтов развития (в частности, «Дом.РФ»). Подчеркивается, что сами государства, а не только корпоративный сектор становятся активными участниками на рынках устойчивого финансирования, реализуя цели долговременного инфраструктурного развития, и в реализации региональных экономических политик в сочетании с секторальным подходом на основе принципов «зеленой» экономики (на примере Германии). Делается вывод о возможности имплементации новых федеральных инструментов региональной экономической поддержки в систему целевых принципов устойчивого развития (ESG-критериев). Для достижения такого результата потребуется качественная структуризация российских финансовых инструментов инфраструктурного развития. Прежде всего это относится к включению в методологию инструментов ответственной долговой политики таких четырех ключевых принципов ICMA, как использование средств, процесс оценки и отбора проектов, управление средствами и отчетность.
Ключевые слова: «зеленая» экономика, экологическое, социальное и корпоративное управление (ESG), ответственное инвестирование, российские финансовые институты развития, межбюджетные отношения, устойчивые облигации (бонды), «зеленые» финансы
JEL: R58, Q56
Для цитирования: Резванов Р. И. Имплементация международных практик устойчивого финансирования в национальную систему долговых инструментов. Могут ли инфраструктурные кредиты стать ответственными? // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 62–78.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-62-78.
© Резванов Р. И., 2021

Подробнее ...

Ж. А. Мингалева, Ю. В. Старков
Роль экологических инноваций в области композиционных материалов в «зеленой» модернизации промышленных предприятий, с. 79-92
Аннотация
Экологические инновации, «зеленое» финансирование, «зеленые» инвестиции в настоящее время направлены на реализацию таких ключевых направлений «озеленения» экономики и общества, как сокращение объемов выбросов в окружающую среду парниковых газов и различных загрязняющих веществ. Однако процесс «зеленой» модернизации промышленных предприятий значительно многообразнее и предполагает не только экологические мероприятия в отношении прямого загрязнения природы. Представленная статья раскрывает особенности поведения российских предприятий и организаций в области внедрения экологических инноваций. Осуществлено ранжирование экологических инноваций по направлениям и целям реализации, проанализирована их динамика. Особое внимание уделено такому недооцененному до сих пор направлению «озеленения» экономики и производства, как деятельность по замене сырья и материалов на безопасные или менее опасные. Показана важность и значимость этого направления экологических инноваций с точки зрения формирования «зеленой» цепочки создания стоимости. Основные методы исследования — статистический, структурно-логический, компаративный анализы, методы графического представления данных. Результатом исследования является вывод о необходимости усиления внимания отдельных предприятий, бизнес-сообщества, инвестиционных организаций, финансового сектора, государственных органов и иных субъектов общества к такому направлению «зеленой» модернизации промышленных предприятий, как внедрение инноваций в области применения экологически безопасных сырья и материалов. В первую очередь речь идет о расширении производства и применения композиционных материалов, имеющих огромный потенциал использования в различных отраслях экономики, что в целом соответствует программе технологического развития страны.
Ключевые слова: «зеленые» инвестиции, «зеленая» модернизация промышленных предприятий, композиционные материалы, «зеленая» цепочка создания стоимости
JEL: Q54, Q56, Q58, Q52
Благодарности: исследование выполнено в рамках фундаментальной части государственного задания Министерства науки и образования РФ Пермскому национальному исследовательскому политехническому университету (тема № FSNM-2020-0026).
Для цитирования: Мингалева Ж. А., Старков Ю. В. Роль экологических инноваций в области композиционных материалов в «зеленой» модернизации промышленных предприятий // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 79–92. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-79-92.
© Мингалева Ж. А., Старков Ю. В., 2021

Подробнее ...

В. И. Бушукина
Особенности развития возобновляемой энергетики в мире и в России, с. 93-107
Аннотация
Целью статьи является исследование теоретических и практических аспектов инвестиционной деятельности в области возобновляемой энергетики в мире и в России. Для достижения поставленной цели в ходе проработки теоретического материала проведен системный анализ существующих подходов к оценке механизмов финансирования проектов возобновляемой энергетики. Статистический и эконометрический инструментарий исследования включает методы корреляционного анализа и многофакторного регрессионного анализа. В ходе исследования рассмотрены финансовые риски и барьеры, сопутствующие финансированию проектов ВИЭ. Проанализировано развитие отрасли за последние десять лет, учтено влияние пандемии COVID-19 на электроэнергетику в целом и на возобновляемую энергетику в ряде стран. Установлено, что мир переходит к использованию ВИЭ, а в России им не уделяется должного внимания. Выявлено, что действующие энергоблоки тепловой генерации в России имеют большой возраст и в ближайшем будущем будут выводиться из эксплуатации. Исследовано современное состояние возобновляемой энергетики в России, меры ее поддержки и темп развития. Выявлены факторы, негативно влияющие на развитие отрасли возобновляемой энергетики в РФ. По результатам проведенного эмпирического исследования выяснилось, что для объектов ВИЭ строительство 1 МВт вводимых мощностей соответствует привлекаемым инвестициям в размере 2,5 млн долл. США. 
Ключевые слова: возобновляемые источники энергии, инвестиции, финансирование, субсидии, возобновляемая энергетика, электроэнергетика
JEL: D22, F34, G23
Для цитирования: Бушукина В. И. Особенности развития возобновляемой энергетики в мире и в России // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 93–107. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-93-107.
© Бушукина В. И., 2021

Подробнее ...

И. Ю. Арлашкин
Кластеризация российских регионов по уровню долговой устойчивости, с. 108-124
Аннотация
Предметом статьи является оценка уровня долговой устойчивости российских регионов, проводимая в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена обострением долговых проблем регионов по итогам 2020 г. и необходимостью иметь систему оценки, позволяющую своевременно реагировать на снижение уровня региональной долговой устойчивости. Научная новизна исследования состоит в изучении системы показателей долговой устойчивости и их пороговых значений с помощью методов кластерного анализа. Цель статьи состоит в проверке того, позволяет ли действующая система оценки классифицировать регионы по уровню долговой устойчивости достаточно четко и можно ли повысить четкость классификации за счет изменения действующего порядка оценки. В результате исследования было показано, что используемые показатели долговой устойчивости частично дублируют друг друга, а методы их расчета и установленные пороговые значения дискриминируют дотационные регионы. Кроме того, было показано, что группировка регионов на основе действующей системы оценки не позволяет четко разделить регионы с высоким и со средним уровнем долговой устойчивости. Вывод исследования состоит в том, что в целях совершенствования системы оценки долговой устойчивости следует изменить набор показателей долговой устойчивости и порядок их расчета, а также установить для нового набора показателей соответствующие новые пороговые значения. Перспективы исследования состоят в проведении аналогичного анализа на основе данных за 2020 г. и уточнении новых пороговых значений для показателей долговой устойчивости.
Ключевые слова: субъект Российской Федерации, долговая устойчивость, кластерный анализ, метод Уорда, метод k-средних, региональный долг, обслуживание регионального долга, погашение регионального долга
JEL: H63
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Арлашкин И. Ю. Кластеризация российских регионов по уровню долговой устойчивости // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 108–124. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-108-124.
© Арлашкин И. Ю., 2021

Подробнее ...

Н. С. Матвеева
Международный опыт законодательного регулирования порядка формирования финансовых отчетов микроорганизациями, с. 125-138
Аннотация
В настоящей статье анализируется опыт законодательного регулирования порядка формирования финансовых отчетов микроорганизациями в странах СНГ, странах Европейского союза, а также в Великобритании. Исследование проводилось на основе анализа законодательных актов указанных стран, национальных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В рамках исследования в статье определены критерии отнесения организации к микроорганизации в рассматриваемых странах, проанализированы документы, регламентирующие порядок составления финансовой отчетности, а также проведено сравнение с порядком формирования финансовых отчетов микроорганизациями в Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена ролью микроорганизаций как важной составляющей экономики страны, оказывающей влияние на уровень занятости, валового внутреннего продукта и другие важные показатели развития. В России микропредприятия составляют 96 % сектора малого и среднего предпринимательства, доля которого в валовом внутреннем продукте, по оценкам Росстата, составила 20,6 % в 2019 г. и которое обеспечило занятость 33 %. Для сравнения: в странах ОЭСР малый и средний бизнес создает в среднем около 55 % ВВП и около 59,1 % рабочих мест, а в странах Евросоюза цифры еще выше. Увеличение вклада малых и средних предприятий почти полностью происходит за счет микропредприятий, которые составляют 93 % таких предприятий. С целью поддержки развития микроорганизаций необходимо создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе упрощение порядка формирования и подачи финансовой отчетности.
Ключевые слова: финансовая отчетность, микроорганизации, стандарты финансовой отчетности, финансовое законодательство, зарубежный опыт
JEL: E62, H83, M48
Для цитирования: Матвеева Н. С. Международный опыт законодательного регулирования порядка формирования финансовых отчетов микроорганизациями // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 125–138. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-125-138.
© Матвеева Н. С., 2021

Подробнее ...

«Финансовый журнал» Том 13 №4 2021

СОДЕРЖАНИЕ

И. Н. Тимофеев
Противодействие экономическим санкциям: российский законодательный и институциональный опыт, с. 8-23
Аннотация
В статье анализируется российский опыт государственной политики противодействия зарубежным экономическим санкциям. Изучаются законодательные основы и функционирование органов государственной власти в реализации подобной политики. Ключевой тезис состоит в том, что, несмотря на значительную работу по формированию новых институтов и существующий практический опыт, в российском институциональном дизайне остается целый ряд проблем. В их числе — понятийные нестыковки, неочевидность распределения полномочий между институтами государственной власти, несовершенство нормативно-правовой базы в сфере ответственности за нарушение российского законодательства в области противодействия санкциям зарубежных государств. Работа опирается на изучение российских нормативно-правовых актов и иных документов в области противодействия зарубежным санкциям. Исследование российского опыта, помимо прикладного значения, важно и с точки зрения заполнения существенного пробела в научной литературе. В статьях и монографиях наблюдается дисбаланс в сторону изучения политики экономических санкций стран-инициаторов, тогда как политика противодействия санкциям со стороны стран-мишеней изучена в значительно меньшей степени. В статье предпринимается попытка восполнить данный пробел на основе изучения российского опыта.
Ключевые слова: экономические санкции, специальные экономические меры, Минфин России, Банк России, институты
JEL: F51
Финансирование: статья подготовлена на основе результатов научно-исследовательской работы, выполненной в рамках государственного задания 092-00002-20-00 по заказу Министерства финансов Российской Федерации.
Для цитирования: Тимофеев И. Н. Противодействие экономическим санкциям: российский законодательный и институциональный опыт // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 8–23. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-8-23.

Подробнее ...

П. В. Бакулина, К. А. Кузьмина
Политика экономических санкций КНР: правовое регулирование и правоприменительная практика, с. 24-38
Аннотация
В статье рассматривается политика Китайской Народной Республики в области применения экономических санкций с акцентом на анализ правового регулирования ответных мер на ограничения иностранных государств. Традиционно для КНР характерно сочетание осуждения односторонних санкций на уровне официальной риторики с неформальным использованием собственного гибкого инструментария ограничений, которые могут быть введены против зарубежных партнеров в случае нанесения ущерба ключевым национальным интересам Китая. Отмечается тенденция к активизации китайской санкционной политики с ростом экономической и политической мощи КНР. На фоне углубления американо-китайской стратегической конфронтации и введения США широкого спектра антикитайских санкций в 2020 г. Китай начал развитие нормативно-правового регулирования в области противодействия зарубежным ограничениям на уровне подзаконных актов, а в 2021 г. — на уровне законодательства. Принятые по состоянию на июнь 2021 г. официальные ограничения носят индивидуальный и точечный характер. Анализ современных тенденций позволяет сделать вывод о высокой вероятности дальнейшего расширения и формализации китайской санкционной политики. В случае продолжения негативной динамики стратегических отношений КНР с США и их союзниками можно прогнозировать введение более жестких мер, способных нанести ущерб экономике стран — инициаторов санкций.
Ключевые слова: санкции, нормативно-правовое регулирование КНР, санкционная политика КНР, антикитайские санкции
JEL: F51
Для цитирования: Бакулина П. В., Кузьмина К. А. Политика экономических санкций КНР: правовое регулирование и правоприменительная практика // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 24–38. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-24-38.

Подробнее ...

Ю. С. Тимофеева
Санкции и принудительные меры США в отношении компаний финансового сектора, с. 39-51 
Аннотация
Односторонние ограничительные меры активно применяются Соединенными Штатами Америки в отношении зарубежных государств. Ввиду роста использования финансовых санкций и применения американскими регуляторами вторичных санкций увеличиваются санкционные риски для коммерческих компаний. В особенно уязвимом положении оказываются банки. В частности, они лидируют по числу случаев попадания под штрафные меры за нарушение режимов американских санкций, а также по суммам штрафных выплат. Данное исследование представляет собой попытку определить основные причины попадания компаний финансового сектора под ограничительные меры США, выявить особенности отношений банков с регуляторами США в процессе расследований, а также оценить потенциал применения санкций США на данном направлении в будущем. Работа базируется на анализе 54 случаев применения штрафных принудительных мер Министерства финансов США в отношении банков, а также случаев секторальных и блокирующих санкций в отношении финансовых институтов. Проведенный анализ показывает, что в число причин уязвимости банков входят их функциональные связи с правительством страны-мишени, а также структурные особенности компаний финансового сектора. Показательна склонность банков к принятию требований США под угрозой принудительных мер, что может указывать на результативность американских санкций в деле принуждения бизнеса к исполнению санкционного законодательства США.
Ключевые слова: санкции США, вторичные санкции, банки, санкционные риски, комплаенс
JEL: F51
Для цитирования: Тимофеева Ю. С. Санкции и принудительные меры США в отношении компаний финансового сектора // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 39–51. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-39-51.

Подробнее ...

А. Б. Лихачева
О стратегических эффектах односторонних санкций: российский опыт, с. 52-66
Аннотация
Большая часть академических дискуссий о последствиях санкций сосредоточена на их прямом воздействии или сопутствующем ущербе двусторонним отношениям субъекта и объекта санкций, что отражает понимание санкций как инструмента внешней политики. Однако анализ российского опыта позволяет поставить новые вопросы к роли санкционного инструментария в международных делах. Безусловно, в краткосрочном периоде приоритетом является политика, направленная на минимизацию рисков прямых санкций. Однако Россия находится под обширными санкциями США и ЕС более семи лет, а с отдельными ограничениями начала сталкиваться еще раньше. В связи с этим анализ санкционных реакций явно можно перевести в средне- и долгосрочную плоскость. Проведенный анализ нормативно-правовых актов и отдельных региональных и отраслевых стратегий Москвы свидетельствует, что страны-мишени перестраивают свои международные приоритеты под угрозой дальнейшего санкционного давления — как формального, так и неформального. Санкции становятся не просто инструментом наказания или сдерживания, но и выполняют сигнальную функцию в новом значении — не только демонстрируют неодобрение политики страны-цели, но и сигнализируют, что планирование долгосрочных проектов в сфере развития сопряжено с возросшими рисками. Таким образом, комплексные последствия санкций выходят далеко за рамки немедленной реакции стран-мишеней, как показывает анализ стратегий адаптации отраслей российской экономики к санкционному давлению. В качестве примера такой трансформации в настоящей статье рассматривается санкционная политика на постсоветском пространстве — как мер со стороны отдельных стран региона в отношении России, так и контрмер со стороны РФ.
Ключевые слова: санкции, Россия, диверсификация, санкционные эффекты, импортозамещение
JEL: F01, F20
Благодарности: автор выражает благодарность участникам студенческого научного проекта НИУ ВШЭ 2021 г. «Санкционные эффекты и стратегии национального развития: пример России» Онищик Марии, Панферову Александру, Шамхалову Артуру, Ткачу Максиму, Тойс Карлу, Елькиной Валерии за помощь в формировании базы санкционных НПА и мер поддержки отдельных отраслей.
Для цитирования: Лихачева А. Б. О стратегических эффектах односторонних санкций: российский опыт // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 52-66. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-52-66.

Подробнее ...

В. С. Уткин, Ю. В. Кузнецов
Сотовые компании как модель механизма снижения санкционных рисков для бизнеса, с. 67-74
Аннотация
Экономические санкции, включая финансовые, в ближайшие десятилетия будут все более активно применяться в практике международных отношений в качестве инструмента давления одних государств или межгосударственных объединений на другие. Это создает стимулы к поиску и внедрению финансовых инноваций, направленных на снижение санкционных рисков. В статье демонстрируется, что побудительным толчком к созданию ряда современных финансовых инструментов и инфраструктур послужили попытки государств законодательно или административно регулировать рынок. Случай санкций, вероятно, не станет исключением. Одной из возможных моделей минимизации санкционного давления на бизнес может стать юридическая форма защищенной сотовой компании (protected cell company). Она представляет собой финансовую инновацию, первоначально возникшую в сфере кэптивного страхования, одной из задач которой было, помимо прочего, уменьшение регуляторного бремени. Структуры, аналогичные сотовым компаниям, потенциально могут сделать операции национальных бизнесов стран-мишеней непрозрачными для внешних акторов (финансовых регуляторов и наблюдателей), осуществляющих инфорсмент санкций. При такой модели сохраняется подконтрольность собственной юрисдикции страны-мишени и прозрачность для ее регуляторов. По существу речь идет о создании неких квазиофшорных юридических режимов, которые, однако, в отличие от обычных внутренних офшоров призваны ослабить не собственное, а внешнее регуляторное давление.
Ключевые слова: экономические санкции, финансовые санкции, снижение регуляторного бремени, защищенная сотовая компания, финансовая инновация
JEL: F51, F39, G28, G38
Для цитирования: Уткин В. С., Кузнецов Ю. В. Сотовые компании как модель механизма снижения санкционных рисков для бизнеса // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 67–74. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-67-74.

Подробнее ...

Ю. А. Тарасова, Е. С. Февралева
Прогнозирование банкротства: эконометрическая модель для российских страховщиков, с. 75-90
Аннотация
За последние годы возросло количество отозванных лицензий и произошло увеличение концентрации страхового рынка, что может негативно сказаться на страховых организациях. В настоящий момент отсутствует оптимальная модель, прогнозирующая банкротство страховых компаний в России. Исследование необходимо, чтобы с высокой точностью оценивать финансовую стабильность в данном секторе, что особенно актуально в период спада экономики. Целью работы является выявление ключевых факторов, стимулирующих банкротство страховых компаний. В ходе исследования они апробированы при помощи модели, которая обладает хорошей прогнозной силой. В статье отражены теоретические основы банкротства и проанализированы модели предсказания банкротства различных авторов. Был также проведен эконометрический анализ данных и построена logit-модель, чья прогнозная сила была проверена на отдельной тестовой выборке страховщиков. Кроме того, были использованы алгоритмы случайного леса и бинарного классификационного дерева. Результаты исследования показали, что сильное влияние на банкротство страховых организаций оказывают коэффициенты из группы показателей финансовой устойчивости и страховой коэффициент, равный отношению объема страховых премий к чистой прибыли.
Ключевые слова: банкротство, страховые организации, logit-модель, алгоритм бинарного классификационного дерева, метод случайного леса
JEL: C51, G22
Для цитирования: Тарасова Ю. А., Февралева Е. С. Прогнозирование банкротства: эконометрическая модель для российских страховщиков // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 75–90. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-75-90.

Подробнее ...

А. Ф. Васильева
Подходы к построению EAD-моделей на длинных временных горизонтах, с. 91-109
Аннотация
Настоящая работа посвящена разработке модели оценки требования при дефолте (EAD) активов за весь срок действия (жизни) финансового инструмента в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». EAD за весь срок жизни финансового инструмента представляет собой набор оценок значений EAD с первого по последний год действия финансового инструмента. Для оценки EAD в рамках договоров с установленным лимитом (например, кредитная линия, овердрафт) и по договорам гарантий и аккредитивов используются две модели: модель EAD для балансовых финансовых инструментов (применяется к балансовой части) и модель CCF (применяется к внебалансовой части). Подход к моделированию CCF описан во второй части исследования. Данная модель разрабатывалась для портфеля активов коммерческого банка, данные по которому были собраны в 2017 году. В настоящее время тема данной работы крайне актуальна и может представлять интерес как для коммерческих банков, столкнувшихся с проблемой совершенствования моделей оценки кредитного риска в связи с требованиями, появившимися к ним с введением МСФО 9, так и для регуляторных органов и т. д.
Ключевые слова: МСФО 9, требования при дефолте, EAD, CCF, ожидаемые кредитные убытки, оценка кредитного риска
JEL: B40, G21, F65
Для цитирования: Васильева А. Ф. Подходы к построению EAD-моделей на длинных временных горизонтах // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 91–109. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-91-109.

Подробнее ...

В. В. Левина
Особенности и проблемы региональных практик инициативного бюджетирования, с. 110-121
Аннотация
В статье рассматриваются различные аспекты инициативного бюджетирования как региональной практики. На примере Тульской области проанализированы проблемы, связанные с отбором проектов, вовлеченностью жителей в процессы подготовки проектов, организацией их финансирования. В исследовании применялись преимущественно общенаучные методы системно-структурного, структурно-функционального, а также компаративистского (сравнительно-сопоставительного) анализа. Установлено, что консолидация интересов участников на долгосрочной основе и наличие способов их институционализации являются предпосылками подготовки и отбора большего количества профильных проектов. Выявлены причины преобладания проектов образовательных учреждений среди инициативных проектов и изучены институциональные механизмы их подготовки. Показана взаимосвязь информированности, заинтересованности и вовлеченности жителей в процессе подготовки и реализации проектов. На основе проведенного анализа сделан вывод, что управление вовлеченностью и оптимизация бюджетного планирования существенно влияют на модернизацию механизмов инициативного бюджетирования. В результате установлено, что значительные объемы субсидий из региональных бюджетов неоднозначно влияют на эффективность вовлечения жителей в процессы инициативного бюджетирования. Они усиливают заинтересованность местных властей в участии в инициативном бюджетировании, но не стимулируют инициативу жителей. Сформулированы рекомендации по совершенствованию региональных практик инициативного бюджетирования, предполагающие модернизацию механизма распределения субсидий, контроль количества участников подготовки проектов и голосований, уточнение роли руководства бюджетных учреждений в подготовке соответствующих проектов, согласование интересов участников инициативного бюджетирования. Все это нацелено на поиск оптимального баланса вовлеченности граждан в практики управления и софинансирования их инициатив из бюджетов различных уровней.
Ключевые слова: региональный бюджет, местный бюджет, инициативное бюджетирование, субсидии, вовлеченность
JEL: Н72, Н77
Для цитирования: Левина В. В. Особенности и проблемы региональных практик инициативного бюджетирования // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 4. С. 110–121.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-110-121.

Подробнее ...

Yu. V. Belousov, O. I. Timofeeva
Methodological Aspects of Compiling Open Budget Rankings, с. 122-138
Abstract
Budget transparency is an effective tool in improving the quality of public budget executions. Ranking countries, regions and municipalities based on budget transparency is of interest for scientists and professionals in the whole world, including Russia. Methodologies behind budget transparency are a rather complex tool, the quality of which largely affects the results. This paper analyzes the available and applied ranking methodologies — in particular, the Open Budget Index (OBI) by the International Budget Partnership (IBP), transparency indices of local budgets in Kazakhstan and Croatia, and the ranking of the Russian Federation’s constituent territories by the level of budget data openness. During the analysis we identified the methodological principles of each of the considered approaches, their differences and similarities. Special attention was paid to problematic issues of the International Budget Partnership’s methodology. It is especially important to specify these problems, as the IBP methodology is a model in measuring the level of budget transparency. By using the ranking of Russian regions in terms of budget transparency levels, we demonstrate how to use special techniques and methods targeted at improving the quality of managing public fiscal performance.
Keywords: public finance, regional finance, budget, open (transparent) budget, open budget data, open budget index, budget transparency ranking
JEL: H61, H87, R50
For citation: Belousov Yu.V., Timofeeva O.I. Methodological Aspects of Compiling Open Budget Rankings. Financial Journal, 2021, vol. 13, no. 4, pp. 122–138. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-4-122-138.

Подробнее ...

 

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990