Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

«Финансовый журнал» Том 14 №5 2022

СОДЕРЖАНИЕ

И. А. Яковлев, Л. С. Кабир, С. И. Никулина
Национальная стратегия финансирования энергоперехода: оценка возможностей и поиск решений
, с. 9-24
Аннотация 
Настоящая статья посвящена изучению современных тенденций в развитии процесса энергоперехода в Российской Федерации. Этот процесс имеет и положительные, и отрицательные стороны, поэтому нахождение страной своего собственного пути является безусловным фактором успеха. В то же время успешная реализация энергоперехода требует сбалансированных решений по его организации и четкого экономического расчета. Основная цель статьи — систематизировать информацию об имеющемся сегодня опыте в части подходов к организации и выбору инструментов финансирования энергоперехода в Российской Федерации. Представляемый в рамках планируемой модернизационной трансформации экономики энергопереход необходимо рассматривать в системе существующих отношений, чтобы определить его роль и место в этом процессе. В статье проанализированы государственные решения по организации энергоперехода, описаны ключевые аспекты современной энергетической повестки, а также обобщена информация об основных инструментах финансирования энергоперехода. Сделаны следующие выводы. Российская Федерация формирует собственную повестку энергоперехода, исходя из своих конкурентных преимуществ и стратегических приоритетов социально-экономического развития. В настоящее время страна придерживается позиции выполнения договоренностей в рамках Парижского соглашения и адаптирования к трансграничному углеродному регулированию. Система отношений между бизнесом и государством в рамках энергоперехода сегодня только формируется, в то время как в организации механизма финансирования существует определенный опыт и задел, сформированный в процессе финансирования зеленой экономики. Финансовые потоки переориентируются в секторы экономики, способные обеспечить энергетическую безопасность, технологический суверенитет и устойчивое экономическое развитие России.
Ключевые слова: энергопереход, финансирование энергоперехода, организация энергоперехода, стоимость энергоперехода, государственное регулирование, стратегия, устойчивое развитие
JEL: F64, O44, Q54, Q42
Для цитирования: Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И. Национальная стратегия финансирования энергоперехода: оценка возможностей и поиск решений // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 9–24. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-9-24.
© Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И., 2022

Подробнее ...

И. П. Довбий
Финансовые и экономические условия энергоперехода для национальной экономики
, с. 25-42
Аннотация
Настоящее исследование раскрывает финансовые условия и факторы энергоперехода в мире и в России. Цель исследования: охарактери-зовать сущность, содержание, финансовые условия энергоперехода для национальной экономики. Задачи: изучить особенности моделей энергоперехода для развитых и развивающихся стран, рассмотреть влияние устойчивых финансов на процесс энергоперехода, выявить специфические финансовые условия и риски. Установлено, что сформировались две основные концепции энергоперехода, отражающие виде-
ние целей, сроков завершения, условий и форматов финансирования. Анализ глобальных инвестиций в энергопереход показал высокий оптимизм инвесторов: наиболее привлекательным является сектор возобновляемой энергетики, крупнейшим регионом по величине инвестиций стал Азиатско-Тихоокеанский регион, большее количество программ финансирования энергоперехода реализуется в Европейском союзе. Выявлена взаимосвязь между политикой по достижению углеродной нейтральности и феноменом устойчивых финансов, подчиняющихся принципам ESG, что выразилось в отказе ведущих мировых финансовых институтов от финансирования любых проектов в сфере ископаемого топлива, следствием чего может стать усиление требований и прямое давление на энергетический и нефтегазовый секторы развивающихся стран. Обозначены основные финансовые риски и финансовые потери, с которыми может столкнуться российская экономика в процессе энергоперехода. России как крупнейшему экспортеру углеводородов, несмотря на беспрецедентное санкционное давление на финансовую систему и уход крупнейших инвесторов из нефтегазового и электроэнергетического секторов, придется адапти-роваться к новым условиям. Прежде всего это сотрудничество в формате БРИКС, как в энергетическом взаимодействии, так и в совместном финансировании инфраструктурных проектов, в т. ч. в рамках деятельности Нового банка развития БРИКС. В качестве финансовых мер государственной поддержки энергоперехода могут использоваться государственные займы, субсидии, гранты, налоговые льготы и прочее.
Ключевые слова: энергопереход, устойчивые финансы, климатическая повестка, декарбонизация, финансовое сотрудничество БРИКС, ESG-риски
JEL: F65, H23, L94
Для цитирования: Довбий И. П. Финансовые и экономические условия энергоперехода для национальной экономики // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 25–42. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-25-42.
© Довбий И. П., 2022

Подробнее ...

Ж. А. Мингалева, М. В. Сигова
Финансовые аспекты реализации четвертого энергоперехода
, с. 43-58
Аннотация
Ключевым вопросом успешной реализации любого проекта, программы, стратегии развития является вопрос достаточности и своевременности финансирования всех запланированных мероприятий. Цель настоящего исследования — анализ финансовых аспектов осуществления четвертого энергетического перехода с точки зрения оценки потенциальных и реальных возможностей финансирования различных мероприятий в его рамках. Актуальность темы статьи определяется тем, что в процессе энергетического перехода, осуществляемого в западных странах, прежде всего в странах Европейского союза, сложилось и быстро углубляется противоречие между основными направлениями финансирования разных групп мероприятий по реализации энергоперехода и эффективностью этих вложений. Для достижения цели исследования использованы традиционные методы экономического анализа. В ходе работы были проанализированы особенности финансирования современного энергетического перехода, проведен анализ основных источников финансирования, а также углубленный анализ особенностей финансирования проектов по созданию новых генерирующих мощностей и реализации целей «Зеленой сделки» ЕС. В результате исследования были выявлены основные проблемы и сложности в финансировании энергоперехода, связанные с возможностью аккумулировать финансовые средства в необходимом объеме, с достижением экономической эффективности инвестиционных проектов, особенно крупных, и с финансовым обеспечением их реализации.
Ключевые слова: энергетический переход, зеленая энергетика, зеленая экономика, инвестиционный план «Зеленой сделки», финансирование программ энергоперехода
JEL: Q54, Q56, Q58, Q52
Финансирование: Статья подготовлена в рамках реализации ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)» программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Для цитирования:
Мингалева Ж. А., Сигова М. В. Финансовые аспекты реализации четвертого энергоперехода // Финансовый журнал. 2022.
Т. 14. № 5. С. 43–58. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-43-58.
© Мингалева Ж. А., Сигова М. В., 2022

Подробнее ...

L. D. Petrenko, B. Sh. Safarov
Prospects for Nuclear Energy in the Framework of Implementation of the Sustainable Development Concept
, c. 59-70
Abstract
The need to create an effective global energy structure that meets the current challenges of sustainable development and the growing demand for electricity implies an expansion of the use of nuclear energy potential and necessitates a more detailed study of the prospects for its development, taking into account the economic efficiency, high technology, environmental friendliness and safety of this method of power generation. The purpose of the study is to reveal features of, and identify opportunities for, the global nuclear power development in the conditions of increasing influence of the concept of sustainable development. The study substantiates the necessity and identifies features of the global nuclear power development, characterized by both intensification of capacity obsolescence processes and high degree of their significance in the overall energy structure under conditions of decarbonization. Given the need to achieve the Sustainable Development Goals, the authors justify the necessity of development and implementation at national levels of financial and economic measures in the design of energy markets, taking into account clean energy and the attributes of energy security of lowcarbon technologies, including nuclear energy, supported by the expansion of direct and indirect state participation. The issues considered have practical significance and social implications in terms of solving socioeconomic and environmental problems.
Keywords: global energy industry, nuclear power, sustainability, green energy, decarbonization
JEL: Н54, O13, P28, Q42, Q56
For citation: Petrenko L.D., Safarov B.Sh. (2022). Prospects for Nuclear Energy in the Framework of Implementation of the Sustainable Development Concept. Financial Journal, vol. 14, no. 5, pp. 59–70. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-59-70.
© Petrenko L.D., Safarov B.Sh., 2022

Подробнее ...

С. С. Судаков, С. С. Лазарян,  А. И. Вотинов
Трансграничное углеродное регулирование ЕС: оценка будущих платежей для стран-экспортеров
, с. 71-88
Аннотация
С 2026 г. ЕС вводит механизм трансграничного углеродного регулирования (ТУР), в рамках которого будет взиматься платеж за углеродоемкость импортируемых товаров в ЕС. Текущая статья посвящена количественной оценке платежей по этому механизму для отдельных стран евразийского региона: стран ЕАЭС, Грузии, Таджикистана и Узбекистана. Выбор стран обусловлен тем, что ЕС занимает относительно высокую долю в экспорте указанных стран. Оценка платежей по механизму трансграничного углеродного регулирования является динамической величиной, так как платежи по ТУР ежегодно изменяются из-за ряда факторов, например, ежегодного изменения взимаемой ставки ТУР за углеродоемкость импортируемых товаров. В соответствии с полученными оценками минимальный совокупный платеж по ТУР за период 2026–2035 гг. приходится на импорт товаров из Армении в ЕС. Он составляет 95,8 млн евро при единичном эффекте переноса платежей по ТУР в конечные цены товаров в ЕС. Наибольший платеж приходится на Россию: он составляет 97 млрд евро при нулевом эффекте переноса за аналогичный период. Наибольшая доля платежей в экспорте в ЕС наблюдается для Узбекистана, Грузии, Таджикистана и Беларуси. Значительная часть суммарных платежей по ТУР приходится на продукцию металлургии (черной и цветной), удобрения, электроэнергию и нефть. Данный тезис нуждается в дополнительной проверке, так как для ряда стран евразийского региона отсутствует открытая, качественная и детальная статистика по углеродоемкости производства отдельных товаров.
Ключевые слова: пограничная углеродная корректировка, торговая политика, климатическая политика, экспорт, санкции, ТУР, ЕАЭС
JEL: F13, H23
Для цитирования: Судаков С. С., Лазарян С. С., Вотинов А. И. Трансграничное углеродное регулирование ЕС: оценка будущих платежей для стран-экспортеров // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 71–88. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-71-88.
© Судаков С. С., Лазарян С. С., Вотинов А. И., 2022

Подробнее ...

А. В. Хачатрян
Расхождение в ESG-рейтингах: зарубежные регуляторные тренды
, с. 89-104
Аннотация
Исследования показывают, что корреляция между ESG-рейтингами, присвоенными различными агентствами, находится на достаточно низком уровне. Проблематика сопоставимости ESG-рейтингов (часто называемая в академической литературе проблемой их дивергенции), как один из факторов, определяющих направление потоков инвестиций, активно обсуждается в научном и профессиональном сообществе. В связи с этим регуляторы ряда стран уже разработали или выступают с инициативами разработки и введения нормативно-правового регулирования в отношении ESG-рейтинговых агентств. Целью данной статьи является предварительная оценка подходов зарубежных регуляторов к решению проблематики дивергенции ESG-рейтингов путем раскрытия этого феномена и его источников. Внимательное изучение причин расхождения ESG-рейтингов позволяет рассмотреть и оценить выявленные зарубежные регуляторные тенденции в контексте их нацеленности на устранение источников дивергенции. Методология статьи основана на обзоре доступной академической литературы и эмпирических исследований, изучении методологий ESG-рейтингования, а также на сравнительном анализе принятых или предложенных зарубежными регуляторами нормативных требований. Выявлен ряд особенностей подходов к разработке нормативно-правовой базы, которые формируют предпосылки дальнейшего развития правового поля в сфере такого рейтингования. Среди зарубежных тенденций формирования подходов к регулированию ESG-рейтингов выделяется нацеленность на устранение информационных пробелов путем ужесточения требований к отчетности оцениваемых компаний и повышения прозрачности методических подходов рейтинговых агентств. В то же время устранение выявленных основных источников расхождения рейтингов на данном этапе не находится среди задач, на решение которых направлены усилия зарубежных регуляторов.
Ключевые слова: ESG-регулирование, ESG-рейтинг, устойчивые финансы, инвестиционный анализ, финансовый рынок, отчетность
JEL: G11, G24, Q01, Q56
Для цитирования: Хачатрян А. В. Расхождение в ESG-рейтингах: зарубежные регуляторные тренды // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 89–104. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-89-104.
© Хачатрян А. В., 2022

Подробнее ...

С. А. Васильев, И. А. Никонова, О. С. Мирошниченко
Банки, финансовые платформы и Big Data: тенденции развития и направления регулирования
, с. 105-119
Аннотация
Внедрение в банковскую деятельность технологии больших данных (Big Data) направлено на повышение эффективности банков, улучшение бизнес-процессов, однако формирует новые рисковые факторы, определяет необходимость трансформации регулятивных подходов. Цель исследования — выработка рекомендаций по использованию технологии Big Data в банкинге, с учетом необходимости обеспечения стабильности банковского сектора на макро- и микроуровне, развития финансового рынка. Установлено, что технология Big Data применяется в управлении банковскими рисками, в развитии взаимоотношений с клиентами, в разработке персонализированных продуктов, в снижении затрат. Применение Big Data определяет новые требования к компетенциям персонала. В результате анализа обоснована необходимость сотрудничества банков, операторов финансовых платформ со специализированными поставщиками облачных сервисов, программного обеспечения, а также финтех-компаниями. Выявлено, что при реализации технологии Big Data повышается значимость модельного, репутационного рисков, рисков третьей стороны, неэтичного поведения, кибербезопасности. Банкам при использовании технологии Big Data рекомендовано обособлять функцию управления данными; регулятору — расширить регулятивные принципы и подходы к использованию данных и обмену ими при построении, валидации, корректировке банковских моделей, основанных на этой технологии, к использованию банками, операторами финансовых платформ открытых данных (Open data), к сертификации специализированных поставщиков, взаимодействующих с банками. Законодателю рекомендуется разработать нормативно-правовую базу, регулирующую формирование и использование экономическими агентами открытых данных.
Ключевые слова: Big Data, банк, финансовая платформа, финтех, открытые API, модельный риск, Open banking
JEL: G21
Финансирование: Статья подготовлена в рамках реализации ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)» программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Для цитирования: Васильев С. А., Никонова И. А., Мирошниченко О. С. Банки, финансовые платформы и Big Data: тенденции развития и направления регулирования // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 105–119. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-105-119.
© Васильев С. А., Никонова И. А., Мирошниченко О. С., 2022

Подробнее ...

В. Ю. Черкасов
Эволюция валютного регулирования и контроля в России и перспектива продолжения либерализации валютного законодательства
, с. 120-137
Аннотация
По истечении тридцатилетия непрерывной эволюции, после концептуальной реформы в 2004–2007 гг. и последующих смягчений российская система валютного регулирования пришла к точке, когда многие административные барьеры уже сняты, отменяются обязанности резидентов по репатриации выручки от экспорта товаров, кроме валютной выручки от сырьевого экспорта; бюрократические процедуры оптимизированы. На этом рубеже поднимается вопрос о том, какие еще шаги в области либерализации валютного регулирования могут быть предприняты, прежде всего для достижения как никогда актуальной цели развития несырьевого экспорта. В статье анализируются задачи регулирования, дано описание эволюции системы, рассмотрены мнения экспертов относительно курса реформ и в заключение предложен взгляд на рациональные перспективы реформирования системы. Основная проблема — продолжение и расширение автоматического обмена финансовой информацией между налоговыми органами России и зарубежных стран, который, в частности, способствовал бы ограничению фискальных рисков при ликвидации оставшихся обязанностей резидентов по репатриации.
Ключевые слова: валютное регулирование, либерализация, репатриация, иностранные счета, обмен фискальной информацией
JEL: F38, O23, O24
Для цитирования: Черкасов В. Ю. Эволюция валютного регулирования и контроля в России и перспектива продолжения либерализации валютного законодательства // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 5. С. 120–137. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-5-120-137.
© Черкасов В. Ю., 2022

Подробнее ...

 

«Финансовый журнал» Том 14 №4 2022

СОДЕРЖАНИЕ

М. Ю. Малкина, А. О. Овчаров
Финансовое заражение российских компаний от рынка нефти под воздействием санкционного и пандемического шока
, с. 8-28
Аннотация 
В статье представлен обзор теоретических подходов к исследованию содержания и каналов финансового заражения, основных методов и моделей его количественного анализа. Обсуждены результаты современных российских и зарубежных исследований, посвященных оцениванию интенсивности, направленности и масштабов заражения в страновом и секторальном разрезах. Сделан вывод о недостаточном внимании российских исследователей к данной проблеме. В практической части статьи осуществлена проверка гипотезы о передаче заражения от рынка нефти к ряду российских крупных компаний, относящихся к разным секторам экономики. В качестве внешних шоков, вызывающих заражение, рассматривались санкционный и пандемический шоки. Использовался большой массив данных о нефтяных ценах и котировках акций за период, включающий валютно-финансовый и санкционный кризис 2014–2016 гг. и пандемический кризис 2020 г. С целью разграничения периодов повышенной и пониженной волатильности рынков, необходимого для выявления заражения, рассчитывались скользящие коэффициенты вариации цен нефти и акций. Для выявления случаев заражения использовались тест Форбс — Ригобона, тесты на коасимметрию и на коэксцесс (кокуртозис) распределения. Полученные оценки подтвердили многочисленные случаи заражения, причем их число росло по мере анализа более высоких моментов распределения. Кроме того, сделан вывод, что в период кризиса 2014–2016 гг. наибольшую уязвимость к заражению от рынка нефти показала российская нефтегазовая отрасль. Однако пандемический шок изменил ситуацию — наиболее восприимчивой к заражению от рынка нефти отраслью России оказалась телекоммуникационная сфера. Банковский сектор в обоих кризисах показал высокую степень заражения от нефтяного рынка. В то же время наибольшую устойчивость к заражению продемонстрировали компании, относящиеся к черной и цветной металлургии, добыче и обработке благородных металлов, а также к химической отрасли.
Ключевые слова: финансовое заражение, нефтяной рынок, санкции, пандемия, тестирование
JEL: G01, O11, C46
Для цитирования: Малкина М. Ю., Овчаров А. О. Финансовое заражение российских компаний от рынка нефти под воздействием санкционного и пандемического шока // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4. С. 8–28. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-8-28.
© Малкина М. Ю., Овчаров А. О., 2022

Подробнее ...

Н. В. Локтюхина, О. А. Феоктистова
Совершенствование организационной и финансовой моделей содействия занятости в России
, с. 29-45
Аннотация
В статье рассматриваются основы государственной политики занятости в России: организационная модель в части распределения полномочий между субъектами такой политики и ее основных элементов и финансовая модель в части источников финансирования и направлений расходования средств. Анализ проводился в контексте базовых направлений политики занятости — пассивного, в виде социальных выплат безработным, и активного, в виде программ содействия занятости. Авторы показали, что российская модель пособия по безработице утратила свой изначальный смысл, пособие стало аналогом социальной поддержки, поскольку почти не связано с предыдущим заработком. При этом пособие стимулирует рост регистрируемой безработицы (в том числе так называемой профессиональной, когда безработные не мотивированы к трудоустройству) и незаконное его получение. Как следствие, распыляются ресурсы службы занятости, что создает риски для реализации российского проекта по ее модернизации. В числе проблем активных программ занятости авторы выделяют: противоречие между обязательностью их перечня для российских регионов, установленной федеральным центром, и обязательством по их финансированию самими же регионами; разную востребованность программ от территории к территории; направленность большинства программ на зарегистрированных безработных, хотя они необходимы мотивированному соискателю до регистрации. Авторы вносят предложения по совершенствованию в России организационной и финансовой моделей поддержки занятости населения через службы занятости, в том числе обосновывая тезис о том, что программы активной политики занятости не могут носить одинаковый для всех регионов характер, а должны исходить из специфики каждой конкретной ситуации на рынке труда. Также предлагается концептуально изменить систему социальной поддержки безработных, включая отмену пособия по безработице и переход к социальной поддержке малоимущих трудоспособных.
Ключевые слова: рынок труда, занятость населения, политика занятости, безработица, пособия по безработице, активные программы занятости, содействие занятости
JEL: J21, J65, J68
Финансирование: статья подготовлена в рамках исследования «Организационные и финансовые механизмы поддержки занятости населения в 2021–2023 гг., направленные на сокращение уровня безработицы», выполненного НИФИ в 2021 г. в рамках государственного задания Минфина России (092-00001-21-00).
Для цитирования: Локтюхина Н. В., Феоктистова О. А. Совершенствование организационной и финансовой моделей содействия занятости в России // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4. С. 29–45. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-29-45.
© Локтюхина Н. В., Феоктистова О. А., 2022

Подробнее ...

Н. А. Авксентьев и др.
Моделирование влияния различных сценариев национальной политики и финансирования в области ВИЧ-инфекции 
на социальные и демографические показатели России, с. 46-63
Аннотация
На сегодняшний день в России реализуется ряд стратегических программ правительства по борьбе с ВИЧ-инфекцией, однако по состоянию на 2020 г. только 74,5% инфицированных знали о своем статусе, а терапию из них получали только 67,4% лиц, живущих с ВИЧ (ЛЖВ). В таких условиях актуальной представляется оценка будущих социальных и экономических последствий в зависимости от различных сценариев централизованного финансирования мероприятий по борьбе с ВИЧ. С использованием математического моделирования был выполнен экономический анализ инерционного сценария сохранения затрат на контроль за ВИЧ-инфекцией на уровне 2020 г. и прогноз для четырех возможных сценариев изменения национальной политики в отношении федерального финансирования: с его повышением на 25 и 50% от уровня 2020 г., сценария «полного охвата» (предполагающего достижение потолка затрат при текущей структуре и примерно 60-процентном росте) или интенсивного сценария с повышением номинального финансирования и перераспределением затрат для закупки компонентов более современных схем антиретровирусной терапии (далее — АРВТ) третьего поколения. Согласно результатам моделирования сохранение текущей стратегии финансирования (инерционный сценарий) в номинальном выражении приведет к росту смертности от ВИЧ до 25 тыс. случаев ежегодно, экономическое бремя за период 2020–2030 гг. превысит 4 млрд руб. и не позволит достигнуть поставленной на национальном уровне цели «90–90–90» к 2024 г. (90% всех ЛЖВ должны знать о своем статусе; 90% всех людей, у которых диагностирован ВИЧ, должны получать АРВТ; у 90% людей, получающих АРВТ, должна наблюдаться вирусная супрессия). Россия при таком сценарии останется лидером по распространенности ВИЧ-инфекции среди стран Восточной Европы и Центральной Азии. При сохранении инерционного сценария косвенные экономические потери составят 3481,06 млрд руб. в год на фоне сохранения высоких эпидемиологических показателей. Наиболее эффективным оказался сценарий «полный охват», предполагающий увеличение затрат федерального бюджета на контроль за ВИЧ-инфекцией примерно на 20 млрд руб. ежегодно. Подобное развитие событий позволит к 2030 г. достигнуть снижения заболеваемости до 5,4 случая на 100 тыс. населения, что сопоставимо с текущими показателями в Испании, Италии и Швейцарии, и уменьшения смертности на 111,9 случая до уровня, сравнимого с показателями США, Чили и Новой Зеландии в 2019 г. Экономическая выгода от реализации данного сценария за период 2020–2030 гг. составит 1663,02 млрд руб. за счет снижения прямых немедицинских и косвенных затрат в виде роста ВВП и снижения пенсий и пособий по инвалидности.
Ключевые слова: ВИЧ-инфекция, эпидемиология, экономическое бремя, социальное бремя
JEL: I18
Благодарности: авторы благодарят сотрудников ООО «Статэндокс» за помощь в подготовке рукописи данной статьи.
Финансирование: финансовая поддержка исследования обеспечена АО «ГлаксоСмитКляйн Трейдинг».
Для цитирования: Авксентьев Н. А. и др. Моделирование влияния различных сценариев национальной политики и финансирования в области ВИЧ-инфекции на социальные и демографические показатели России // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4. С. 46–63. 
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-46-63
© Авксентьев Н. А. и др., 2022

Подробнее ...

Е. И. Добролюбова, А. Н. Старостина
Эффективность региональных бюджетных расходов на образование и здравоохранение: оценка с позиции граждан, с. 64-78
Аннотация
Международные сопоставления показывают, что Россия отстает от стран ОЭСР по уровню удовлетворенности граждан качеством бюджетных услуг в сфере образования и здравоохранения. При этом традиционно такие оценки не учитываются при проведении анализа эффективности бюджетных расходов. В статье предложен и обоснован подход к оценке эффективности бюджетных расходов на общее образование и амбулаторно-поликлиническую помощь на основе соотношения уровня удовлетворенности граждан качеством услуг в этих сферах и подушевых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ на соответствующие направления. Показано, что оценки граждан слабо коррелируются как с уровнем, так и с динамикой бюджетных расходов на общее образование и амбулаторную помощь, что свидетельствует о недостаточном учете ожиданий граждан при формировании приоритетов финансирования. На основе предложенного методического подхода выявлены субъекты РФ с высоким и низким уровнем эффективности бюджетных расходов в сфере общего образования и амбулаторной помощи населению. По итогам анализа обоснован вывод о необходимости распространения практики оценки эффективности бюджетных расходов с позиции граждан и в других сферах.
Ключевые слова: качество государственных услуг, эффективность бюджетных расходов, межрегиональные различия, удовлетворенность граждан
JEL: H75, I18, I22
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС. 
Для цитирования: Добролюбова Е. И., Старостина А. Н. Эффективность региональных бюджетных расходов на образование и здравоохранение: оценка с позиции граждан // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4. С. 64–78. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-64-78.
© Добролюбова Е. И., Старостина А. Н., 2022

Подробнее ...

Yu. V. Belousov
Transparent Budget in the System of Public Administration, с. 79-91
Abstract
In the current digital age, budget transparency becomes an important characteristic of the quality of public administration. Over the past two decades, there has been a rapid increase in the level of openness of budget data. However, this is not happening in all countries; the gap in the level of transparency is striking, and it is growing. To a large extent, this level depends on the concept of public administration adopted by this or that state. The paper examines the peculiarities of the budget openness policy in the three most common public administration systems: the Weberian model, New Public Governance and New Public Management. In the countries practicing the Weberian system, budget openness is not maintained or is treated formally. The New Public Governance system, in terms of budget transparency, is mostly focused on the development of democracy rather than on addressing financial issues. New Public Management is aimed at improving the efficiency of public administration. This requires a high level of budget data transparency. However, this level has not yet been achieved; therefore, the real impact of the New Public Management system can only be expected in the future.
Keywords: public finance, public administration, transparent budget, weberian, new public governance, new public management
JEL: H61, H72
For citation: Belousov Yu.V. (2022). Transparent Budget in the System of Public Administration. Financial Journal, vol. 14, no. 4, pp. 79–91. 
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-79-91.
© Belousov Yu.V., 2022

Подробнее ...

В. Ю. Додонов
Пандемия COVID-19 как фактор наращивания государственного долга. Опыт Казахстана в контексте мировой ситуации, с. 92-107
Аннотация
Одним из последствий пандемии COVID-19 стало существенное ухудшение ситуации с долговой нагрузкой в большинстве стран мира, обусловленное повышенными расходами на поддержку экономик наряду с сокращением налоговых поступлений из-за карантинных ограничений на деятельность ряда отраслей. В Казахстане аналогичные проблемы также вызвали существенный рост объемов государственного долга и расходов на его обслуживание, при этом в силу специфики экономической модели страны каналы влияния пандемии на долговую сферу были более многочисленными из-за воздействия внешних шоков. В статье рассматривается процесс изменения основных параметров государственного долга Казахстана в период пандемии СOVID-19 в сопоставлении с другими экономиками мира, выявляется специфика влияния связанных с пандемией факторов. Предлагается индикатор оценки эффективности наращивания правительственного долга как средства предотвращения экономического спада на основе соотношения изменения относительного размера долга и изменения ВВП. Проведена количественная оценка, и дан прогноз изменения долговых параметров Казахстана на среднесрочную перспективу в рамках трех сценариев.
Ключевые слова: COVID-19, государственный долг, дефицит бюджета, обслуживание долга, девальвация, доходность облигаций, экономический рост
JEL: H63
Для цитирования: Додонов В. Ю. Пандемия COVID-19 как фактор наращивания государственного долга. Опыт Kазахстана в контексте мировой ситуации // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4. С. 92–107. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-92-107.
© Додонов В. Ю., 2022

Подробнее ...

Г. В. Семеко
Суверенная цифровая валюта: новые возможности для трансграничных платежей, с. 108-121
Аннотация
В условиях быстрого роста международных денежных потоков под влиянием глобализации и цифровизации мировой экономики все более очевидными становятся недостатки трансграничных переводов, осуществляющихся через корреспондентскую банковскую сеть. Международные платежные системы нуждаются в модернизации и развитии альтернативных платежных инструментов на основе новых финансовых технологий. Одной из самых обсуждаемых инноваций денежного рынка в последние годы стала цифровая валюта центрального банка. В настоящее время в мировом сообществе достигнут консенсус относительно целесообразности и выгодности внедрения этой новой формы фиатных денег в розничные платежи и большое число стран реализуют соответствующие проекты. В отличие от этого продвижение цифровой валюты центрального банка в сфере оптовых платежей находится на начальной стадии. Однако исследования подтверждают перспективность использования такой валюты в оптовых трансграничных платежах. В статье анализируются результаты наиболее продвинутых международных проектов, посвященных трансграничным платежным системам на основе суверенных цифровых валют и технологии распределенного реестра. Обсуждаются конструктивные особенности предлагаемых платежных систем, их эффективность и потенциальные риски.
Ключевые слова: цифровая валюта центрального банка, трансграничные платежи, трансграничная платежная система, мультивалютная платежная система, технология распределенного реестра, Банк международных расчетов
JEL: B27, Е52, E59, E65
Для цитирования: Семеко Г. В. Суверенная цифровая валюта: новые возможности для трансграничных платежей // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4. С. 108–121. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-108-121.
© Семеко Г. В., 2022

Подробнее ...

Л. Н. Иванова, О. В. Умгаева
Тенденции развития ГИИС в сфере оборота драгоценных металлов и камней, а также изделий из них, с. 122-133
Аннотация
В статье проведена актуальная оценка открытых данных участников оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, что позволило обосновать необходимость совершенствования и адаптации к внешним условиям интегрированных информационных систем. Развитие экономики в современном мире больших баз данных невозможно без цифровизации. Большое количество рисков, препятствующих эффективному функционированию государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК), на всех этапах этого оборота уравновешено теоретическим обоснованием и практическим применением систем учета. Обоснованы задачи и направления эффективного использования стратегических государственных ресурсов. Сделан вывод о необходимости оперативного реагирования на проблемы и сбои уже выстроенной модели отслеживания оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на платформе ГИИС ДМДК. Сформулирована концепция цифровизации деятельности в сфере оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на единой платформе для различных участников — населения, бизнеса, для государства в целом.
Ключевые слова: цифровизация экономики, драгоценные металлы, драгоценные камни, стратегические ресурсы, золотовалютный резерв, государственная интегрированная информационная система (ГИИС ДМДК)
JEL: G18, O29, E52
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания НИФИ Минфина России.
Для цитирования: Иванова Л. Н., Умгаева О. В. Тенденции развития ГИИС в сфере оборота драгоценных металлов и камней, а также изделий из них // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4. С. 122–133. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-122-133.
© Иванова Л. Н., Умгаева О. В., 2022

Подробнее ...

А. А. Управителев
Ограниченная рациональность принятия решений пользователями онлайн-сервисов микрофинансовых организаций, с. 134-147
Аннотация
Микрофинансирование широко распространено в России, однако эта сфера нередко ассоциируется с рядом социально-экономических проблем, одной из которых является закредитованность населения. Часто клиентами микрофинансовых организаций (МФО) становятся граждане из беднейших социальных слоев, не обладающие высоким уровнем финансовой грамотности. Тренд на цифровизацию финансовой сферы оказывает значительное влияние на процесс принятия решений пользователями услуг МФО. Предметом исследования данной статьи является проблема ограниченной рациональности принятия решений, характерная для пользователей онлайн-сервисов микрофинансовых организаций. Для уменьшения негативных эффектов для пользователей услуг МФО Центробанк снижает максимально допустимую ставку процента для организаций такого типа, а Минфин России организует программы повышения финансовой грамотности. Цель исследования — оценить эффективность существующих методов решения данной проблемы, а также предложить собственные, сформированные на основе поведенческого патернализма. Актуальность работы состоит в том, что в условиях увеличения цифровизации финансовой сферы классические сервисы уходят в онлайн и появляются новые технологичные финансовые сервисы (финтех), что требует от пользователя освоения новых навыков работы в онлайн-среде. В заключение автор дает свои рекомендации для программ финансовой грамотности, которые позволяют снизить ограниченную рациональность принятия финансовых решений.
Ключевые слова: поведенческие финансы, принятие финансовых решений, финансовая грамотность, цифровое подталкивание
JEL: G41, G51, G53, G21, G28
Для цитирования: Управителев А. А. Ограниченная рациональность принятия решений пользователями онлайн-сервисов микрофинансовых организаций // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 4. С. 134–147. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-134-147.
© Управителев А. А., 2022

Подробнее ...



«Финансовый журнал» Том 14 №3 2022

СОДЕРЖАНИЕ

В. В. Громов
Особый режим налогообложения российских ИТ-компаний: от выбора преференций до налогового маневра в отрасли
, с. 9-27
Аннотация 
В российской экономике ИТ-отрасль заметно выделяется по оказываемой ей налоговой поддержке. Организации, занимающиеся разработкой программного обеспечения, рассматриваются сегодня как наиболее важные участники технологического развития страны, отнесенного к приоритетам федеральной налоговой политики. Налоговый маневр принес достаточно много новаций, но часть из них стала логическим развитием ранее принятых мер. В статье предпринимается попытка систематизировать эти меры, распределив их по трем ключевым этапам, с наступлением каждого из которых происходило качественное обновление прежней схемы распределения налоговых льгот, образующих в совокупности особый налоговый режим. Цель статьи связана с выявлением приоритетов и оценкой эффективности механизмов, предназначенных для стимулирования ИТ-компаний, включая предварительную оценку сферы действия и результативности маневра. В статье доказано, что до его проведения налоговый режим для софтверного бизнеса имел крайне узкую сферу применения и слабо влиял на ИТ-отрасль, и модернизация режима на основе пересмотра всех составляющих его льгот была необходима как минимум для того, чтобы остановить спад этой отрасли со стороны ее массового сегмента (небольших компаний). Тем не менее основным вектором налоговой политики стало смещение объема льгот в пользу средних и крупных ИТ-компаний как драйверов своей отрасли при сравнительном снижении конкурентоспособности начинающих предпринимателей. В целом налоговый маневр оказал положительное экономическое влияние, но сфера его действия невелика: сложившаяся система льгот охватывает, по нашим оценкам, меньше 20 % ИТ-компаний.
Ключевые слова: ИТ-компания, ИТ-отрасль, налог на прибыль организаций, налоговая льгота, налоговый режим, налоговый стимул, софтверный бизнес
JEL: E62, H32, K34
Для цитирования: Громов В. В. Особый режим налогообложения российских ИТ-компаний: от выбора преференций до налогового маневра в отрасли // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 3. С. 9–27. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-3-9-27.
© Громов В. В., 2022

Подробнее ...

Е. Н. Тимченко, А. И. Погорлецкий
Имущественное налогообложение: трансформационные изменения в эпоху цифровизации и влияние пандемии COVID-19, с. 28-43
Аннотация 
Актуальность темы исследования обусловлена масштабными изменениями, происходящими в мировом хозяйстве под влиянием цифровизации, ускоренной пандемией COVID-19, что оказывает влияние на направления трансформационных изменений в имущественном налогообложении. Объектом исследования выступает имущественное налогообложение в контексте распространения различных форм цифровых активов, являющихся виртуальным имуществом. Цель статьи — выявить взаимосвязь между цифровизацией, необходимостью ограничения излишнего потребления, обострившейся в период пандемии новой коронавирусной инфекции, и перспективами изменений в имущественном налогообложении. В статье используются общенаучные методы исследования: анализ, синтез, обобщение и аналогия, проводится историческое сравнение и межстрановое сопоставление. Информационная база сформирована на основании данных международных организаций, консалтинговых, аналитических и исследовательских компаний, а также правительственных структур. По итогам исследования подтвердилась гипотеза о том, что происходящие изменения в мировой экономике требуют трансформации подходов в имущественном налогообложении как на государственном, так и на международном уровне с учетом расширения возможностей современных технологий и необходимости ограничения избыточного потребления. Сформулированы рекомендации по расширению области действия имущественного налогообложения в виртуальных пространствах и по повышению уровня налогообложения богатства наиболее обеспеченных слоев населения, обладающих виртуальными формами собственности.
Ключевые слова: налоги, имущественное налогообложение, виртуальные активы, пандемия COVID-19, цифровизация
JEL: H24, H25, H30, L86
Для цитирования: Тимченко Е. Н., Погорлецкий А. И. Имущественное налогообложение: трансформационные изменения в эпоху цифровизации и влияние пандемии COVID-19 // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 3. С. 28–43. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-3-28-43.
© Тимченко Е. Н., Погорлецкий А. И., 2022

Подробнее ...

М. Г. Гирич, К. В. Ивановичева, А. Д. Левашенко
Налогообложение доходов и социальное страхование занятых на онлайн-платформах: сравнение опыта России и других стран, с. 44-60
Аннотация
Тематика занятости на онлайн-платформах актуальна, в научном сообществе идет активное обсуждение вопросов применения норм трудового права, налогообложения и социального страхования лиц, оказывающих услуги через платформы. Целью данной статьи является выработка рекомендаций в части регулирования отношений, возникающих между платформой и занятым лицом на ней, в России, включая вопросы применения трудового и предпринимательского законодательства, налогообложения и социального страхования таких лиц с учетом сравнения правового регулирования в России и в зарубежных странах. Методология работы основана на сравнительно-правовом анализе нормативно-правовых документов зарубежных стран (Испании, Великобритании, Италии, Франции) и России. Среди международных тенденций регулирования занятости на онлайн-платформах выделяется применение трудового законодательства для регулирования отношений между занятым и платформой либо внедрение специального статуса «квазинаемного» работника с наделением платформ некоторыми обязательствами по обеспечению занятых трудовыми правами. В России не определен правовой статус платформенных занятых, например, должно ли являться лицо работником либо обязательно иметь статус индивидуального предпринимателя или юридического лица. Для налоговых целей такие лица чаще всего имеют статус самозанятого (налогоплательщика налога на профессиональный доход), поэтому в статье сравниваются подходы к налогообложению занятых на платформах в России и в зарубежных странах. Кроме того, самозанятые в России не могут уплачивать взносы социального страхования, поэтому в статье представлены подходы зарубежных стран к социальному страхованию занятых на платформах, а также аспект возникновения у платформ обязательств по социальному страхованию занятых с учетом распространения на деятельность платформ трудового законодательства. 
Ключевые слова: онлайн-платформы, занятость, ОЭСР, налогообложение, социальное страхование, самозанятые
JEL: K31, K34
Финансирование: Статья подготовлена по результатам научно-исследовательской работы в рамках государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Гирич М. Г., Ивановичева К. В., Левашенко А. Д. Налогообложение доходов и социальное страхование занятых на онлайн-платформах: сравнение опыта России и других стран // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 3. С. 44–60. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-3-44-60.
© Гирич М. Г., Ивановичева К. В., Левашенко А. Д., 2022

Подробнее ...

A. F. Kireyeva, M. R. Pinskaya
Providing Incentives for Intellectual Labor through Tax Policy in Belarus, с. 61-73
Abstract
This paper discusses the idea of providing tax incentives for scholars and researchers as a necessary factor in the formation of innovative environment. The research aims at formulating proposals for increasing income from intellectual work through tax incentives based on the analysis of scientific research context and existing tax regime for Belorussian researchers. It is argued that the quantity and quality of intellectual labor depend on the tax regime applied. Academic science environment in Belarus is analyzed and the mechanism of taxation of researchers’ income is discussed in its context. The structure of current costs for research and development is demonstrated. Authors show the insufficiency of the existing tax incentives for intellectual labor, including research grants. The analysis is focused on the mechanism of taxation and collection of social insurance contributions from the remuneration of members of temporary research teams. The authors propose to introduce special tax rules for research income from research activities, and consider these possible rules in detail. The theoretical framework of this article is based on the research of national and foreign scholars in the fields of taxation theory, taxation of individuals, and intellectual capital. 
Keywords: tax policy, tax incentives, taxation of labor, research incentives, taxation of grants
JEL: H20, H24
For citation: Kireyeva A., Pinskaya M. (2022). Providing Incentives for Intellectual Labor through Tax Policy in Belarus. Financial Journal, vol. 14, no. 3, pp. 61–73. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-3-61-73.
© Kireyeva A., Pinskaya M., 2022

Подробнее ...

О. А. Синенко, А. Ю. Домников
Имущественное налогообложение юридических лиц на территориях с особым экономическим статусом, с. 74-85
Аннотация
Статья посвящена исследованию фискальных механизмов регулирования имущественного налогообложения на территориях с особым экономическим статусом. Целью данной работы является анализ специфики имущественных налогов, оценка величины и структуры предоставляемых налоговых преференций, а также выявление трендов имущественного налогообложения юридических лиц в рамках территорий с особым экономическим статусом. В работе исследованы особенности имущественного налогообложения в рамках данных территорий как в России, так и в зарубежных странах. Сделан вывод о применении налоговых преференций по имущественным налогам в зарубежной практике в основном к высокотехнологичным компаниям на особых территориях. Проведен анализ налоговых преференций по имущественным налогам в России, предоставленным резидентам за период функционирования особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, Свободного порта Владивосток. Отмечено, что в России принятые в последнее время налоговые преференции создают условия для стимулирования компаний к инвестициям в высокотехнологичное развитие и сокращения негативного воздействия на окружающую среду. 
Ключевые слова: имущественные налоги, налоговые льготы, территории с особым экономическим статусом
JEL: H20, H21, H25
Для цитирования: Синенко О. А., Домников А. Ю. Имущественное налогообложение юридических лиц на территориях с особым экономическим статусом // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 3. С. 74–85. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-3-74-85.
© Синенко О. А., Домников А. Ю., 2022 

Подробнее ...

Е. В. Рябова, Н. В. Ферулева, О. А. Замотаева
Инвестиционная привлекательность проектов по разработке нефтяных месторождений в условиях налогового маневра.
Оценка на примере Западно-Сибирского экономического района, с. 86-101
Аннотация
Западно-Сибирский экономический район — это территория с высоким потенциалом добычи жидких углеводородов, которые служат резервом долгосрочного развития не только для данного региона, но и для России в целом. По оценкам экспертов, Западная Сибирь обеспечивает 70 % общероссийской добычи нефти, на данный регион приходится 61 % поступлений НДПИ. Согласно прогнозам Министерства энергетики РФ, если не стимулировать добычу нефти, то к 2035 г. объем добычи может сократиться до 40 %, а бюджетные доходы — на 4,1 трлн руб. В настоящее время для повышения инвестиционной привлекательности отрасли вносятся изменения в налоговое и таможенное законодательство. Однако эффекты от реализации реформ неочевидны. В статье с применением сценарного анализа, кейс-метода и финансового моделирования оценено влияние изменений налогового и таможенного регулирования на инвестиционную привлекательность проектов по разработке нефтяных месторождений на примере месторождений Западной Сибири. Основная гипотеза исследования о положительном влиянии налогового маневра на привлекательность проектов частично подтвердилась. Однако внутренняя норма доходности не превышает 13 % по всем рассмотренным сценариям. Это существенно ниже среднеотраслевой доходности по аналогичным проектам, реализуемым в мире. В связи с этим можно сделать вывод о необходимости дальнейшей корректировки налогового и таможенного регулирования нефтегазовой отрасли для обеспечения ее устойчивого роста и развития. Представленная модель оценки влияния альтернативных налоговых режимов на инвестиционную привлекательность проектов по разведке и разработке месторождений углеводородов может быть также применена в целях выявления потенциальных выгод и налоговых последствий как для инвестора, так и для государства.
Ключевые слова: налоговый маневр, налог на дополнительный доход, экспортные пошлины, налоговое регулирование, эффективность инвестиционного проекта, нефтяные месторождения, Западно-Сибирский экономический район, инвестиционная привлекательность, нефтяная отрасль
JEL: H22, H32, G17, G38
Для цитирования: Рябова Е. В., Ферулева Н. В., Замотаева О. А. Инвестиционная привлекательность проектов по разработке нефтяных месторождений в условиях налогового маневра. Оценка на примере Западно-Сибирского экономического района // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 3. С. 86–101.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-3-86-101.
© Рябова Е. В., Ферулева Н. В., Замотаева О. А., 2022

Подробнее ...

С. В. Богачев, С. И. Кравченко
Финансовое и налоговое регулирование жилищно-коммунальной сферы: зарубежный опыт, с. 102-115
Аннотация
Статья посвящена решению актуальной задачи расширения источников внебюджетного финансирования жилищно-коммунальной сферы за счет использования элементов налогового регулирования. Цель исследования заключается в анализе и обобщении литературы о зарубежном опыте финансирования и налогового регулирования жилищно-коммунальной сферы и оценке возможностей его применения в российской практике. Для исследования использованы методы сравнения, группировки, логического обобщения, табличного представления данных, экспертных оценок. В результате проведенного исследования выявлены особенности жилищно-коммунальной сферы как объекта финансового и налогового регулирования. Охарактеризованы модели и методы финансирования жилищно-коммунальной сферы, используемые в странах ЕС, США, Китае, Индии, включая степень государственного вмешательства, распределение полномочий и ответственности по уровням управления, использование механизма государственно-частного партнерства, создание совместных предприятий с участием иностранного капитала, выпуск инфраструктурных облигаций, реализацию программ энергосбережения. Представлены подходы к выпуску муниципальных инфраструктурных облигаций в США и Индии. Акцентировано внимание на различиях в распределении стран ЕС по объему и структуре использования механизма государственно-частного партнерства. Систематизированы источники финансирования реализации энергоэффективных проектов в странах ЕС. Проанализирована зарубежная практика налогового регулирования в целях повышения инвестиционной привлекательности финансовых инструментов при модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, освобождения от налогообложения доходов муниципальных инфраструктурных облигаций в США и Индии и роста энергоэффективности в жилищном хозяйстве за счет применения налоговых льгот при реализации энергоэффективных проектов и энергосервисных контрактов в Италии, Нидерландах, Румынии, Словении, Чехии, Швеции. Обоснованы возможности адаптации применяемых за рубежом методов финансово-налогового регулирования оборота инфраструктурных облигаций и реализации энергосервисных контрактов для расширения внебюджетных источников финансирования жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации.
Ключевые слова: жилищно-коммунальная сфера, финансово-налоговое регулирование, зарубежный опыт, государственно-частное партнерство, инфраструктурные облигации, энергоэффективные проекты, энергосервисные контракты
JEL: E62, H54, K34
Для цитирования: Богачев С. В., Кравченко С. И. Финансовое и налоговое регулирование жилищно-коммунальной сферы: зарубежный опыт // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 3. С. 102–115. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-3-102-115
© Богачев С. В., Кравченко С. И.

Подробнее ...

P. P. Baboshkin, A. Yu. Mikhailov, Z. A. Sheikh
Sustainable Cryptocurrency Growth Impossible? Impact of Network Power Demand on Bitcoin Price, с. 116-130
Abstract
Due to the youth of the cryptocurrency sphere, the logic of interaction between investors, users and protocols is not always precisely defined. Analysis of the impact of ESG on cryptocurrencies proves that the demand for bitcoin network capacity (occupies the main market share) is the main factor in predicting the price of this cryptocurrency and the cryptocurrency market as a whole. The choice of the statistical method of analysis is determined by the purpose of statistically justified determination of the relationship of the data under consideration, and the reliability of the analysis is checked using Fischer and Student tests. In this paper, several innovations are proposed to solve the problem of energy dependence of cryptocurrencies: firstly, the analysis of cryptocurrencies in the paradigm of sustainable development (taking into account the consumption of a huge amount of energy for the functioning of cryptocurrency systems); secondly, feedback logic to explain the interaction of subjects, including the following parties: users, developers, network infrastructure and their interaction; thirdly, statistical analysis with the creation of artificial variables from real data and iterative improvement of the model. This paper proves that sustainable cryptocurrency growth is impossible when viewed from the perspective of “Green Economics” by Molly Scott Cato. The author's approach is relevant compared to other methods of linear transformations for creating artificial variables by selecting data using the VIF test. As a result, several versions of models were obtained using various combinations of the initially proposed factors, on the basis of which the nature of the greatest influence on the price of bitcoin was established in the form of technical factors and energy infrastructure needs.
Keywords: cryptocurrency, investor behavior, bitcoin, data privacy, ESG factors, concept of green economy
JEL: E52, Q43
For citation: Baboshkin P.P., Mikhaylov A.Yu., Shaikh Z.A. (2022). Sustainable Cryptocurrency Growth Impossible? Impact of Network Power Demand on Bitcoin Price. Financial Journal, vol. 14, no. 3, pp. 116–130. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-3-116-130. 
© Baboshkin P.P., Mikhaylov A.Yu., Shaikh Z.A., 2022

Подробнее ...

«Финансовый журнал» Том 14 №2 2022

СОДЕРЖАНИЕ

Н. Е. Барбашова
Подходы к построению и использованию модели долгосрочного бюджетного прогноза на региональном уровне
, с. 8-25
Аннотация
В соответствии с требованиями бюджетного законодательства субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают долгосрочные бюджетные прогнозы. Основные недостатки принятых на настоящее время региональных прогнозов — слабо проработанная методология расчета показателей (доходов, расходов, дефицита, долга) и нечеткое определение роли прогноза в бюджетном процессе. В данной статье даются конкретные рекомендации по оценке доходов и расходов регионального бюджета на долгосрочную перспективу. При этом делается акцент на связь бюджетного прогноза с другими документами стратегического планирования (в частности, с прогнозом социально-экономического развития). Автор предлагает различные варианты формул для расчета значений доходов и расходов региональных бюджетов в долгосрочной перспективе, а также варианты детализации этих параметров в зависимости от доступности исходной информации и специфики российских регионов. В статье формулируются рекомендации по применению формализованных подходов для оценки долгосрочных последствий в сфере бюджетной политики региона, а также для количественной оценки внешних рисков на основе модели долгосрочного бюджетного прогноза. Проводится апробация предложенных подходов на примере имитационной расчетной модели, построенной по данным Ханты-Мансийского автономного округа.
Ключевые слова: долгосрочный бюджетный прогноз, региональная бюджетная политика, доходы и расходы регионального бюджета, сбалансированность регионального бюджета
JEL: H68
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Барбашова Н. Е. Подходы к построению и использованию модели долгосрочного бюджетного прогноза на региональном уровне // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 2. С. 8–25.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-2-8-25.
© Барбашова Н. Е., 2022

Подробнее ...

М. А. Печенская-Полищук
Привлечение в бюджетную систему заемных ресурсов. Эволюция научных взглядов и особенности практической реализации, с. 26-42
Аннотация
В работе осуществлена систематизация поэтапной эволюционной смены теоретических взглядов на долговое финансирование государственных расходов. Проведен комплексный анализ важнейших характеристик государственного долга субъектов РФ с 2006 г. Выделены периоды привлечения в регионы бюджетных ресурсов на возмездной основе, условно обозначенные как отсутствие долговой угрозы (2005–2007 гг.), долговая субституция кризисных эффектов (2008–2009 гг.), активное антикризисное федеральное присутствие (2010–2011 гг.), недостаточно финансируемый рост делегированных задач (2012–2013 гг.), нарастание угроз долговой дестабилизации (2014–2016 гг.), благоприятная конъюнктура (2017–2019 гг.), реверсия в условиях пандемии и новых санкций (с 2020 г.). Периоды определены на основе предпосылок возникновения, количественных характеристик, структурных деформаций долга, а также инструментов государственного регулирования. По результатам анализа сделан вывод, что привлечение в регионы РФ бюджетных ресурсов на возмездной основе было преимущественно вынужденным и стихийным процессом, сильно изменяющимся во времени и осуществляемым главным образом для восполнения недостатка собственных бюджетных доходов. В исследовании доказано, что привлечение бюджетных ресурсов в регион требует системного подхода и учета двух позиций: как собственный бюджетный потенциал региона влияет на привлеченные бюджетные ресурсы и как эти ресурсы могут повлиять на бюджетный потенциал региона текущего и/или будущих периодов. На основе этого обоснованы сценарии влияния привлеченных бюджетных ресурсов возмездного характера на собственный бюджетный потенциал территории.
Ключевые слова: государственный долг, бюджетный потенциал, бюджетная система, привлечение ресурсов, заемные ресурсы, экономическая теория, кредит
JEL: H63
Финансирование: статья подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН ВолНЦ РАН по теме НИР FMGZ-2022-0012 «Факторы и методы устойчивого социально-экономического развития территориальных систем в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды».
Для цитирования: Печенская-Полищук М. А. Привлечение в бюджетную систему заемных ресурсов. Эволюция научных взглядов и особенности практической реализации // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 2. С. 26–42. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-2-26-42.
© Печенская-Полищук М. А., 2022

Подробнее ...

K. V. Shvandar, L. I. Khomyakova
Regional Payment Systems of Asia, Africa, Latin America as a Tool for Regional Integration. Prospects for the Eurasian Economic Union, c. 43-54
Abstract
The article considers the mutual payment systems of regional associations in Asia, Africa and Latin America in line with the global trend to reduce the share of the US dollar in settlements among countries belonging to trade, regional or integration blocs. We took for the research the Regional Payment System SML (Sistema de Pagamentos em Moeda Local) of the MERCOSUR countries, the Regional Mutual Settlement System SUCRE (Sistema Único de Compensación Regional) of the ALBA countries, the Regional Clearing and Settlement System REPSS (Regional Payment and Settlement System) of the COMESA, Settlement system of the Asian Clearing Union. It reveals features of these mutual payment systems, analyzes their contribution to the servicing of mutual trade turnover (noted such a feature of existing systems as their centric organization). The role of these systems in stimulating the use of national currencies by economic entities has been determined. It is indicated that the dedollarisation processes are closely related to the development of cross-border payments and the achievement of certain agreements on the development of a common payment space among countries of the same region that have economic ties, first of all active mutual trade. Based on the model and data on mutual trade turnover and the currency structure of settlements of the Eurasian Economic Union countries given Latin American, African and Asian experience, it forecasts an increase in the share of their national currencies in the servicing of mutual trade in goods and services. 
Keywords: payments, cross-border settlements, common payment space, Eurasian Economic Union (EAEU), dedollarisation, national currencies
JEL: E42, G15, G23
For citation: Shvandar K.V., Khomyakova L.I. Regional Payment Systems of Asia, Africa, Latin America as a Tool for Regional Integration. Prospects for the Eurasian Economic Union. Financial Journal, 2022, vol. 14, no. 2, pp. 43–54. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-2-43-54.
© Shvandar K.V., Khomyakova L.I., 2022

Подробнее ...

М. О. Измайлова
Влияние пандемии коронавируса на поступление налогов от самозанятых граждан в Российской Федерации, с. 55-72
Аннотация
Пандемия коронавируса негативным образом сказалась на экономике всех стран мира, в том числе снизились и налоговые поступления от хозяйствующих субъектов. Целью данного исследования явилось изучение развития самозанятости в России и зарубежных странах в период распространения новой коронавирусной инфекции и оценка налоговых поступлений от самозанятых в бюджетную систему Российской Федерации в этот период. В рамках данного научного исследования рассмотрены различные подходы к статусу самозанятого лица. Установлено, что в настоящее время ни в научном сообществе, ни в разъяснениях различных государственных ведомств нет единого подхода к пониманию самозанятости. На основе статистических данных Международной организации труда доказано, что масштабы самозанятости в мире в связи с пандемией коронавируса значительно не изменились, а в некоторых странах даже увеличились, что обусловлено изысканием самозанятыми дополнительных источников доходов, особенно это касается стран с низким уровнем дохода (Африка, Индия). Выявлено влияние пандемии на уровень доходов самозанятых, развитие тех или иных видов деятельности в этом сегменте занятости, оборот платежей, совершаемых в пользу лиц свободных профессий. Несмотря на то что деятельность самозанятых в России в меньшей мере пострадала от пандемии коронавируса (в отличие от зарубежных стран), вклад в бюджетную систему нашей страны от данного сегмента занятости населения не соответствует даже пессимистичным прогнозным значениям. Сделан вывод, что сегмент самозанятости имеет мощный потенциал для развития и способен обеспечивать немалые поступления налогов в бюджетную систему России.
Ключевые слова: самозанятость, самозанятые, коронавирус, пандемия, налогообложение, налогообложение самозанятых, налог на профессиональный доход, развитие самозанятости
JEL: Е62, Н25, Н26, H39
Для цитирования: Измайлова М. О. Влияние пандемии коронавируса на поступление налогов от самозанятых граждан в Российской Федерации // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 2. С. 55–72.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-2-55-72.
© Измайлова М. О., 2022

Подробнее ...

V. V. Olkhovik, O. I. Lyutova, E. Juchnevicius
Economic Growth Models and FDI in the CIS Countries During the Period of Digitalization, c. 73-90
Abstract
This article explores the interrelation between economic growth and foreign direct investments (FDI) in the countries of the Commonwealth of Independent States (CIS) in 1993–2019. The research focuses on the impact of new FDI inflows per capita, as well as the influence of accumulated foreign capital (FDI stock per capita) on GDP growth per capita. This article has aimed to find the causal link between GDP growth and FDI inflows, as well as between GDP growth and FDI stock per capita in the CIS countries. The research methods include: empirical and statistical research, synthesis of practical and theoretical matters, methods of mathematical modelling. Discussion. FDI in the CIS countries are often determined by market size and market growth potential, which ensure a favourable business environment for foreign investors. Data obtained during the analysis suggest that the CIS countries mainly attract market-oriented FDI, which is consistent with the findings of the authors. Thus, the accumulated foreign capital stock has positive impact on economic growth in the CIS countries. Results. Foreign direct investments for economic growth act through such factors as gross domestic product, interest rate, average wages, exchange rate, consumer price index, political stability. The coronavirus pandemic factor is assessed by the authors as negatively affecting the investment attractiveness of countries; the use of digital technologies in handling FDI, according to the authors, is debatable issue.
Keywords: economic growth models, foreign direct investments (FDI), Commonwealth of Independent States (CIS) countries, digitalization, trade integration, global integration, financial capital
JEL: С23, E27, F43, F47
For citation: Olkhovik V.V., Lyutova O.I., Juchnevicius E. Economic Growth Models and FDI in the CIS Countries During the Period of Digitalization. Financial Journal, 2022, vol. 14, no. 2, pp. 73–90. 
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-2-73-90.
© Olkhovik V.V., Lyutova O.I., Juchnevicius E., 2022

Подробнее ...

А. Ю. Нэвэла, В. А. Лапшин
Модельный риск и базовые подходы к его численному измерению на примере моделей оценки рыночного риска, с. 91-112
Аннотация
Модельный риск активно изучается как в академических кругах, так и в финансовой индустрии, однако общепринятого подхода к его измерению до сих пор не существует. В условиях разнообразия подходов к такой оценке и отсутствия среди них общепринятого выбор конкретного подхода становится особенно важным этапом моделирования и актуальной темой для исследований. Авторы приводят обзор основных индикаторов, показателей и подходов к его количественному измерению, а затем сравнивают их на едином модельном примере. Объект исследования — различные способы количественного описания модельного риска, а предмет — согласованность и непротиворечивость их интерпретаций. Цель работы — эмпирически сравнить различные методы оценки модельного риска, продемонстрировав методологию его измерения для моделей рыночного риска по широкому ряду критериев. Для достижения поставленной цели используются методы анализа временных рядов и оценки параметров теоретических распределений по эмпирическим данным. Авторы приводят перечень методов оценки модельного риска с примерами их применения на реальной практике, с конкретной интерпретацией результатов, показывают, что оценки по разным методам существенно разнятся как в интерпретации, так и в численных значениях, а также формулируют актуальные направления будущих исследований. Статья может быть полезна исследователям и специалистам-практикам, начинающим работу с модельным риском, для быстрого погружения в эту область. 
Ключевые слова: модельный риск, методы оценки модельного риска, консервативность, точность, эффективность оценок, Value-at-Risk, рыночный риск
JEL: G32, C53
Примечание: в статье использованы материалы курсовой работы А. Ю. Нэвэла «Модельные риски и их оценка», 2020 г.
Для цитирования: Нэвэла А. Ю., Лапшин В. А. Модельный риск и базовые подходы к его численному измерению на примере моделей оценки рыночного риска // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 2. С. 91–112. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-2-91-112.
© Нэвэла А. Ю., Лапшин В. А., 2022

Подробнее ...

Е. Ю. Макушина
Раскрытие информации венчурными фондами, созданными по договору инвестиционного товарищества, с. 113-129
Аннотация
Национальная индустрия прямых и венчурных инвестиций находится на этапе становления. В 2011 г. был принят федеральный закон «Об инвестиционном товариществе» от 28 ноября 2011 г. № 335-ФЗ, инкорпорировав возможность создания венчурных фондов в форме инвестиционного товарищества, которая по своей сути приближена к самой распространенной форме венчурного фонда — партнерству с ограниченной ответственностью. Проделана значительная работа на пути реформирования национальной системы учета и отчетности в соответствии с МСФО, однако нормативные акты не претерпели изменения в вопросах учета и отражения в отчетности финансовых вложений, не были разработаны приемлемые формы финансовой отчетности для раскрытия информации венчурными фондами, созданными по договору инвестиционного товарищества. В результате проведенного исследования были предложены рекомендации по совершенствованию национальной системы учета и отчетности, разработаны формы финансовой отчетности для венчурных фондов, созданных по договору инвестиционного товарищества, которые могут быть положены в основу формирования отраслевых стандартов бухгалтерского учета в РФ.
Ключевые слова: венчурные фонды, инвестиционные организации, финансовая отчетность, МСФО, справедливая стоимость
JEL: M41, O30, O31, G11
Для цитирования: Макушина Е. Ю. Раскрытие информации венчурными фондами, созданными по договору инвестиционного товарищества // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 2. С. 113–129.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-2-113-129.
© Макушина Е. Ю., 2022

Подробнее ...

«Финансовый журнал» Том 14 №1 2022

СОДЕРЖАНИЕ

В. В. Громов
Специфика и проблемы налогового стимулирования малых ИТ-компаний в России,
 с. 8-25
Аннотация
С 1 января 2021 г. российские ИТ-компании получают усиленную налоговую поддержку от государства в виде отмены обязанности по уплате региональной части налога на прибыль и исчисления страховых взносов по льготному тарифу в размере 7,6 %. И если для средних и крупных ИТ-компаний эффективность этих льгот в части снижения налоговой нагрузки вполне очевидна, то для субъектов малого бизнеса, традиционно поддерживаемых через УСН, новые налоговые льготы создают прежде всего альтернативный режим налогового стимулирования. Цель статьи заключается в том, чтобы на основе анализа структуры ИТ-отрасли, сравнения условий и объема льготирования малого ИТ-бизнеса выявить проблемы в распределении налоговых преференций и предложить пути их решения. В статье обоснован вывод о том, что действующая конструкция налоговых льгот далека от оптимальной и искажает принципы справедливости налогообложения: льготы, адресуемые ИТ-компаниям, в общем случае дают больше выгод, чем применение упрощенной системы, однако сложнее всего их получить именно малым ИТ-компаниям, хотя они составляют ядро отрасли; основной объем отраслевых льгот распределяется в пользу немногочисленного среднего и крупного ИТ-бизнеса, а результатом конфликта налоговых режимов становится вертикальная налоговая конкуренция за налоговую базу малого ИТ-бизнеса. Исходя из этого, в статье предлагаются меры, направленные на повышение нейтральности льгот к масштабу бизнеса и гармонизацию правил налогового стимулирования.
Ключевые слова: ИТ-компания, ИТ-отрасль, малый бизнес, налог на прибыль организаций, налоговая льгота, страховые взносы, упрощенная система налогообложения
JEL: E62, H32, K34
Для цитирования: Громов В. В. Специфика и проблемы налогового стимулирования малых ИТ-компаний в России // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 1. С. 8–25. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-1-8-25.
© Громов В. В., 2022

Подробнее ...

О. М. Скапенкер
Институциональная структура российского финансового рынка: необходимость регуляторной трансформации
, с. 26-38
Аннотация
В статье проанализировано текущее состояние институциональной структуры отечественного финансового рынка, определены основные варианты комбинаций видов деятельности его участников. На базе сопоставления преимуществ и рисков, возникающих при совмещении участниками рынка различных направлений работы, сформированы предложения по корректировке регуляторных требований к допустимым сочетаниям видов деятельности, ориентированные на повышение эффективности исполнения финансовым рынком своей основой функции — перераспределения финансовых ресурсов. Предложено юридически закрепить разделение направлений деятельности участников финансового рынка на системообразующие (по ним должны работать только подконтрольные или опосредованно принадлежащие государству организации) и иные, для которых при таких условиях могут быть расширены возможности совмещения видов деятельности. При осуществлении полностью подконтрольными государству компаниями функций биржи, центрального депозитария, клиринговой организации и центрального контрагента представляется, что остальные участники рынка без создания для него значительных рисков смогут сочетать работу на рынке ценных бумаг за счет собственных и клиентских средств, работу в качестве кредитно-депозитного посредника, работу на валютном рынке, рынке цифровых активов, работу в качестве инвестиционной и финансовой платформы. Повышение эффективности финансового рынка будет способствовать обеспечению финансовыми ресурсами проектов и производств.
Ключевые слова: институциональная структура, банки, фондовый рынок, биржа, совмещение видов деятельности, регулирование финансового рынка
JEL: G18, G28, K22
Для цитирования: Скапенкер О. М. Институциональная структура российского финансового рынка: необходимость регуляторной трансформации // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 1. С. 26–38. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-1-26-38.
© Скапенкер О. М., 2022

Подробнее ...

L. Melnikovová, Sh. Shadmanov, S. Voronin, B. Qoraboev
Uzbekistan’s Trade Policy Liberalization. Predicted Impact of WTO Accession on Chemical Industry Trade
, p. 39-55
Abstract
This paper is dedicated to the recent reforms in Uzbekistan’s foreign trade policy and the process of the country’s accession to the World Trade Organization. It pays special attention to the chemical industry trade; with the partial equilibrium model employed, expected changes in imports of chemicals, budget revenues and consumer welfare are revealed. Two scenarios — mere tariff reduction or abolition of country-specific discrimination practices in imports — are considered. Results show that, in the former case, imports of chemical products and consumer welfare will slightly increase and budget revenues will decline; the outcome in the latter case differs: budget revenues will grow considerably, whereas imports and consumer welfare will decrease. We conclude in the latter case that the negative effect will be outweighed by creating a fairer, more competitive environment thanks to removing discrimination practices such as import-specific excise taxes and exemptions on import duty payments for state companies.
Keywords: World Trade Organization, free trade agreements, Harmonized System classification, most favoured nation, chemicals and allied industries, partial equilibrium model, tariff revenues, consumer welfare
JEL: E21, F13, F14, F15, F17
For citation: Melnikovová L., Shadmanov Sh., Voronin S., Qoraboev B. Uzbekistan’s Trade Policy Liberalization. Predicted Impact of WTO Accession on Chemical Industry Trade. Financial Journal, 2022, vol. 14, no. 1, pp. 39–55. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-1-39-55.
© Melnikovová L., Shadmanov Sh., Voronin S., Qoraboev B., 2022

In more detail ...

В. Н. Руцкий, И. А. Филиппов 
Взаимосвязь уровня бедности и факторов зеленой экономики в странах Европейского союза
, с. 56-70
Аннотация
Статья посвящена изучению подходов к измерению бедности и зеленой экономики и эмпирическому анализу взаимосвязи уровня бедности и факторов зеленой экономики для ряда стран Европейского союза. Авторы выявляют тенденции формирования новой модели экологически устойчивого развития в странах Европейского союза. В статье разрабатывается корреляционно-регрессионная модель, которая исследует наряду с макроэкономическими факторами влияние факторов зеленой экономики на уровень риска бедности в странах Евросоюза. Оценка спецификации модели по панельным данным стран Европейского союза показывает отрицательную взаимосвязь доли возобновляемой энергетики и производительности труда с уровнем риска бедности, что говорит о необходимости дальнейшего развития зеленой экономики в странах еврозоны.
Ключевые слова: зеленая экономика, устойчивое развитие, бедность, неравенство, природный капитал, человеческий капитал, зеленые финансы
JEL: O44, Q56, C33
Для цитирования: Руцкий В. Н., Филиппов И. А. Взаимосвязь уровня бедности и факторов зеленой экономики в странах Европейского союза // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 1. С. 56–70. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-1-56-70
© Руцкий В. Н., Филиппов И. А., 2022

Подробнее ...

A. Orji, J.E. Ogbuabor, C.E. Ugwu, O.I. Anthony-Orji, L.C. Nwufo
Cash Reserve Ratio and Credit to Micro-, Small and Medium-Sized Enterprises

in Developing Economies. Analysis of Transmission Channels Using Nigerian Data, p. 71-88
Abstract
This study examines the channels of transmission through which cash reserve ratio impacts on credit to micro-, small and medium-sized enterprises (MSMEs). A vector error correction model was used to capture the objective. Quarterly data ranging from 2001 to 2017 were also utilized in the analysis. The study found that cash reserve ratio indirectly impacts credit to MSMEs through liquidity ratio and lending interest rate as its channels of transmission. It is worthy to note that, as liquidity ratio has a positive significant impact on credit to MSMEs, lending interest rate has a negative but significant impact on credit to MSMEs. To boost economic productivity in developing economies, the study therefore recommends that the monetary authorities reduce the cash reserve ratio in order to increase commercial banks’ liquidity. As the commercial banks’ liquidity rises, they should also reduce their lending interest rate to increase access to credit by MSMEs. Again, the government should appropriate and monitor the judicious disbursement of interest-free loans/credit to MSMEs through banks, especially development banks.
Keywords: cash reserve ratio; credit; channels of transmission; micro-, small and medium-sized enterprises
JEL: E51, G21, L26
For citation: Orji A., Ogbuabor J.E., Ugwu C.E., Anthony-Orji O.I., Nwufo L.C. Cash Reserve Ratio and Credit to Micro-, Small and Medium-Sized Enterprises in Developing Economies. Analysis of Transmission Channels Using Nigerian Data. Financial Journal, 2022, vol. 14, no. 1, pp. 71–88. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-1-71-88
© Orji A., Ogbuabor J.E., Ugwu C.E., Anthony-Orji O.I., Nwufo L.C., 2022

In more detail ...

В. В. Назарова, А. А. Иванова
Выбор политики выплат инвесторам: исследование рынка США
, с. 89-107
Аннотация
В последние годы затраты на выкуп акций в США достигли рекордного уровня, что частично объясняется проведением налоговой реформы в 2017 г., активностью акционеров и низкими затратами на займы. Цель исследования состоит в изучении мотивов и факторов, обуславливающих выбор политики выплат инвесторам американских компаний и влияние выкупа акций на результаты компаний и на экономическую систему. В рамках исследования были изучены традиционные теории, объясняющие выбор политики выплат инвесторам. Авторами были выделены основные мотивы компаний при принятии решений о механизме выплат. После изучения существующих теоретических аспектов выбора политики выплат и тенденций обратного выкупа США был проведен регрессионный анализ панельных данных для комплексного исследования причин и следствий выбора политики выплат. Исследование позволило определить мотивацию к выкупу акций и доказало положительное влияние выкупа акций на развитие компании.
Ключевые слова: политика выплаты дивидендов, обратный выкуп, потребность в капитале, реинвестирование, экономический рост, программы выкупа акций
JEL: G35
Для цитирования: Назарова В. В., Иванова А. А. Выбор политики выплат инвесторам: исследование рынка США // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 1. С. 89–107. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-1-89-107
© Назарова В. В., Иванова А. А., 2022

Подробнее ...

А. А. Батарин
Особенности государственного регулирования применения контрольно-кассовых машин в Киргизской Республике
, с. 108-125
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию отдельных аспектов государственного регулирования отношений по применению контрольно-кассовых машин в Киргизской Республике. Поскольку финансовые, в том числе налоговые, отношения связаны с властным элементом и направлены на мобилизацию денежных средств в бюджетную систему государства и обеспечение его функций и задач, то они могут существовать только в правовых рамках. Вопросы применения контрольно-кассовых машин предпринимателями и государственного контроля за такой деятельностью представляют собой характерный пример финансовых правоотношений. Рассматриваются правовые нормы, касающиеся обязанности налогоплательщиков при осуществлении ими расчетов применять контрольно-кассовые машины, а также ответственность, установленная статьями Кодекса Киргизской Республики о правонарушениях, за допущенные налогоплательщиком нарушения. В результате анализа становится очевидной правовая неопределенность места отношений в сфере применения контрольно-кассовых машин в налоговом законодательстве Киргизской Республики, коллизионность норм, предусматривающих ответственность за неприменение или применение контрольно-кассовых машин с нарушением установленных требований. Даны конкретные рекомендации по устранению существующих проблем в сфере законодательного регулирования, включая однозначную идентификацию места обязанности по применению контрольно-кассовых машин и контролю за соблюдением такой обязанности в системе законодательства о налогах и сборах, а также предложения по дальнейшему совершенствованию правового регулирования рассматриваемой в статье сферы, в том числе возможность освобождения от ответственности за допущенные правонарушения при условии их исправления либо снижения минимального размера штрафа. Отдельное внимание уделено вопросу взаимосвязи налоговых и административных правоотношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, включая вопрос квалификации нарушения в сфере фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники как налогового либо как административного правонарушения.
Ключевые слова: контрольно-кассовые машины, фиксация расчетов, Налоговый кодекс, ответственность за нарушение законодательства
JEL: К34, К42
Благодарности: статья подготовлена по материалам отчета «О выполненных работах по оказанию безвозмездной технической помощи Киргизской Республике в целях развития системы налогового администрирования Киргизской Республики» в рамках сотрудничества НИФИ Минфина России, АО «ГНИВЦ» и Государственной налоговой службы при Министерстве финансов Киргизской Республики.
Для цитирования: Батарин А. А. Особенности государственного регулирования применения контрольно-кассовых машин в Киргизской Республике // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 1. С. 108–125. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-1-108-125.
© Батарин А. А., 2022

Подробнее ...

Т. А. Горбачева
Понятие стейблкоинов и актуальное состояние рынка стабильных монет
, с. 126-139
Аннотация
В последние несколько лет на рынке криптоактивов появился новый термин — стейблкоины. Однако данной теме, в отличие от криптовалют, посвящено не так много исследований. Появившиеся глобальные проекты стейблкоинов, существенный рост объемов инвестиций в данные инициативы и рост числа транзакций заставили центральные банки всерьез обратить на них внимание, чтобы реализовывать одну из своих функций по обеспечению финансовой стабильности. Данная тема, несомненно, является актуальной в силу новизны появившегося понятия. Цель данной статьи — исследование экономической сущности стейблкоинов, их видов, а также актуального состояния данного рынка. Исследованы подходы к определению понятия стейблкоинов. Рассмотрена классификации стабильных монет, основные видны наиболее надежных монет на рынке. Проанализировано современное состояние рынка стейблкоинов. В результате исследования сделан ряд выводов. Во-первых, несмотря на отсутствие юридически закрепленного и общепринятого определения стейблкоинов, в целом под стабильными монетами понимаются токены, обеспеченные разными видами активов. Во-вторых, экономическая сущность стабильных монет раскрывается через цели их создания, виды обеспечения и механизмы стабилизации, а также характера взаимоотношений эмитента и владельца стейблкоина. В-третьих, за последние три года рынок стейблкоинов вырос практически в пять раз. Такой рост означает существенное проникновение в систему платежей, а следовательно, и в мировую финансовую систему, что требует разработки международных норм регулирования для минимизации возможных рисков и сохранения финансовой стабильности. Перспективы развития стейблкоинов связаны с созданием и развитием цифровых валют центральных банков и трансграничных платежей в одной или нескольких таких валютах.
Ключевые слова: стейблкоин, стабильная монета, цифровые валюты, криптовалюта, криптоактив, цифровые валюты центральных банков, токен, фиатные валюты, обеспечение
JEL: E42, Е52, F31
Для цитирования: Горбачева Т. А. Понятие стейблкоинов и актуальное состояние рынка стабильных монет // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. № 1. С. 126–139. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-1-126-139.
© Горбачева Т. А., 2022

Подробнее ...

 

 

 

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990