СОДЕРЖАНИЕ
В. В. Вагин
Предисловие к тематическому номеру, с. 9-11
Д. А. Шатохин, Э. А. Титов, В. А. Паксиваткина
Модели цифровизации инициативного (партисипаторного) бюджетирования, с. 12-24
Аннотация
В статье обсуждаются зарубежные и российские модели цифровизации участия граждан в бюджетном процессе. Выявлены существующие подходы, организационные структуры и проблемные аспекты при внедрении цифровых технологий в инициативное бюджетирование. Отмечено использование различных цифровых решений, обусловленных разнообразием моделей и степенью зрелости практик инициативного (партисипаторного) бюджетирования. Авторы обосновывают необходимость совершенствования форматов цифровизации инициативного бюджетирования, приводят ряд предложений, направленных на дальнейшие действия по цифровой трансформации указанных практик.
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, партисипаторное бюджетирование, цифровое участие, цифровизация
JEL: H72, H76, O33
Для цитирования: Шатохин Д. А., Титов Э. А., Паксиваткина В. А. Модели цифровизации инициативного (партисипаторного) бюджетирования // Финансовый журнал. 2025. Т. 17. № 2. С. 12–24. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2025-2-12-24.
© Шатохин Д. А., Титов Э. А., Паксиваткина В. А., 2025
Б. В. Куприянов, Е. М. Карпова, М. А. Шевелёв
Потенциал практик школьного инициативного бюджетирования в повышении финансовой грамотности обучающихся, с. 25-38
Аннотация
Школьное инициативное бюджетирование за последние пять лет стало узнаваемой деталью российского образовательного ландшафта. Однако образовательные возможности этой практики используются не в полной мере. С 2021 г. сотрудники Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России разработали и активно внедряют оригинальную модель школьного инициативного бюджетирования (ШкИБ), ориентированную на интеграцию практики инициативного бюджетирования в образовательный процесс. Очередным этапом в этой работе является изучение возможностей инициативного бюджетирования в контексте повышения финансовой грамотности обучающихся. Предположение о том, что школьное инициативное бюджетирование может обеспечить повышение финансовой грамотности в наиболее актуальных для подросткового и юношеского возраста аспектах, обосновывается в данной статье исходя из обзора нормативных документов, отечественных и зарубежных исследований, российского опыта. Для уточнения научных представлений о финансовой грамотности как образовательном результате (социальной установке, готовности к определенному типу поведения) был проанализирован значительный массив современных исследований финансового поведения и финансовой грамотности. В статье предлагается модель потенциала школьного инициативного бюджетирования в повышении финансовой грамотности обучающихся, включающего ценностную, эмоциональную, когнитивную, операционную, поведенческую составляющие. Достижимость этих составляющих обосновывается совокупностью ситуаций, возникающих при реализации инициативного бюджетирования в общеобразовательных организациях. Предложенная модель позволяет разработать программу эмпирического исследования и осуществить отбор процедур диагностики образовательных и социальных результатов и эффектов. Изложенный материал может быть полезен как специалистам финансовых органов, осуществляющим руководство программами школьного инициативного бюджетирования, так и педагогам в целях повышения финансовой грамотности обучающихся.
Ключевые слова: финансовая грамотность школьников, бюджетная грамотность, школьное инициативное бюджетирование (ШКиБ), образовательные возможности ШКиБ
JEL: A29, G53, H41, H61, R53
Для цитирования: Куприянов Б. В., Карпова Е. М., Шевелёв М. А. Потенциал практик школьного инициативного бюджетирования в повышении финансовой грамотности обучающихся // Финансовый журнал. 2025. Т. 17. № 2. С. 25–38. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2025-2-25-38.
© Куприянов Б. В., Карпова Е. М., Шевелёв М. А., 2025
Н. Г. Лукьянова, М. Ю. Славгородская, С. К. Несговоров
Школьное инициативное бюджетирование в Санкт-Петербурге: достижения и точки роста, с. 39-55
Аннотация
За последние несколько лет школьное инициативное бюджетирование в Санкт-Петербурге зарекомендовало себя в качестве одной из лучших региональных практик, обладающей большим потенциалом для тиражирования не только на уровне субъекта РФ, но и на муниципальном уровне. Расширение сферы применения инициативного бюджетирования на подростков произошло в Санкт-Петербурге на базе успешного опыта реализации практики для взрослых участников в формате проекта «Твой бюджет». Данная статья посвящена обзору методологических особенностей школьного инициативного бюджетирования в Санкт-Петербурге, изучению достигаемых в результате его применения эффектов и возможностей для дальнейшего совершенствования этой практики. Анализируются результаты анкетирования, проведенного среди участников проекта в 2024 г. В работе обобщены наиболее значимые проблемы и риски, возникающие в процессе осуществления проекта «Твой бюджет в школах», сделаны выводы о перспективных направлениях в развитии данной практики.
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, школьное инициативное бюджетирование, проект «Твой бюджет», проект «Твой бюджет в школах», проектная деятельность школьников, технология «Детского форсайта»
JEL: H72, H75, O35, I28
Для цитирования: Лукьянова Н. Г., Славгородская М. Ю., Несговоров С. К. Школьное инициативное бюджетирование в Санкт-Петербурге: достижения и точки роста // Финансовый журнал. 2025. Т. 17. № 2. С. 39–55. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2025-2-39-55.
© Лукьянова Н. Г., Славгородская М. Ю., Несговоров С. К., 2025
В. В. Вагин, И. В. Петрова, М. В. Кураколов
Инициативное бюджетирование в странах Центральной Азии и Закавказья: предпосылки и пути развития, с. 56-71
Аннотация
В статье рассмотрен опыт реализации инициативного бюджетирования в ряде стран Центральной Азии и Закавказья, проанализированы процессы вовлечения граждан в бюджетные решения, определены нормативные, финансовые и организационные особенности складывающейся структуры управления данной финансовой инновацией. Эффективное участие граждан способствует формированию более сбалансированных и справедливых бюджетов, отражающих реальные потребности общества. Развитие инициативного бюджетирования в Республике Узбекистан можно охарактеризовать как динамичное, с особым акцентом на модернизацию и цифровизацию процессов гражданского участия, что позволило значительному числу жителей страны влиять на выбор приоритетов расходования доли средств государственного бюджета. В Кыргызской Республике данный подход оказался весьма плодотворным на уровне местного самоуправления, где граждане активно влияют на распределение ограниченных ресурсов, улучшая качество жизни в своих сообществах. Финансовые органы Республики Армения видят в инициативном бюджетировании способ укрепления доверия между государством и обществом, а также повышения эффективности использования бюджетных средств. Исполнительные органы власти Республики Казахстан, в свою очередь, делают ставку на внедрение передовых технологий, стремясь повысить прозрачность и доступность бюджетных данных для широкого круга пользователей. В большинстве стран Центральной Азии и Закавказья ключевую роль в развитии инициативного бюджетирования играют финансовые органы республиканского и местного уровней. Статья будет интересна исследователям, специализирующимся на изучении бюджетно-финансовых тенденций и гражданской активности в этих странах.
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, партисипаторное бюджетирование, открытый бюджет, вовлечение граждан, бюджет народного участия
JEL: H72, H76, H79, G28, F55, R58
Для цитирования: Вагин В. В., Петрова И. В., Кураколов М. В. Инициативное бюджетирование в странах Центральной Азии и Закавказья: предпосылки и пути развития // Финансовый журнал. 2025. Т. 17. № 2. С. 56–71. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2025-2-56-71.
© Вагин В. В., Петрова И. В., Кураколов М. В., 2025
Ming Zhuang (Мин Чжуан)
Review of Participatory Budgeting Practices in China (Обзор практики партисипаторного бюджетирования в Китае), с. 72-81
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются вопросы развития и реализации партисипаторного бюджетирования (ПБ) в городах Китая, таких как Пекин, Цзяоцзо, Шэньчжэнь. Описаны особенности городских практик ПБ, уровень и масштабы участия граждан. Анализируется влияние политических и институциональных факторов на эффективность ПБ. Отдельное внимание уделяется роли цифровых технологий в повышении открытости бюджетного процесса, расширении возможностей участия граждан в партисипаторном бюджетировании и усилении общественного контроля. В заключение обсуждаются перспективы развития ПБ в Китае, необходимость законодательных реформ, внедрения цифровых решений и рекомендаций международных сравнительных исследований, которые помогут сделать этот механизм более устойчивым и эффективным.
Ключевые слова: партисипаторное бюджетирование в Китае, общественные финансы, гражданское вовлечение, цифровое управление, участие граждан
JEL: H61, H83, P35
Для цитирования: Ming Zhuang (2025). Review of Participatory Budgeting Practices in China. Financial Journal, 17 (2), 72–81.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2025-2-72-81.
© Ming Zhuang, 2025
О. Ю. Дмитриева, Е. Н. Кадышев, П. Г. Горбунова, А. О. Патьянова
Региональная практика координации мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, с. 82-99
Аннотация
Финансовая грамотность населения играет важную роль в устойчивом социально-экономическом развитии страны. Российские регионы вовлечены в процесс финансового просвещения граждан в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 г. Вместе с тем в каждом регионе осуществляется свой подход к организации системы финансового просвещения, способствующей передаче финансовых знаний и навыков всем категориям граждан. Координация взаимодействия участников этого процесса на региональном уровне является одним из значимых факторов функционирования данной системы. Это актуализирует необходимость анализа региональной практики в сфере повышения финансовой грамотности населения. В статье представлен механизм координации участников финансового просвещения населения на примере Чувашской Республики. Данный механизм включает в себя единый орган для общей координации, реализации и мониторинга мероприятий; единую структуру, определяющую способ получения и распространения информации среди участников процесса; экспертное сопровождение мероприятий. На уровне субъекта Российской Федерации опорной точкой для развития системы финансового просвещения сегодня выступает региональный центр финансовой грамотности населения. Также определены актуальные факторы, оказывающие влияние на развитие системы финансового просвещения населения. Среди них: создание инфраструктуры и технологий в области финансового образования и просвещения; подготовка и переподготовка кадров в рамках компетенций по финансовой грамотности; механизмы поддержки волонтерского движения..
Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовое просвещение, координация, региональная практика, население
JEL: D14, G10, R10
Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 24-28-20497) и Чувашской Республики, https://rscf.ru/project/24-28-20497/.
Для цитирования: Дмитриева О. Ю. и др. Региональная практика координации мероприятий по повышению финансовой грамотности населения // Финансовый журнал. 2025. Т. 17. № 2. С. 82–99. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2025-2-82-99.
© Дмитриева О. Ю., Кадышев Е. Н., Горбунова П. Г., Патьянова А. О., 2025
А. С. Ларионов
Роль государства в создании и развитии экосистемы венчурных инвестиций, стартапов и технологических инноваций
в экономике Израиля, с. 100-121
Аннотация
Государственные программы поддержки, развития и стимулирования венчурных инвестиций, реализованные в государстве Израиль в период 1990–2024 гг., создали экосистему инноваций мирового уровня. Это исследование посвящено роли государства в стимулировании венчурных инвестиций внутри страны в рамках создания и развития технологических секторов экономики. Автор предлагает комплексный взгляд на систему государственной поддержки венчурных инвесторов через призму исторического опыта Израиля, выявляя элементы успешной поддержки венчурных инвесторов, которые можно воспроизвести в других странах. Рассмотрены преимущества и недостатки ключевых государственных программ поддержки экосистемы инноваций — Magnet, Magneton, Magnet Consortia, Tnufa, Yozma, Yozma-2, Superfund, программы инкубаторов и акселераторов. Проведена оценка результативности государственных программ поддержки через анализ влияния на ключевые показатели эффективности венчурной экосистемы Израиля. Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью государственных институтов и программ в поддержке и стимулировании инновационной экономики, развития малых технологических компаний, привлечения венчурных инвестиций для достижения технологического суверенитета страны.
Ключевые слова: стартапы, государство, экосистема, технологии, инновации, венчурные инвестиции, программы
JEL: G21, G23, G24, O30
Для цитирования: Ларионов А. С. Роль государства в создании и развитии экосистемы венчурных инвестиций, стартапов и технологических инноваций в экономике Израиля // Финансовый журнал. 2025. Т. 17. № 2. С. 100–121. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2025-2-100-121.
© Ларионов А. С., 2025
П. О. Щукина, П. А. Лавриненко, А. Г. Мирзоян, А. А. Галич
Связь качества корпоративного управления и дивидендных выплат компаний российского фондового рынка:
подход на основе индекса качества, с. 122-136
Аннотация
Статья посвящена анализу влияния качества корпоративного управления на величину дивидендных выплат. Целью исследования является оценка связи между степенью соблюдения рекомендаций Банка России по корпоративному управлению и дивидендными выплатами компаний на российском фондовом рынке. Новизна данной работы заключается в использовании индекса, позволяющего оценить качество корпоративного управления в российских компаниях на основе степени соблюдения требований семи разделов Кодекса корпоративного управления Банка России. В ходе анализа выборки из 28 публичных компаний российского фондового рынка за период с 2010 по 2022 г. при помощи регрессионных моделей с фиксированными эффектами была обнаружена положительная связь между степенью соблюдения рекомендаций Банка России и дивидендными выплатами. Это согласуется с моделью результата: чем качественнее корпоративное управление, тем выше уровень дивидендных выплат.
Ключевые слова: корпоративное управление, кодекс корпоративного управления, дивидендные выплаты, дивидендная доходность, компания, модель результата
JEL: G34, G35
Для цитирования: Щукина П. О., Лавриненко П. А., Мирзоян А. Г., Галич А. А. Связь качества корпоративного управления и дивидендных выплат компаний российского фондового рынка: подход на основе индекса качества // Финансовый журнал. 2025. Т. 17. № 2. С. 122–136.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2025-2-122-136.
© Щукина П. О., Лавриненко П. А., Мирзоян А. Г., Галич А. А., 2025