Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

«Финансовый журнал» № 6(52) ноябрь-декабрь 2019

СОДЕРЖАНИЕ

Е. Т. Гурвич
Долгосрочные тренды пенсионной политики в мире
, с. 9-26
Аннотация. В работе рассматривается эволюция пенсионной политики развитых и развивающихся стран за последние 50 лет. Показано, что на рубеже XX и XXI вв. в этой сфере произошли кардинальные изменения, важной причиной которых, вероятно, послужило прогнозируемое резкое ускорение процесса старения населения. Если в 1980-е и 1990-е гг. пенсионные реформы были направлены во многом на расширение охвата нетрудоспособного населения пенсионными правами и повышение размеров пенсий, то в последние десятилетия приоритеты сместились в сторону обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионных систем. Процесс проведения пенсионных реформ ускорился, существенно увеличилась доля реформ, нацеленных на предотвращение дальнейшего роста пенсионных расходов, а ведущим инструментом решения данной задачи стало повышение пенсионного возраста. Все большее распространение получает также применение относительно новых механизмов пенсионного страхования — систем с установленными взносами (которые включают как накопительные, так и некоторые распределительные системы). В целом происходящие изменения можно охарактеризовать как поворот от экстенсивной к интенсивной пенсионной политике.
Ключевые слова: пенсионные реформы, старение населения, пенсионный возраст, долгосрочная бюджетная сбалансированность.
JEL: H55, J11, J18, J26
Для цитирования: Гурвич Е. Т. Долгосрочные тренды пенсионной политики в мире // Финансовый журнал. 2019. № 6. С. 9–26. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-6-9-26

Подробнее ...

Е. Н. Тимушев
Федеральные межбюджетные трансферты и уровень внутрирегиональной бюджетной децентрализации в России, с. 27-42
Аннотация. В статье рассматриваются возможности федерального уровня бюджетной системы России по расширению полномочий муниципальных органов власти (относительно полномочий органов власти регионов). Целесообразность подобных мер связана с потенциалом положительных эффектов внутрирегиональной (местной) бюджетной децентрализации для развития экономики, а также с текущей тенденцией снижения ее уровня. Обнаружено, что политика Минфина России способна влиять на фискальные стимулы региональных финансовых администраций в направлении роста местной децентрализации. Повышение роли дотаций на выравнивание, рост применения дотаций на сбалансированность и субсидий вместе с мерами по росту эффективности их выделения способствуют росту местной децентрализации. Продолжив реализацию данных мер, федеральные органы управления могут повысить результативность собственной политики межбюджетных отношений и увеличить вероятность осуществления соответствующих действий в регионе. С методологической точки зрения обнаружена несостоятельность показателя «Доля местных бюджетов в общих налоговых доходах, собранных в регионе» как индикатора местной бюджетной децентрализации.
Ключевые слова: федеральные межбюджетные отношения, перераспределение, межбюджетное выравнивание, показатели децентрализации, федеральные округа, пробит-регрессия.
JEL: H77
Для цитирования: Тимушев Е. Н. Федеральные межбюджетные трансферты и уровень внутрирегиональной бюджетной децентрализации в России // Финансовый журнал. 2019. № 6. С. 27–42. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-6-27-42.

Подробнее ...

Н. С. Кострыкина, Е. В. Захаренкова
Перенос налоговых убытков в странах ОЭСР и БРИКС, с. 43-56
Аннотация. Возможность переноса убытков прошлых лет на будущие периоды для целей налогообложения прибыли является важным условием для бизнеса. В связи с этим ограничения на зачет таких убытков, устанавливаемые государством, также оказывают чувствительное воздействие на налогоплательщиков. Цели исследования — сопоставить российские условия переноса убытков с общемировыми, выявить тенденции в этой сфере за последние десять лет, а также сделать выводы о вариантах развития российского подхода. В процессе исследования применялись методы: наблюдение и сбор фактов, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, статистические методы, системный подход. Авторы изучили положения налогового законодательства 41 страны, из которых 36 стран — участницы ОЭСР и 5 стран — участницы БРИКС. Кроме того, для выявления актуальных тенденций были рассмотрены как актуальные положения налогового законодательства, так и положения десятилетней давности, а также в ряде случаев и иные изменения законодательства, произошедшие в 2008–2018 гг. Исследование показало, что по состоянию на 2018 г. возможность перенести убыток, полученный организацией в текущем налоговом периоде при исчислении налога на прибыль/доходы, на будущие налоговые периоды предусмотрена во всех странах ОЭСР и БРИКС. При этом только в девяти из 41 страны в выборке существует возможность переноса убытков на предыдущие налоговые периоды. Законодательства многих из рассмотренных стран ограничивают перенос убытков: 28 из 41 страны в выборке ограничивают либо срок переноса, либо размер налоговой базы, против которого могут быть зачтены убытки прошлых лет. Также в рассмотренных странах наблюдается тенденция очевидного ужесточения правил переноса налоговых убытков. Авторы делают вывод о том, что в целом российские правила зачета убытков прошлых лет сопоставимы с общемировыми. В то же время ситуация, когда 50-процентное ограничение на налоговую базу станет постоянным или долгосрочным, явно ухудшит положение бизнеса. По мнению авторов, российские законодатели понимают всю сложность стоящего перед ними вопроса, в связи с чем решения по нему будут крайне осторожными и ситуативными.
Ключевые слова: налогообложение прибыли, перенос убытков, ограничение на перенос убытков, перенос убытков на предыдущие налоговые периоды, зарубежный опыт, страны ОЭСР, БРИКС.
JEL: H20, H25, N40
Для цитирования: Кострыкина Н. С., Захаренкова Е. В. Перенос налоговых убытков в странах ОЭСР и БРИКС // Финансовый журнал. 2019. № 6. С. 43–56. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-6-43-56.

Подробнее ...

М. И. Куделич
Прямое соглашение в проектах с государственным участием: сравнительно-правовой анализ, с. 57-69
Аннотация. На протяжении последних лет Российская Федерация принимала ряд мер, направленных на развитие действующего законодательства с целью создания привлекательных, стабильных и прозрачных условий для притока частных инвестиций в проекты с государственным участием, с одной стороны, и снижения финансового бремени на бюджетную систему — с другой. В настоящее время инструментарий предоставления инвесторам специальных правовых режимов осуществления хозяйственной деятельности (таких как особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития, промышленные технопарки, кластеры и индустриальные парки, специальные налоговые режимы, зоны территориального развития и т. д.) в достаточной степени реализован в системе российского законодательства и хозяйственной практики. Вместе с тем следует признать наличие существенных пробелов в использовании международно признанных инструментов содействия инвесторам в рамках договорных правоотношений. Иными словами, на сегодняшний день в рамках поддержки реализации инвестиционных проектов с участием государства сформирована необходимая институциональная, но не договорная среда, наличие которой является непременным требованием для привлечения частных, в том числе иностранных инвестиций. В связи с этим в статье рассматривается один из ключевых элементов международной практики поддержки реализации инвестиционных проектов с участием государства — прямое соглашение с финансирующим лицом (Direct Agreement), а также проводится сравнительно-правовой анализ такой практики с российской системой правового регулирования. В статье сделаны выводы о необходимости расширения возможностей использования прямых соглашений в инвестиционных проектах с государственным участием в России и сформулированы предложения по приведению их положений в соответствие с лучшими мировыми стандартами.
Ключевые слова: прямое соглашение, инвестиционный проект, частные инвестиции, старший кредитор (инвестор), государство.
JEL: К12, L32
Для цитирования: Куделич М. И. Прямое соглашение в проектах с государственным участием: сравнительно-правовой анализ // Финансовый журнал. 2019. № 6. С. 57–69. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-6-57-69.

Подробнее ...

В. Н. Парахина, О. А. Борис, Р. М. Устаев, Г. В. Воронцова, О. Н. Момотова
Возможность применения механизма ГЧП при реализации проектов «умного города», с. 70-82
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена поиском источников финансирования и инструментов для реализации проектов по созданию инфраструктуры управления городским хозяйством с применением цифровых технологий. На федеральном уровне проект «Умный город» включен в систему национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика», а также в государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Это актуализирует оценку возможности использования государственно-частного партнерства (ГЧП) для реализации проектов «умного города» на федеральном и региональном уровнях. Целью работы является исследование подходов к оценке преимуществ и применимости ГЧП как механизма привлечения средств частных инвесторов в создание инфраструктуры городского хозяйства с применением цифровых технологий. Методология исследования включает совокупность методов сравнительного анализа, балльно-рейтинговых и экспертных оценок в части финансирования инфраструктурных проектов развития городского хозяйства. Проведен анализ теоретических подходов к оценке способности стран осуществлять финансово устойчивые и эффективные проекты ГЧП с учетом международного инструмента — индекса Infrascope. Показано, что возможность реализации проектов ГЧП имеет признаки бинарности, но при этом оценка приемлемости той или иной организационно-правовой формы должна производиться с учетом сравнительного преимущества ГЧП перед бюджетной закупкой. По результатам анализа самыми востребованными и реальными формами реализации ГЧП, если объектом являются информационно-коммуникационные технологии, выступают соглашения (концессионные соглашения).
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, форма реализации, модель, финансовые ресурсы, цифровизация, «умный город», городское хозяйство, бюджетное финансирование.
JEL: H54, F15, O19, R58
Для цитирования: Парахина В. Н., Борис О. А., Устаев Р. М., Воронцова Г. В., Момотова О. Н. Возможность применения механизма ГЧП при реализации проектов «умного города» // Финансовый журнал. 2019. № 6. С. 70–82. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-6-70-82.
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-510-40001 / Аbh-a.

Подробнее ...

I.A. Yakovlev, S.I. Nikulina
Indonesia’s Strategy for Sustainable Finance (Стратегия Индонезии в области устойчивого финансирования), с. 83-95
Аннотация. Вопрос обеспечения перехода к устойчивому экологически ориентированному росту — один из ключевых в повестке дня мирового сообщества. В итоговой декларации саммита G20, прошедшего в 2018 г. в Буэнос-Айресе, лидеры стран «Группы двадцати» заявили о поддержке Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года в качестве основы для такого перехода. В настоящее время страны ведут активный поиск ресурсов для финансирования проектов в области устойчивого развития, способствующих «зеленому» росту. Индонезия приняла и реализует «дорожную карту» по развитию устойчивого финансирования. Цель статьи — определить ключевые элементы стратегии Индонезии по развитию устойчивого финансирования. В исследовании описаны ключевые элементы плана действий Индонезии по внедрению факторов устойчивости в национальную финансовую систему и особенности формируемой системы регулирования деятельности финансовых институтов в области устойчивого финансирования, включая рынок «зеленых» облигаций. Стратегия Индонезии по развитию устойчивого финансирования характеризуется наличием ясных целей и принципов устойчивого финансирования, четкого плана действий с конкретными сроками выполнения задач, поэтапным подходом к внедрению факторов устойчивости в национальную финансовую систему и комплексным характером системы регулирования, выстраиваемой на национальном уровне. Накопленный этой страной опыт в области устойчивого финансирования полезен для Российской Федерации, которая в настоящее время формирует собственную политику в данной сфере.
Ключевые слова: устойчивое развитие, устойчивое финансирование, «зеленая» экономика, низкоуглеродный экономический рост, экологически благоприятные проекты, «зеленые» инвестиции, «зеленые» облигации.
JEL: G28, Q56, Q01
Для цитирования: Yakovlev I.A., Nikulina S.I. Indonesia’s Strategy for Sustainable Finance. Financial Journal, 2019, no. 6, pp. 83–95 (In Russ.). DOI: 10.31107/2075-1990-2019-6-83-95

Подробнее ...

Н. Ю. Танющева
Предпосылки «антиотмывочного» регулирования в современной экономической теории, с. 96-107
Аннотация. Обретение Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — FATF (Financial Action Task Force) — статуса межправительственной организации и публикация ею в 1990 г. первой редакции «антиотмывочных» стандартов (Anti-Money Laundering — 40 Рекомендаций FATF) не осталось незамеченным учеными разных направлений. В публикациях экономистов исследуются отдельные повторяющиеся взаимосвязи при отмывании денег через финансовые организации, а также принципы, задачи, финансовый инструментарий «антиотмывочного» контроля, формируемого и реализуемого правительствами и финансовыми организациями во исполнение стандартов FATF. При этом все авторы упоминают стандарты FATF как нечто незыблемое, не подлежащее обсуждению. Теория и методология «антиотмывочного» регулирования как целенаправленного управляющего воздействия на финансовые институты, национальные финансовые системы, международные финансы, макроэкономику развиваются фрагментарно. В статье представлен результат обобщенного исследования известных форм наднационального регулирования отдельных секторов финансов с акцентом на вектор их эволюции, а также предпосылки «антиотмывочного» регулирования, связанные с негативным воздействием отмывания денег на экономику и общество.
Ключевые слова: «антиотмывочное» регулирование, FATF, отмывание денег, «антиотмывочный» режим.
JEL: Е26, F38, F65
Для цитирования: Танющева Н. Ю. Предпосылки «антиотмывочного» регулирования в современной экономической теории // Финансовый журнал. 2019. № 6. С. 96–107. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-6-96-107

Подробнее ...

Н. К. Кучукова, Л. А. Талимова
Финансово-экономическое развитие Казахстана: реализация инвестиционных возможностей, с. 108-125
Аннотация. Статья посвящена исследованию инвестиционных возможностей Казахстана для ускоренной технологической модернизации экономики, поскольку в условиях новой глобальной реальности инновационная индустриализация страны является важнейшим приоритетом новой модели экономического роста. В статье анализируется проблема отсутствия достаточных финансовых средств для качественного обновления основных фондов промышленности. Для Республики Казахстан наиболее привлекательными источниками финансирования индустриально-инновационной деятельности являются иностранные инвестиции, а также расширение возможностей банковского кредитования на основе синдицированных кредитов и венчурного инвестирования. Важным условием привлечения в страну наряду с прямыми иностранными инвестициями портфельных инвестиций является развитие фондового рынка, в частности Международного финансового центра «Астана», который будет способствовать приходу на казахстанский рынок капитала крупных институциональных и частных инвесторов. Делается вывод о том, что для привлечения потенциальных инвесторов на казахстанский рынок необходимо также снизить налоги, т. к. в Казахстане высока совокупная норма налогообложения. Наряду с этим следует ввести стимулирующие льготы на инвестирование в сфере обрабатывающей промышленности, поскольку в настоящее время основная масса инвестиций приходится на добывающую отрасль.
Ключевые слова: финансово-экономическое развитие, модернизация экономики, инвестиционные возможности, Казахстан, источники финансирования инвестиций, банковское кредитование, финансовый рынок.
JEL: H54
Для цитирования: Кучукова Н. К., Талимова Л. А. Финансово-экономическое развитие Казахстана: реализация инвестиционных возможностей // Финансовый журнал. 2019. № 6. С. 108–125. DOI: 10.31107/2075-1990-2019-6-108-125.

Подробнее ...

 



 

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990