Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

«Финансовый журнал» Том 12 №3 2020

СОДЕРЖАНИЕ

М. Ю Малкина, И. А Моисеев
Эндогенность предложения денег в российской экономике в условиях смены монетарного режима, с. 8-27
Аннотация. В статье исследуется эндогенность денежного предложения в российской экономике в контексте изменения монетарного режима. Обобщены и проанализированы основные концепции совре- менной теории эндогенных денег и описаны подходы различных авторов к изучению влияния финансовых инноваций и монетарных режимов на эндогенность денежной массы. В эмпирической части работы тестировалась эндогенность происхождения денежной массы в рос- сийской экономике в 2010–2018 гг. на основе тестов Грейнджера на причинность и Йохансена на коинтеграцию, а также построения моделей VAR и VECM. Для этого использовались помесячные данные показателей денежной сферы (денежный агрегат M2, денежная база, мультипликатор), бан- ковской сферы (кредиты, депозиты, процентная ставка по кредитам) и трансакционного сектора экономики (обороты оптовой и розничной торговли). Временные ряды разделены на два интервала: 2010–2013 гг. и 2014–2018 гг., когда произошло изменение монетарного режима (введение ключевой ставки, изменение системы рефинансирования, переход к инфляционному таргетированию и плавающему валютному курсу рубля). В результате исследования были получены доказательства эндогенности происхождения денежной массы в российской экономике в обоих периодах, причем подтверждение скорее нашли гипо- тезы структурализма и предпочтения ликвидности. Показано, что в 2010–2013 гг. на увеличение потребности экономики в деньгах в краткосрочном периоде реагировали в основном коммерче- ские банки (через изменение банковского мультипликатора), а в долгосрочном — Центральный банк (через изменение денежной базы). В 2014–2018 гг. Банк России демонстрировал уже более оперативное подстраивание предложения денег к спросу на них, что отражалось в реагировании денежной базы в краткосрочном периоде. Между тем в данном периоде также усилилась роль коммерческих банков в кредитовании экономики за счет управления собственными ресурсами, что нашло отражение в реакции банковского мультипликатора на рост деловой активности в стра- не. Все это свидетельствовало об усилении эндогенности денежного предложения в российской экономике. Кроме пассивного приспособления нами был обнаружен особый активизм в денеж- ной сфере, когда инициатива создания денег исходила не столько от монетарных властей, сколь- ко от коммерческих банков, борющихся за рыночную долю в условиях обострения банковской конкуренции и снижения банковской маржи.
Ключевые слова: теория эндогенного предложения денег, аккомодализм, структурализм, коинтеграция временных рядов, тест Грейнджера на причинность, денежно-кредитная политика
JEL: E51
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00716.
Для цитирования: Малкина М. Ю., Моисеев И. А. Эндогенность предложения денег в российской экономике в условиях смены монетарного режима // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. No 3. С. 8–27. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-8-27.

Подробнее ...

М. В. Мильчаков
Реализация национальных проектов в регионах в условиях противодействия коронавирусной инфекции, с. 28-47
Аннотация. В современных условиях национальные проекты стали важной опорой для дальнейшего социально-экономического развития регионов России. Это обстоятельство подчеркивает актуальность и важность адекватного финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных национальными проектами, с учетом региональной специфики. На реализацию мероприятий национальных проектов приходится около 1/3 бюджетных ассигнований в общем объеме межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ. Уровень вовлеченности отдельных субъектов РФ в нацпроектные мероприятия отличается: у 30 регионов вес безвозмездных поступлений из федерального бюджета на реализацию национальных проектов в региональных доходах составляет от 10 до 15 %, у 32 субъектов РФ — от 5 до 10 %. В статье дается оценка устойчивости региональных бюджетов с учетом мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции при трех сценарных условиях, определены возможные выпадающие доходы консолидированных бюджетов регионов. Представлены предложения по совершенствованию управления национальными проектами в случае реализации «сложного» сценария развития пандемии.
Ключевые слова: межбюджетные отношения, межбюджетные трансферты, национальные проекты, дотации, межбюджетные субсидии, федеральный бюджет, бюджеты регионов, коронавирусная инфекция, пандемия, COVID-19
JEL: H61, H72, H77, R58
Для цитирования: Мильчаков М. В. Реализация национальных проектов в регионах в условиях противодействия коронавирусной инфекции // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 28–47. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-28-47.

Подробнее ...

И. В. Кивико, Н. И. Малис
Налоговый потенциал Республики Крым, с. 48-59
Аннотация. Вступление Республики Крым в состав Российской Федерации создало проблемы адаптации республики к бюджетному и налоговому законодательству России. Большинство из этих проблем уже решены, но ряд вопросов еще остается. Применение в Крыму российского налогового законодательства первоначально привело к падению собственных доходов регионального бюджета, но постепенно ситуация стала улучшаться. С целью развития бизнеса на территории Республики Крым необходимо было применить гибкий налоговый механизм, включающий в себя создание свободной экономической зоны и механизма варьирования налоговыми ставками по специальным налоговым режимам, и эта задача последовательно решается. Главная задача настоящего времени — добиться снижения уровня теневой экономики за счет налогового администрирования, введения налога на профессиональный доход и механизма регистрирования объектов недвижимости. Предполагаемая отмена ЕНВД, являющегося существенным доходом местных органов власти, не сможет быть компенсирована патентной формой налогообложения или другими источниками. Необходимо изменение бюджетного законодательства по распределению налоговых поступлений между местными бюджетами как по основным налогам, так и по специальным налоговым режимам даже в условиях роста поступлений по НДФЛ в результате увеличения налоговой базы и включения в состав региональных налогоплательщиков обособленных подразделений.
Ключевые слова: Республика Крым, налоговая политика, бюджет, доходы, НДФЛ, налог на прибыль, специальные налоговые режимы, налоговый потенциал
JEL: Е63, Н22
Для цитирования: Кивико И. В., Малис Н. И. Налоговый потенциал Республики Крым // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 48–59. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-48-59.

Подробнее ...

В. В. Дербенева, Е. А. Захарчук, А. Ф. Пасынков
Развитие инициативного бюджетирования в регионах РФ (на примере Свердловской области), с. 60-75
Аннотация. В статье рассматривается опыт внедрения практики инициативного бюджетирования в российских регионах. Рассмотрение российского и зарубежного опыта показало, что в нашей стране складывается уникальный опыт и особая форма бюджетирования на основе общественного участия, поэтому сравнительный анализ мировой и отечественной эффективности таких практик существенно затруднен. В связи с этим в отечественной литературе пока не сложилось единого подхода к оценке эффективности инициативного бюджетирования. На примере Свердловской области рассмотрен опыт внедрения инициативного бюджетирования (ИБ) в регионах, выделены специфичные черты реализации практик ИБ, структура и направления использования финансовых ресурсов в муниципальных образованиях регионов. В рамках инициативного бюджетирования выделен особый опыт г. Екатеринбурга, который за счет собственных средств развивает инициативное бюджетирование в муниципальном образовании без софинансирования из областного бюджета начиная с 2019 г. В заключение отмечены общие проблемы и особенности муниципальных образований Свердловской области, возникающие при реализации практики инициативного бюджетирования. В качестве основных факторов успешного включения муниципальных образований в программы ИБ отмечены инициативность местных органов власти и уровень жизни населения территории.
Ключевые слова: инициативное бюджетирование, Свердловская область, муниципальные образования, софинансирование, самообложение граждан
JEL: H72, H76, H79
Благодарности: Публикация подготовлена в соответствии с государственным заданием для ФГБУН Института экономики УрО РАН на 2020–2022 гг.
Для цитирования: Дербенева В. В., Захарчук Е. А., Пасынков А. Ф. Развитие инициативного бюджетирования в регионах РФ (на примере Свердловской области) // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 60–75. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-60-75.

Подробнее ...

Д. В. Брызгалов, Ю. В. Грызенкова, А. А. Цыганов
Перспективы цифровизации страхового дела в России, с. 76-90
Аннотация. Предмет. Страхование и страховая деятельность в условиях цифровой экономики. Тема. Актуальность темы обусловлена потребностью в определении специфики страхования в условиях цифровой экономики, а также в проведении исследования по оценке практического применения новых цифровых технологий на российском страховом рынке. В имеющихся работах российских и зарубежных авторов проблематика практического использования процессов цифровизации российскими страховщиками системно не рассматривалась. Цель. Теоретическое обоснование изменений категории страхования в условиях цифровизации экономики и изучение практической реализации цифровых технологий на российском страховом рынке. Метод. В работе рассматриваются результаты конъюнктурного исследования 30 ведущих российских страховщиков по вопросам цифровизации страхового рынка, направленного на выявление проблем и перспектив данного процесса в России. Результаты. Дано теоретическое определение цифрового страхования и показана его дуальность в условиях цифровой экономики, связанная со страхованием специфических цифровых рисков и с внедрением новых цифровых технологий (цифровизацией). Разработаны и рассчитаны показатели цифровизации страховой деятельности, в частности, показатель использования и проникновения цифровых технологий. Рассмотрены и объяснены результаты исследования по востребованности страховыми компаниями новых цифровых технологий по бизнес-процессам. Классифицированы цифровые риски, показаны особенности реализации киберрисков, рисков искусственного интеллекта и интернета вещей. Оценены перспективы использования страховщиками цифровых технологий на ближайшую перспективу. Область применения. Результаты исследования могут быть использованы страховыми компаниями для оценки конкурентного окружения в части использования цифровых технологий и в процессе стратегического планирования, а также государственными органами для оценки состояния дел и перспектив участия страхового рынка в формировании цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровое страхование, цифровизация, страховой рынок, цифровые технологии, цифровая экономика
JEL: G22, M15
Для цитирования: Брызгалов Д. В., Грызенкова Ю. В., Цыганов А. А. Перспективы цифровизации страхового дела в России // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 76–90. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-76-90.

Подробнее ...

Л. А. Петрова, Т. Е. Кузнецова
Цифровизация банковской системы: цифровая трансформация среды и бизнес-процессов, с. 91-101
Аннотация. В статье представлены ключевые аспекты развития банковского сектора в условиях цифровизации — тренды развития цифровых технологий банка, изменения под их влиянием бизнес-процессов, банковских продуктов и услуг, моделей обслуживания и развития собственной экосистемы. Анализ отечественной и зарубежной практики использования цифровых технологий при планировании, мониторинге и оценке управленческих решений позволил сформулировать предложения по приоритетным направлениям применения цифровых технологий в рамках дальнейшего освоения принципов и процедур управления по результатам. Проведенное исследование определило, что цифровая трансформация среды и бизнес-процессов будет являться главным направлением развития любого бизнеса, в том числе и банковского. Более того, развитие банковской системы на основе использования сквозных технологий позволит решить многие проблемы. Например, такие сквозные технологии, как машинное обучение, искусственный интеллект, блокчейн, P2P-кредитование, робоэдвайзинг ускорят проведение технологических изменений, персонализируют предложения, увеличат скорость банковских операций, повысят точность расчетов, снизят риск умышленного искажения отчетных данных. При постановке и решении задач использовались методы анализа, моделирования и аналогии. В результате исследования было определено понятие цифрового банка, выявлены проблемы и перспективы применения цифровых технологий в банковском секторе, предложены основные направления для достижения успеха при цифровой трансформации среды и бизнес-процессов в банке.
Ключевые слова: цифровой банк, банковский сектор, цифровые технологии, омниканальный способ обслуживания, машинное обучение, искусственный интеллект, блокчейн
JEL: G20
Для цитирования: Петрова Л. А., Кузнецова Т. Е. Цифровизация банковской системы: цифровая трансформация среды и бизнес-процессов // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 91–101. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-91-101.

Подробнее ...

С. А. Переход
Макроэкономическая стабильность и микропруденциальное регулирование внешнего корпоративного долга России, с. 102-113
Аннотация. Статья посвящена исследованию рисков внешнего корпоративного долга России и инструментов нивелирования текущих шоков (санкций, глобальной рецессии из-за пандемии COVID-19, низких цен на нефть) для обеспечения макроэкономической стабильности. Проведена детальная декомпозиция долга и анализ вероятных уязвимостей, сделан вывод о наиболее значимом риске перекладывания корпоративных обязательств на государственные финансы. На основе выборки динамики долга за 2006–2019 гг. (56 наблюдений) показано более активное наращивание заимствований государственными компаниями (в сравнении с частным сектором), введено понятие «опцион господдержки». Уточнено определение финансовой стабильности в контексте долговой устойчивости. На основании выявленных рисков сделан вывод о необходимости координации заемной политики госкомпаний на внешних рынках и предложены элементы стратегии снижения угроз для страны. Проведено сопоставление микро- и макропруденциального подходов и особенности их применения в открытой экономике — экспортере сырья.
Ключевые слова: внешний корпоративный долг, макропруденциальная политика, финансовая стабильность, риск-менеджмент
JEL: F34, H63, G32
Для цитирования: Переход С. А. Макроэкономическая стабильность и микропруденциальное регулирование внешнего корпоративного долга России // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 102–113. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-102-113.

Подробнее ...

Н. Д. Хурмуз
Управление по результатам в государственном секторе: возможности для Сирии (рус., англ.), с. 114-135
Аннотация. В условиях проведения государственно-правовой реформы в Сирии особую актуальность приобретает проблема повышения эффективности государственного управления и отдельных его элементов. Сложившаяся на данный момент система социальных стандартов и гарантий оказалась непригодной для условий рыночной экономики. Нарастающие проблемы в экономике: падение ВВП, сокращение доходов бюджета и рост его дефицита — усугубляют проблемы в социальной сфере и снижают доступ к государственным услугам. В связи с этим ограниченность бюджетных средств существенно уменьшила общественные фонды потребления, в результате определенные услуги стали почти недоступными в условиях низкой покупательной способности населения. В статье обоснована необходимость модернизации системы управления в соответствии с требованиями демократического государства с социально ориентированной экономикой. Модернизация должна быть направлена прежде всего на внедрение бюджетирования и систем, способствующих повышению качества услуг, предоставляемых органами государственной власти. В ходе теоретического и методологического осмысления процессов совершенствования деятельности органов государственной власти Сирии и других государств, находящихся в аналогичных условиях, был сделан вывод об актуальности перехода от устаревших форм и методов управления к современным, где целеполагание и реализация задач по достижению целей осуществляются в каждом отдельном субъекте управления, а постановка целей ориентирована на четко определенный результат. Обосновано, что таким механизмом может быть внедрение бюджетирования и управления по результатам (performance management) в государственное управление.
Ключевые слова: управление по результатам, ориентация на результат, цели, органы государственного управления, государственная власть
JEL: H11, H50, P21
Для цитирования: Хурмуз Н. Д. Управление по результатам в государственном секторе: возможности для Сирии // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 3. С. 114–135. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-3-114-135.

Подробнее ...

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990