«Финансовый журнал» Том 13 №5 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Проблемы и перспективы развития «зеленой» экономики в России, с. 8-10
И. А. Яковлев, Л. С. Кабир, С. И. Никулина
Изменения климатической политики и финансовых стратегий ее реализации в ЕС и России, с. 11-88
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью реагирования на возросшие климатические риски, которая вынуждает страны разрабатывать климатическую политику, способную эффективно отвечать на вызовы устойчивого развития и защищать национальные экономические интересы. Трансформация климатической политики влечет за собой необходимость переориентации потоков капитала из «грязных» секторов экономики в «зеленые» и внедрения экологических факторов в процесс принятия финансовых и инвестиционных решений. В настоящее время в ЕС активно формируется система климатического финансирования, которая окажет влияние и на российскую экономику. Основная цель этой статьи — охарактеризовать процесс трансформации климатической политики и финансовых стратегий ее реализации в ЕС и России под влиянием глобальной климатической повестки. В статье проанализированы объемы и источники мобилизуемого ЕС климатического финансирования, а также инструменты региональной поддержки в переходный период. Раскрыты происходящие в настоящее время изменения в государственной климатической политике Российской Федерации. Сделаны следующие выводы. ЕС является ярким примером того факта, что тема изменения климата давно уже перешла из формата дискуссий в практическую плоскость — активной реализации конкретных мер. Российская Федерация значительно отстает от ЕС как в мобилизации финансовых ресурсов для обеспечения перехода к низкоуглеродной экономике, так и в развитии доказавших свою эффективность инструментов контроля выбросов, позволяющих стимулировать снижение выбросов парниковых газов и выполнять обязательства в рамках Парижского соглашения. Сегодня страна проходит этап переформатирования национальной климатической политики, уточняются принципы построения системы торговли выбросами, разрабатывается таксономия климатических и «зеленых» проектов. На первом месте находится проблема построения рамок климатического регулирования. Формирование финансовых основ модернизации национальной промышленности, по всей видимости, станет следующим перспективным действием.
Ключевые слова: климатические финансы, низкоуглеродная экономика, Парижское соглашение, европейская «Зеленая сделка», стратегия низкоуглеродного развития, инструменты климатического финансирования, институциональные инвесторы
JEL: F64, O44, Q54, Q42
Для цитирования: Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И. Изменения климатической политики и финансовых стратегий ее реализации в ЕС и России // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 11–28. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-11-28.
© Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И., 2021
Л. В. Санникова
Проблемы правового обеспечения «зеленого» финансирования в ЕС и России, с. 29-43
Аннотация
В последние годы климатическая повестка приобрела новое звучание из-за глобальных климатических изменений, угрожающих всему человечеству. Необходимость привлечения дополнительных денежных средств на борьбу с глобальным потеплением обусловливает потребность в совершенствовании инструментов «зеленого» финансирования. В целях обеспечения доверия инвесторов к «зеленым» инструментам требуется создание для них единого стандарта. Европейский союз и Россия пошли по пути создания национальных стандартов для «зеленых» облигаций, формируя соответствующую правовую базу. В статье анализируется предложенный Европейской комиссией пакет мер, направленных на финансирование перехода к устойчивой экономике. Автором исследуются проблемы формирования правового регулирования устойчивого финансирования в России, особенно в части создания национальной таксономии «зеленых» проектов и национальной верификации устойчивых финансовых инструментов. Проведенный в статье сравнительно-правовой анализ законопроектов ЕС и России в области «зеленого» финансирования показал близость подходов в установлении регуляторных правил. Также в статье раскрываются перспективы «зеленого» финансирования в условиях цифровизации. На основе исследования передовых практик (кошелька «зеленых» активов, цифровых «зеленых» облигаций и др.) был сделан вывод, что в настоящее время предлагаемые для целей устойчивого финансирования цифровые решения еще недостаточно проработаны. Но в перспективе их использование позволит существенно повысить доверие инвесторов к «зеленым» инструментам и снизить расходы, в том числе за счет цифровизации процесса верификации.
Ключевые слова: «зеленое» финансирование, таксономия «зеленых» проектов, верификация устойчивых финансовых инструментов, цифровые технологии, технологии распределенных реестров
JEL: G18, O13
Благодарности: Статья подготовлена по гранту РФФИ № 18-29-16145 мк «Механизм правового регулирования отношений с использованием технологии распределенных реестров». Для цитирования: Санникова Л. В. Проблемы правового обеспечения «зеленого» финансирования в ЕС и России // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 29–43. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-29-43.
© Санникова Л. В., 2021
Fu Zhihua, Cheng Yu
Promoting Green Development in China's New Development Stage Through Tax Reform, p. 44-50
Abstract
Green growth is not only an important way to build ecological civilization and promote economic transformation, but also the core essence of ensuring high-quality economic development in the new development stage. Optimization of tax system design is a key measure to release institutional dividend to promote green development. From the perspective of tax reform, this paper analyzes the current situation and the challenges of tax greening in China in recent years, and puts forward general thoughts and suggestions on how to promote green development at the new stage so as to create a two-wheel drive mechanism of carbon tax and environmental protection tax, lead the structural reform of China’s tax system, continuously improve tax regulation, and construct a green tax system with multiple taxes and means to cooperate with each other and to regulate it comprehensively and effectively.
Keywords: tax reform, new stage of development, green development
JEL: Q52, Q53, Q56
For citation: Fu Zhihua, Cheng Yu. Promoting Green Growth in China’s New Development Stage Through Tax Reform. Financial Journal, 2021, vol. 13, no. 5, pp. 44–50. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-44-50.
© Fu Zhihua, Cheng Yu, 2021
Е. И. Кранина
Китай на пути к достижению углеродной нейтральности, с. 51-61
Аннотация
Устойчивое развитие признается концепцией, способной прервать череду кризисов, наблюдаемых сегодня, и выводящей мир на новый эффективный и справедливый уровень. Механизмом реализации концепции является подход, интегрирующий в процесс принятия решений, в добавление к уже существующему критерию экономической эффективности, ESG-критерии, а именно: критерии экологичности, социальной ответственности и управленческой эффективности. Страны по-разному интегрируют эти критерии в национальные стратегии развития. Это обусловлено характером проблем, которые стоят перед ними и решение которых представляется приоритетным. Большой интерес в связи с этим представляет опыт Китая — крупнейшей экономики мира, который также приступил к фазе активной интеграции ESG-критериев в национальную стратегию с акцентом на Е-критерии (environmental — окружающая среда), предполагая, что достижение эффективности по остальным критериям невозможно без первоочередного решения накопленных проблем в области экологии. Основная цель статьи — провести анализ стратегических решений китайского правительства под влиянием экологического фактора. В статье проанализированы подходы к обоснованию идеологии экологических реформ (построение экологической цивилизации) и ее ключевые компоненты, а именно: национальная климатическая программа, экологическая красная линия, борьба с опустыниванием и смягчение изменения климата, борьба с загрязнением вод и устранение дефицита воды. Сделан следующий вывод. Китай обладает богатым и интересным опытом решения задачи модернизации производства, обеспечивающей его рациональное распределение и снижение экологической нагрузки на территорию, в первую очередь в рамках борьбы с загрязнением окружающей среды и изменением климата. Китайский опыт может быть интересен для других стран, в том числе и для России.
Ключевые слова: Китай, климатический кризис, углеродная нейтральность, экология, экологическая цивилизация, «зеленые» финансы, инновационные технологии, 14-й пятилетний план, Шелковый путь
JEL: Q52, Q56, Q58
Для цитирования: Кранина Е. И. Китай на пути к достижению углеродной нейтральности // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 51–61. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-51-61.
© Кранина Е. И., 2021
Р. И. Резванов
Имплементация международных практик устойчивого финансирования в национальную систему долговых инструментов.
Могут ли инфраструктурные кредиты стать ответственными? с. 62-78
Аннотация
В статье рассматриваются долговые инструменты ответственного финансирования, представленные в мировой практике преимущественно в виде «зеленых» облигаций, следующих общераспространенным принципам Международной ассоциации рынков капитала (ICMA). Приводится краткая характеристика каждой модели облигационных эмиссий: «зеленые» облигации, социальные облигации, облигации устойчивого развития, облигации с привязкой к КПЭ устойчивого развития, переходные (к низкоуглеродной экономике) облигации. По каждой из моделей выпуска устойчивых облигаций в качестве примеров приведены компании-эмитенты с краткой характеристикой соответствующих целевых параметров. В статье акцентируется внимание на вводимых в 2021 г. специальных мерах федеральной денежно-кредитной поддержки российских регионов. Исходя из принятого сравнительно-типологического исследовательского подхода, данные меры анализируются с позиции соотношения со сложившимися принципами устойчивого финансирования и принятой международной практикой. Причем внимание обращается как на российские межбюджетные финансовые инструменты, представленные в виде инфраструктурных кредитов и новых инфраструктурных проектов для целей регионального экономического развития, так и на готовящуюся эмиссию инфраструктурных облигаций со стороны российских финансовых институтов развития (в частности, «Дом.РФ»). Подчеркивается, что сами государства, а не только корпоративный сектор становятся активными участниками на рынках устойчивого финансирования, реализуя цели долговременного инфраструктурного развития, и в реализации региональных экономических политик в сочетании с секторальным подходом на основе принципов «зеленой» экономики (на примере Германии). Делается вывод о возможности имплементации новых федеральных инструментов региональной экономической поддержки в систему целевых принципов устойчивого развития (ESG-критериев). Для достижения такого результата потребуется качественная структуризация российских финансовых инструментов инфраструктурного развития. Прежде всего это относится к включению в методологию инструментов ответственной долговой политики таких четырех ключевых принципов ICMA, как использование средств, процесс оценки и отбора проектов, управление средствами и отчетность.
Ключевые слова: «зеленая» экономика, экологическое, социальное и корпоративное управление (ESG), ответственное инвестирование, российские финансовые институты развития, межбюджетные отношения, устойчивые облигации (бонды), «зеленые» финансы
JEL: R58, Q56
Для цитирования: Резванов Р. И. Имплементация международных практик устойчивого финансирования в национальную систему долговых инструментов. Могут ли инфраструктурные кредиты стать ответственными? // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 62–78.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-62-78.
© Резванов Р. И., 2021
Ж. А. Мингалева, Ю. В. Старков
Роль экологических инноваций в области композиционных материалов в «зеленой» модернизации промышленных предприятий, с. 79-92
Аннотация
Экологические инновации, «зеленое» финансирование, «зеленые» инвестиции в настоящее время направлены на реализацию таких ключевых направлений «озеленения» экономики и общества, как сокращение объемов выбросов в окружающую среду парниковых газов и различных загрязняющих веществ. Однако процесс «зеленой» модернизации промышленных предприятий значительно многообразнее и предполагает не только экологические мероприятия в отношении прямого загрязнения природы. Представленная статья раскрывает особенности поведения российских предприятий и организаций в области внедрения экологических инноваций. Осуществлено ранжирование экологических инноваций по направлениям и целям реализации, проанализирована их динамика. Особое внимание уделено такому недооцененному до сих пор направлению «озеленения» экономики и производства, как деятельность по замене сырья и материалов на безопасные или менее опасные. Показана важность и значимость этого направления экологических инноваций с точки зрения формирования «зеленой» цепочки создания стоимости. Основные методы исследования — статистический, структурно-логический, компаративный анализы, методы графического представления данных. Результатом исследования является вывод о необходимости усиления внимания отдельных предприятий, бизнес-сообщества, инвестиционных организаций, финансового сектора, государственных органов и иных субъектов общества к такому направлению «зеленой» модернизации промышленных предприятий, как внедрение инноваций в области применения экологически безопасных сырья и материалов. В первую очередь речь идет о расширении производства и применения композиционных материалов, имеющих огромный потенциал использования в различных отраслях экономики, что в целом соответствует программе технологического развития страны.
Ключевые слова: «зеленые» инвестиции, «зеленая» модернизация промышленных предприятий, композиционные материалы, «зеленая» цепочка создания стоимости
JEL: Q54, Q56, Q58, Q52
Благодарности: исследование выполнено в рамках фундаментальной части государственного задания Министерства науки и образования РФ Пермскому национальному исследовательскому политехническому университету (тема № FSNM-2020-0026).
Для цитирования: Мингалева Ж. А., Старков Ю. В. Роль экологических инноваций в области композиционных материалов в «зеленой» модернизации промышленных предприятий // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 79–92. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-79-92.
© Мингалева Ж. А., Старков Ю. В., 2021
В. И. Бушукина
Особенности развития возобновляемой энергетики в мире и в России, с. 93-107
Аннотация
Целью статьи является исследование теоретических и практических аспектов инвестиционной деятельности в области возобновляемой энергетики в мире и в России. Для достижения поставленной цели в ходе проработки теоретического материала проведен системный анализ существующих подходов к оценке механизмов финансирования проектов возобновляемой энергетики. Статистический и эконометрический инструментарий исследования включает методы корреляционного анализа и многофакторного регрессионного анализа. В ходе исследования рассмотрены финансовые риски и барьеры, сопутствующие финансированию проектов ВИЭ. Проанализировано развитие отрасли за последние десять лет, учтено влияние пандемии COVID-19 на электроэнергетику в целом и на возобновляемую энергетику в ряде стран. Установлено, что мир переходит к использованию ВИЭ, а в России им не уделяется должного внимания. Выявлено, что действующие энергоблоки тепловой генерации в России имеют большой возраст и в ближайшем будущем будут выводиться из эксплуатации. Исследовано современное состояние возобновляемой энергетики в России, меры ее поддержки и темп развития. Выявлены факторы, негативно влияющие на развитие отрасли возобновляемой энергетики в РФ. По результатам проведенного эмпирического исследования выяснилось, что для объектов ВИЭ строительство 1 МВт вводимых мощностей соответствует привлекаемым инвестициям в размере 2,5 млн долл. США.
Ключевые слова: возобновляемые источники энергии, инвестиции, финансирование, субсидии, возобновляемая энергетика, электроэнергетика
JEL: D22, F34, G23
Для цитирования: Бушукина В. И. Особенности развития возобновляемой энергетики в мире и в России // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 93–107. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-93-107.
© Бушукина В. И., 2021
И. Ю. Арлашкин
Кластеризация российских регионов по уровню долговой устойчивости, с. 108-124
Аннотация
Предметом статьи является оценка уровня долговой устойчивости российских регионов, проводимая в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена обострением долговых проблем регионов по итогам 2020 г. и необходимостью иметь систему оценки, позволяющую своевременно реагировать на снижение уровня региональной долговой устойчивости. Научная новизна исследования состоит в изучении системы показателей долговой устойчивости и их пороговых значений с помощью методов кластерного анализа. Цель статьи состоит в проверке того, позволяет ли действующая система оценки классифицировать регионы по уровню долговой устойчивости достаточно четко и можно ли повысить четкость классификации за счет изменения действующего порядка оценки. В результате исследования было показано, что используемые показатели долговой устойчивости частично дублируют друг друга, а методы их расчета и установленные пороговые значения дискриминируют дотационные регионы. Кроме того, было показано, что группировка регионов на основе действующей системы оценки не позволяет четко разделить регионы с высоким и со средним уровнем долговой устойчивости. Вывод исследования состоит в том, что в целях совершенствования системы оценки долговой устойчивости следует изменить набор показателей долговой устойчивости и порядок их расчета, а также установить для нового набора показателей соответствующие новые пороговые значения. Перспективы исследования состоят в проведении аналогичного анализа на основе данных за 2020 г. и уточнении новых пороговых значений для показателей долговой устойчивости.
Ключевые слова: субъект Российской Федерации, долговая устойчивость, кластерный анализ, метод Уорда, метод k-средних, региональный долг, обслуживание регионального долга, погашение регионального долга
JEL: H63
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Арлашкин И. Ю. Кластеризация российских регионов по уровню долговой устойчивости // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 108–124. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-108-124.
© Арлашкин И. Ю., 2021
Н. С. Матвеева
Международный опыт законодательного регулирования порядка формирования финансовых отчетов микроорганизациями, с. 125-138
Аннотация
В настоящей статье анализируется опыт законодательного регулирования порядка формирования финансовых отчетов микроорганизациями в странах СНГ, странах Европейского союза, а также в Великобритании. Исследование проводилось на основе анализа законодательных актов указанных стран, национальных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В рамках исследования в статье определены критерии отнесения организации к микроорганизации в рассматриваемых странах, проанализированы документы, регламентирующие порядок составления финансовой отчетности, а также проведено сравнение с порядком формирования финансовых отчетов микроорганизациями в Российской Федерации. Актуальность темы обусловлена ролью микроорганизаций как важной составляющей экономики страны, оказывающей влияние на уровень занятости, валового внутреннего продукта и другие важные показатели развития. В России микропредприятия составляют 96 % сектора малого и среднего предпринимательства, доля которого в валовом внутреннем продукте, по оценкам Росстата, составила 20,6 % в 2019 г. и которое обеспечило занятость 33 %. Для сравнения: в странах ОЭСР малый и средний бизнес создает в среднем около 55 % ВВП и около 59,1 % рабочих мест, а в странах Евросоюза цифры еще выше. Увеличение вклада малых и средних предприятий почти полностью происходит за счет микропредприятий, которые составляют 93 % таких предприятий. С целью поддержки развития микроорганизаций необходимо создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе упрощение порядка формирования и подачи финансовой отчетности.
Ключевые слова: финансовая отчетность, микроорганизации, стандарты финансовой отчетности, финансовое законодательство, зарубежный опыт
JEL: E62, H83, M48
Для цитирования: Матвеева Н. С. Международный опыт законодательного регулирования порядка формирования финансовых отчетов микроорганизациями // Финансовый журнал. 2021. Т. 13. № 5. С. 125–138. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2021-5-125-138.
© Матвеева Н. С., 2021