«Финансовый журнал» № 6(46) ноябрь-декабрь 2018
СОДЕРЖАНИЕ
И. В. Прилепский
Влияние бюджетных правил на волатильность обменного курса, с. 9-20
Снижение зависимости курса рубля от цен на нефть является одной из основных задач новой версии бюджетного правила РФ. В данной работе анализируется мотивация постановки такой задачи на основе обзора оценок эффектов волатильности курса на экономический рост; исследуется опыт стран — экспортеров природных ресурсов в части влияния введения бюджетных правил на волатильность реального и номинального курса; проводится сценарное моделирование эффектов различных редакций бюджетных правил на волатильность курса рубля в долгосрочной перспективе. Показано, что в большинстве случаев применение бюджетных правил в странах — экспортерах сырья не ассоциируется с уменьшением колебаний курса, но российская версия правил способствует значительному ослаблению связи курса рубля с ценами на нефть — как за краткий период с начала их реализации, так и в сценарных расчетах.
Ключевые слова: бюджетная политика, бюджетное правило, обменный курс, волатильность, цены на нефть, Фонд национального благосостояния
JEL: E62, E65, H68
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-9-20
Е. Л. Горюнов
Секторальные эффекты дезинфляционной политики Банка России, с. 21-33
Дезинфляционная политика денежных властей обычно влечет замедление экономической активности в среднесрочном периоде. Впоследствии снижение инфляционных ожиданий и нормализация денежного обращения приводит к сокращению ставок по кредитам и расширяет горизонт планирования. Эти эффекты, как положительные, так и отрицательные, проявляются по-разному в различных отраслях. В данной статье делается попытка оценить секторальные последствия дезинфляционной политики, проводившейся Банком России в последние годы. Экономическая теория предсказывает следующее. Во-первых, на ужесточение денежной политики наиболее остро должны отреагировать отрасли, спрос на продукцию которых чувствителен к изменениям процентной ставки, т. е. инвестиционно ориентированные. Во-вторых, под ударом оказываются проциклические отрасли. В-третьих, при повышении ставок условия кредитования для предприятий малого и среднего бизнеса становятся относительно более жесткими. Наконец, последствием дезинфляционной политики может стать реальное укрепление национальной валюты, что повлияет на конкурентоспособность экспорта. Данные эффекты, за исключением эффекта укрепления рубля, зримо проявляются в российской экономике. Вместе с тем наблюдается расширение ипотечного кредитования и постепенное снижение долгосрочных ставок.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, секторальные эффекты, трансмиссионные механизмы, кривая доходности, стоимость кредитования, ипотечное кредитование, малый и средний бизнес
JEL: E21, E22, E23, E32, E43, E51, E52, E58, E65, L16
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-21-33
Ю. М. Горлин, В. Ю. Ляшок
Льготы по НДФЛ в России и за рубежом: критический анализ, с. 34-46
В настоящее время многие страны, включая Россию, широко используют налоговые льготы, в том числе при налогообложении физических лиц. Однако на практике этот инструмент налоговой политики имеет ряд недостатков. Во-первых, налоговые льготы снижают доходы бюджета, при этом их эффективность обычно не оценивается и представляется неочевидной. Во-вторых, многие из них можно заменить более удобными формами прямых расходов. В-третьих, льготы, как правило, приводят к снижению справедливости налогообложения, так как распространяются на более обеспеченные слои населения. Целью данной работы является рассмотрение основных теоретических аспектов налоговых преференций (с акцентом на налогообложение доходов физических лиц), исследование мировых практик в сфере налоговых вычетов, а также анализ системы налоговых вычетов в России. Результаты проведенного анализа позволят сформулировать практические рекомендации по совершенствованию налогообложения доходов физических лиц.
Ключевые слова: налоговые льготы, налоговые преференции, налоговые вычеты, налоговые расходы, имущественный вычет, вычет на детей, налоговая система
JEL: E62, H20, H24
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-34-46
А. Б. Берберов, Н. С. Милоголов
Оценка масштабов проблемы размывания налоговой базы в России, с. 47-58
Данная статья посвящена оценке масштаба размывания налоговой базы в России. Для достижения указанной цели авторами используется индикаторная методология оценки размывания налоговой базы, описанная в Отчете по Действию 11 Плана BEPS (Base Erosion and Profit Shifting). Расчеты основаны на данных ЦБ РФ, международных организаций и микроэкономических данных СПАРК. Результаты исследования показывают, что проблема размывания налоговой базы является существенной для Российской Федерации и требует адекватного ответа со стороны компетентных органов, в т. ч. путем имплементации в национальное законодательство рекомендаций ОЭСР в рамках Плана BEPS.
Ключевые слова: размывание налоговой базы, транснациональные компании, План BEPS, прямые иностранные инвестиции, эффективная налоговая ставка, долговая нагрузка, ОЭСР
JEL: H72, H76, H79
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-47-58
А. Д. Андряков
Условные бюджетные обязательства проектов ГЧП: международный опыт и российская практика, с. 59-70
В статье рассматривается такой важный аспект механизма государственно-частного партнерства (ГЧП), как условные бюджетные обязательства, которые возникают при его применении и могут в определенных обстоятельствах представлять угрозу бюджетной устойчивости. В мире накоплен обширный опыт учета и бюджетирования условных обязательств проектов ГЧП, разработаны международные рекомендации по этому вопросу. В России механизм ГЧП используется относительно недавно, и вопросы, связанные с условными бюджетными обязательствами проектов ГЧП, не являются пока предметом широкого обсуждения. Проведенное в работе сравнение российской практики с лучшим международным опытом показывает, что в настоящий момент в России все условные обязательства проектов ГЧП, за исключением государственных гарантий по долговым обязательствам частной стороны проекта, оказываются за рамками бюджетного процесса. Это лишь отчасти связано с недостатками бюджетного учета по кассовому методу, поскольку международный опыт предлагает широкий набор механизмов, позволяющих преодолеть эти недостатки.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, условные бюджетные обязательства, неявные бюджетные обязательства, бюджетный учет
JEL: H54, H43, H41
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-59-70
М. И. Куделич
«Фабрика проектного финансирования»: проблемы и риски для бюджета, с. 71-82
Состоявшийся в начале 2018 г. запуск программы «Фабрика проектного финансирования» стал новым этапом в развитии проектного финансирования с государственной поддержкой в России. Вместе с тем правила программы создают неоправданный дисбаланс в принятии на себя государством высоких рисков проектного финансирования, которые по общему правилу неискаженной рыночной среды должны нести инвесторы. В связи с этим в настоящей статье рассматриваются ключевые признаки и особенности «Фабрики проектного финансирования», а также содержатся предложения по совершенствованию правил программы с целью повышения обоснованности расходов федерального бюджета и уменьшения рисков государства при реализации инвестиционных проектов в рамках «Фабрики».
Ключевые слова: «Фабрика проектного финансирования», федеральный бюджет, инвестиционный проект, специализированное общество проектного финансирования, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ», субсидии, государственные гарантии
JEL: H54, H81
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-71-82
С. С. Лазарян, Н. Е. Герман
Прогнозирование текущей динамики ВВП на основе данных поисковых запросов, с. 83-94
Оперативная оценка динамики основных макроэкономических переменных, в том числе ВВП, является необходимым условием для проведения эффективной экономической политики. В настоящей работе обосновывается рассмотрение данных, отражающих частоту поисковых запросов, в качестве полезного предиктора текущей динамики ВВП наряду с данными из официальной статистики. Мы проверяем, действительно ли эти данные помогают увеличить качество прогнозных моделей текущего ВВП России в рамках эксперимента в реальном времени. Для этого строятся конкурирующие динамические факторные модели двух классов: включающие поисковые данные и нет. Было получено, что добавление в модель данных о частоте поисковых запросов почти не меняет прогнозы факторных моделей, построенных на основе официальной экономической статистики. В то же время обе модели показали лучшее качество прогнозов в сравнении с AR(1)-моделью. Наконец, нами была предпринята попытка объяснить, с чем связана полученная на данных нерелевантность поисковых запросов для прогнозирования ВВП. Была выделена как фундаментальная причина, так и методологические проблемы, которые могли привести к подобному результату.
Ключевые слова: прогнозирование, факторные модели, ВВП, новкасты, поисковые запросы, частотность данных
JEL: C32, C53
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-83-94
Б. И. Алехин
Размещение государственных облигаций сквозь призму микроструктуры рынка, с. 95-108
Цель исследования, результаты которого изложены в настоящей статье, — проанализировать усилия Министерства финансов Российской Федерации по созданию ликвидного рынка облигаций федерального займа с использованием аукционов для концентрации государственного внутреннего долга в ключевых точках кривой доходности. Рассчитаны срочная структура и различные показатели динамики объема размещения. Для сравнения выбран итальянский аукционный «конвейер». Облигации с эталонными сроками обращения прочно утвердились в долговом портфеле министерства, но их размещение выглядит неравномерным в сравнении с «крайне регулярным, прозрачным и предсказуемым» размещением аналогичных бумаг в Италии. Эта неравномерность отрицательно сказывается на ликвидности рынка и стоимости заемных средств.
Ключевые слова: государственные облигации, эталон, размещение, аукцион, ликвидность
JEL: G14
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-95-108
К. В. Швандар, В. Ю. Черкасов
Наличные или платежная карта? Розничные платежи в Армении, с. 109-119
В статье обсуждается проблема проникновения безналичных платежных инструментов на рынок розничных транзакций. Безналичные расчеты способствуют прозрачности транзакций. Ограничение допустимого размера оплаты розничных покупок наличными деньгами, имеющее примеры в мире, может облегчить противодействие транзакциям, за которыми скрываются преступная деятельность и уклонение от уплаты налогов. Однако основания ограничивать крупные наличные платежи убедительны тогда, когда безналичные инструменты глубоко проникли на рынок мелких транзакций. Платежные карты конкурируют с наличными деньгами по издержкам совершения платежей, а их конкурентоспособность зависит от величины взаимообменной комиссии эмитентов. В Армении ограничение допустимого размера платежа наличными деньгами было бы, возможно, рациональным шагом для сокращения теневой активности в экономике, но сначала безналичные платежные инструменты должны глубже проникнуть на розничный рынок. Идентификации препятствующих этому факторов и принятию оптимальных решений послужило бы проведение исследования издержек в платежной системе.
Ключевые слова: безналичные платежи, ограничение наличных платежей, издержки, взаимообменная комиссия, конкурентоспособность, Армения
JEL: E42, E51, H26, J33
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-109-119
М. Р. Зембатов
Развитие системы оценки регулирующего воздействия в Республике Армения, с. 120-127
Управление государственными финансами и оптимизация бюджетных расходов как направление развития современной финансовой науки в последние десятилетия активно обогащаются подходами смежных научных дисциплин. Одним из направлений такого кросс-дисциплинарного взаимодействия стало исследование оценки регулирующего воздействия — системы методов прогнозирования и наблюдения финансово-экономических изменений, вызываемых внедрением нормативного регулирования экономически значимых сфер деятельности. В настоящем исследовании представлен обзор развития практик оценки регулирующего воздействия в Республике Армения. Предпринята попытка систематизации доступных в научной периодической печати сведений об организации оценки регулирующего воздействия в Республике Армения. Проведен сравнительно-правовой анализ прежнего (2002 г.) и обновленного в 2018 г. законодательства Республики Армения, регламентирующего деятельность по оценке регулирующего воздействия.
Ключевые слова: законодательство Республики Армения, оценка регулирующего воздействия, нормативный акт
JEL: H11, K00, P21
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-120-127
А. М. Марьясин
Методология признания убытков от обесценения нефинансовых активов, с. 128-135
В данной статье рассматриваются ключевые различия между методологией признания убытков от обесценения активов, описанной в рамках Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) 36 «Обесценение активов», и аналогичной методологией, описанной в рамках федерального стандарта «Обесценение активов», утв. Приказом Минфина России от 31.12.2016 № 259н. Специфика финансово-хозяйственного механизма сектора государственного управления РФ требует пересмотра ряда положений МСФО. Как следствие, не все процедуры, описанные в МСФО 36 «Обесценение активов», могут быть адаптированы для сектора государственного управления РФ.
Ключевые слова: МСФО, нефинансовый актив, обесценение активов, справедливая стоимость, возмещаемая стоимость, ценность использования, ЕГДП, гудвилл
JEL: M41
DOI: 10.31107/2075-1990-2018-6-128-135