«Финансовый журнал» № 6(40) ноябрь-декабрь 2017
СОДЕРЖАНИЕ
В. В. Бухарский, Е. Ю. Ветрова, А. М. Лавров
Корреляционный анализ долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации в 2005–2016 гг., с. 9-24
В 2005–2016 гг. существенно возросли объем государственного долга и долговая нагрузка на бюджеты субъектов РФ. При этом субъекты РФ демонстрировали качественно различные тенденции в динамике государственного долга. В статье представлены результаты корреляционного анализа объективных факторов, которые могли оказывать влияние на эти тенденции. Устойчивого и значимого влияния этих факторов не выявлено, что дает основания сформулировать гипотезу об определяющем влиянии субъективных (политических) факторов и, соответственно, о необходимости повышения ответственности региональных органов власти за проводимую ими долговую политику.
Ключевые слова: государственный долг субъектов РФ, долговая нагрузка, бюджеты субъектов РФ, структура государственного долга, динамика государственного долга, корреляционный анализ.
JEL: H61, H63, H72
А. Д. Андряков
Сбалансированность и устойчивость региональных бюджетов в 2008–2016 гг., с. 25-39
Передача нефинансируемых федеральных мандатов регионам, связанная с майскими указами Президента РФ в 2012 г. и сопровождавшаяся последовательным сокращением федеральных трансфертов, в реальном выражении привела к потере сбалансированности и бюджетной устойчивости большей части регионов РФ. Последовательное смягчение бюджетных ограничений на долг и дефициты бюджетов, выводящее бюджетные кредиты из долга и бюджетных дефицитов при определении их предельно допустимого значения, позволило избежать применения мер бюджетного воздействия к регионам, но не уменьшило ни их долги, ни их бюджетные обязательства. В результате к началу 2017 г. более половины регионов оказались в кризисной ситуации с точки зрения их бюджетной устойчивости. В работе подробно анализируются причины потери сбалансированности и устойчивости региональных бюджетов, а также возможные пути их восстановления.
Ключевые слова: бюджетная сбалансированность, бюджетная устойчивость, региональные бюджеты, региональный долг, межбюджетные трансферты.
JEL: H71, H72, H74
А. А. Бокарев, И. А. Яковлев, Л. С. Кабир
«Зеленые» инвестиции в России: поиск приоритетных направлений, с. 40-49
В статье представлен анализ проблем, сдерживающих разработку механизма финансирования «зеленых» инвестиций как элемента национальной стратегии финансирования устойчивого развития. Рассматриваются аргументы, выдвигаемые различными группами заинтересованных лиц в качестве обоснования «зеленых» инвестиций. Обращается внимание на главную роль государственной власти и важность политического решения для запуска процесса перехода национальной экономики к «зеленой» модели роста. Изучаются зоны ограничений и противоречия в сфере реализации «зеленых» инвестиций в России. Выдвигаются предположения о причинах, не позволивших до настоящего времени выделить приоритеты для процесса «зеленого» инвестирования в российскую экономику. Делается вывод, что существующий зарубежный опыт имеет большое практическое значение, несмотря на политизированность процесса перехода к «зеленой» экономике.
Ключевые слова: устойчивое развитие, «зеленая» экономика, «зеленые» финансы, «зеленые» инвестиции, финансирование перехода к «зеленой» экономике, приоритет, стратегия, политика.
JEL: O44, Q32, B00
Р. С. Леухин, А. Л. Суслина
Прогрессивность налогов на труд в России: текущая ситуация и оценка последствий возможных вариантов реформы НДФЛ, с. 50-63
В работе рассматриваются перераспределительные свойства налогов на труд в России и оцениваются последствия возможных реформ НДФЛ. На основе расчета налогового «клина» показано, что Россия — одна из немногих стран, в которой налоги на труд регрессивны, в то время как в большинстве других рассмотренных стран они прогрессивны. Получено, что налоговая нагрузка на труд в терминах налогового «клина» невелика по сравнению со странами ОЭСР и несколько выше среднего уровня стран с формирующимися рынками. Отдельно рассматривается вопрос о прогрессивности налоговых вычетов на основе данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения и Федеральной налоговой службы. Кроме того, проводится оценка последствий для бюджета и уровня неравенства доходов разных вариантов реформы налога на доходы физических лиц.
Ключевые слова: налоги в России, подоходный налог, налоги на труд, прогрессивность налогообложения, бюджетные доходы.
JEL: H21, H24
А. И. Вотинов, И. П. Станкевич
VAR-подход к оценке эффективности мер фискального стимулирования экономики, с. 64-74
Оценка эффективности государственных расходов как в целом, так и отдельных их статей — крайне важная задача, особенно в условиях, когда монетарная политика постепенно теряет возможность дальше стимулировать экономику. В настоящей работе представлены два популярных подхода к оценке фискальных мультипликаторов — коэффициентов эффективности государственных расходов — на основе структурных векторных авторегрессий и байесовских векторных авторегрессий с априорным распределением Миннесоты. Рассматриваются фискальные мультипликаторы не только для совокупного уровня государственных расходов, но и для отдельных статей государственных расходов, таких как расходы на национальную оборону, национальную экономику, образование и социальную политику. Проводится сравнение с результатами, полученными в других работах на схожую тематику. Полученные оценки могут быть использованы для анализа эффективности и оптимизации расходования бюджетных средств.
Ключевые слова: фискальные мультипликаторы, государственные расходы, VAR-модели, байесовский подход.
JEL: H50
М. Р. Зембатов
Анализ факторов риска поставщика при заключении государственных контрактов, с. 75-84
Деятельность по организации закупок товаров, работ и услуг для нужд государства — неотъемлемое полномочие распорядителей и получателей бюджетных средств. При осуществлении указанной деятельности имеется риск возникновения судебных споров из контрактных правоотношений с участием государственных заказчиков — распорядителей и получателей бюджетных средств, которые могут привести к необоснованному росту бюджетных расходов. Одной из ключевых причин, приводящих к росту числа судебных споров и, как следствие, — к росту расходов бюджетных средств, является заключение государственных контрактов с поставщиками-контрагентами, характеризующимися факторами риска. Настоящая статья посвящена разработке формализованного метода определения факторов риска контрагента, которые могли бы быть использованы в качестве объективного признака, позволяющего прогнозировать и предотвращать риск возникновения условий для необоснованного роста судебных расходов.
Ключевые слова: государственный заказчик, государственный контракт, контрагент, фактор риска, судебные споры из контрактных правоотношений, федеральный бюджет.
JEL: K12, H57
Ю. М. Горлин, Е. Е. Гришина, В. Ю. Ляшок, В. В. Федоров
Повышение пенсионного возраста: опыт зарубежных стран и оценка эффектов для России, с. 85-97
В статье проведен анализ зарубежного опыта повышения пенсионного возраста. Были исследованы границы и темпы повышения пенсионного возраста в разных странах, а также учитываемые при повышении пенсионного возраста другие параметры, в частности ожидаемая продолжительность жизни, в том числе после достижения пенсионного возраста, требования к страховому стажу, наличие возможности выхода на пенсию ранее его достижения. В статье дана актуарная оценка экономических эффектов от повышения пенсионного возраста применительно к российским условиям. Показано, что повышение пенсионного возраста позволяет добиться сбалансированности пенсионной системы при росте размеров пенсий в реальном выражении.
Ключевые слова: пенсионный возраст, старение населения, пенсионная реформа, досрочный выход на пенсию, обязательное пенсионное страхование, долгосрочная сбалансированность пенсионной системы.
JEL: J26
М. Н. Кириллова, О. Ф. Селиверстова
Анализ мер социальной поддержки многодетных, малоимущих и неполных семей с детьми, с. 98-109
В статье рассматриваются меры социальной поддержки, нацеленные на социальную поддержку семей с детьми, в том числе с учетом уровня доходов. Проанализированы объемы выплат и количество мер социальной поддержки, предоставляемых многодетным, неполным и малоимущим семьям с детьми в разных регионах. Выявлено, что имеется общий набор мер, применяемых во всех регионах, а также специфические меры, выбор и параметры которых определяются особенностями социально-демографического развития и экономическими возможностями регионов. При этом по общим для всех регионов мерам наблюдаются существенные межрегиональные различия в размере выплат. Вследствие этого семьи с детьми, проживающие в разных регионах, оказываются в неравных условиях: число выплат и их размеры различаются в зависимости от финансово- экономических возможностей региона. Кроме того, выявлено, что неполные семьи испытывают более высокие риски материальной депривации, чем многодетные.
Ключевые слова: социальная поддержка семей с детьми, меры социальной поддержки, принцип адресности, критерии нуждаемости.
JEL: I38, I39, H53
А. В. Мацкевич, В. В. Романова
Применение подушевых нормативов при финансировании образовательных учреждений, с. 110-120
Целью данной работы является анализ финансирования образовательных учреждений с использованием подушевых нормативов и выявление различных подходов к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг. На основе анализа нормативной правовой базы субъектов РФ по состоянию на май 2017 г. выделены три основных подхода региональных органов управления к определению состава нормативных затрат. Результаты исследования показали, что, несмотря на очередное требование Федерации обязать субъекты РФ применять при определении объема субсидии на выполнение государственного задания подушевой норматив, не во всех субъектах это нашло свое отражение. В ряде регионов приняты нормативные правовые акты, предполагающие использование нормативов, однако на деле расчет производится на основе фактических расходов.
Ключевые слова: финансирование образовательных учреждений, нормативно-подушевое финансирование, субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания, базовый норматив, отраслевой и территориальный коэффициенты.
JEL: I20, I22, G20, G28
К. С. Прошин, А. М. Шайкин
Базовые подходы к введению в Российской Федерации индексного сельскохозяйственного страхования, с. 121-130
Дискуссия о путях дальнейшего развития сельскохозяйственного страхования в нашей стране приобрела новый виток после того, как Россия вступила на путь импортозамещения, в том числе в части производства сельскохозяйственной продукции. В статье даются предложения о возможных базовых подходах к введению в Российской Федерации индексного сельскохозяйственного страхования на основе индекса урожайности. Также тезисно затронуты темы возможного участия государства в поддержке такого страхования и роли АО «РНПК» в обеспечении перестрахования на национальном рынке.
Ключевые слова: индексное страхование, сельскохозяйственное страхование, государственная поддержка, индекс урожайности.
JEL: G22