Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

  • Главная
  • Сообщения
  • Потенциал практик школьного инициативного бюджетирования в повышении финансовой грамотности обучающихся

Потенциал практик школьного инициативного бюджетирования в повышении финансовой грамотности обучающихся

Второй номер 2025 г. рецензируемого научно-практического издания «Финансовый журнал» (ISSN 2075-1990) – Том 17, № 2 2025 посвящен 10-летию создания Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России. Представляем опубликованную в номере статью «Потенциал практик школьного инициативного бюджетирования в повышении финансовой грамотности обучающихся». Авторы – научные сотрудники Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России Куприянов Б.В. и Карпова Е.М., а также директор АНО «Альянс консультантов инициативного бюджетирования» Шевелёв М.А. 

Аннотация
Школьное инициативное бюджетирование за последние пять лет стало узнаваемой деталью российского образовательного ландшафта. Однако образовательные возможности этой практики используются не в полной мере. С 2021 г. сотрудники Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России разработали и активно внедряют оригинальную модель школьного инициативного бюджетирования (ШкИБ), ориентированную на интеграцию практики инициативного бюджетирования в образовательный процесс. Очередным этапом в этой работе является изучение возможностей инициативного бюджетирования в контексте повышения финансовой грамотности обучающихся. Предположение о том, что школьное инициативное бюджетирование может обеспечить повышение финансовой грамотности в наиболее актуальных для подросткового и юношеского возраста аспектах, обосновывается в данной статье исходя из обзора нормативных документов, отечественных и зарубежных исследований, российского опыта. Для уточнения научных представлений о финансовой грамотности как образовательном результате (социальной установке, готовности к определенному типу поведения) был проанализирован значительный массив современных исследований финансового поведения и финансовой грамотности. В статье предлагается модель потенциала школьного инициативного бюджетирования в повышении финансовой грамотности обучающихся, включающего ценностную, эмоциональную, когнитивную, операционную, поведенческую составляющие. Достижимость этих составляющих обосновывается совокупностью ситуаций, возникающих при реализации инициативного бюджетирования в общеобразовательных организациях. Предложенная модель позволяет разработать программу эмпирического исследования и осуществить отбор процедур диагностики образовательных и социальных результатов и эффектов. Изложенный материал может быть полезен как специалистам финансовых органов, осуществляющим руководство программами школьного инициативного бюджетирования, так и педагогам в целях повышения финансовой грамотности обучающихся.
Ключевые слова: финансовая грамотность школьников, бюджетная грамотность, школьное инициативное бюджетирование (ШКиБ), образовательные возможности ШКиБ
JEL: A29, G53, H41, H61, R53
Для цитирования: Куприянов Б. В., Карпова Е. М., Шевелёв М. А. Потенциал практик школьного инициативного бюджетирования в повышении финансовой грамотности обучающихся  // Финансовый журнал. 2025. Т. 17. № 2. С. 25–38. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2025-2-25-38.

© Куприянов Б. В., Карпова Е. М., Шевелёв М. А., 2025

Печать

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990