Научно-практический семинар «Гармонизация налогового и таможенного регулирования в ЕАЭС»

Постоянно действующий научно-практический семинар «Гармонизация налогового и таможенного регулирования в ЕАЭС» под руководством Сергея Шаталова приступил к работе.

Значимым событием 2022 года для Центра налоговой политики НИФИ Минфина России стало создание Постоянно действующего научно-практического семинара «Гармонизация налогового и таможенного регулирования в ЕАЭС» под руководством Сергея Шаталова (далее – Семинар). Цель создания научной площадки заявлена в Концепции Семинара как развитие новых направлений разработки налоговой и таможенной политики государств Евразийского экономического союза, широкое освещение передовых решений о новациях в сфере развития налоговой и таможенной системы, налогового администрирования, обмена опытом и информацией об актуальных проблемах налоговой и таможенной политики, с информированием об этих решениях органов власти государств-членов ЕАЭС, а также Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) для гармонизации законодательства.  Первый семинар прошел   28 июля 2022 года в НИФИ Минфина России. В мероприятии приняли участие представители финансовых и налоговых органов всех стран – членов ЕАЭС, а также Узбекистана. 

Повестка первого Семинара включала два блока. Первый блок был посвящен обсуждению эффективности налогового администрирования товарных сделок в ЕАЭС. Единое таможенное пространство ЕАЭС обеспечивает преимущества для торговли между странами Союза и способствует ее развитию. Однако статистический сборник, выпущенный к 10-летию ЕЭК[1] демонстрирует скромную динамику роста удельного веса объема взаимной торговли стран ЕАЭС в общем объеме внешней торговли стран Союза, который с 15,5% в 2015 году увеличился на немногим более одного процента, составив   14,6% по результатам 2021 года. Одной из причин сдерживания развития внутреннего рынка ЕАЭС является сложное налоговое администрирование товарных сделок между странами Союза, которое компенсирует отсутствие таможенного оформления блоком двухуровневой налоговой отчетности по косвенным налогам. На Семинаре были обсуждены проблемные вопросы в отношении отчетности по НДС. Несмотря на технический характер дискуссии нельзя недооценивать ее значение, т. к.  налоговая отчетность сопровождает каждую поставку в ЕАЭС, и даже точечная оптимизация процесса выразится в существенной экономии ресурсов на стороне налоговых органов и бизнеса за счет эффекта масштабирования. В качестве потенциальных мер совершенствования администрирования сделок внутри ЕАЭС на Семинаре были определены:

  1. Упрощение отчетности на стороне импортера за счет упразднения отдельной декларации по НДС по импортированным из стран ЕАЭС товарам, содержащей обобщенные данные заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов за период.
  2. Устранение неопределенности в отношении возможности корректировки налоговой базы импортером в случае пересмотра стоимости поставленных товаров в сторону уменьшения.

Интеллектуальную поддержку Семинару оказали представители Федеральной налоговой службы: начальник Управления международного сотрудничества и валютного контроля Елисей Балта и начальник Управления камерального контроля Алексей Касанюк. В частности, А. Касанюк поделился некоторыми идеями перестройки системы контроля и отчетности по взаимным сделкам в ЕАЭС, проектируемой сейчас финансовыми ведомствами стран ЕАЭС. Алексей Александрович рассказал, что упор планируется делать на автоматизированные ресурсы налоговых органов стран-участниц и электронный документооборот между хозяйствующими субъектами, что позволит отменить некоторые формы отчетности.

ЕАЭС не сводится только к Таможенному союзу, а гармонизация в ЕАЭС не должна быть просто лозунгом – таков лейтмотив второго блока повестки Семинара, на котором обсудили целесообразность введения концепции «экспорта услуг» (предполагает  право на полный вычет входного НДС, относящегося к услугам (работам), местом оказания (выполнения) которых является страна заказчика) и распространения права на вычет НДС также на случаи реализации товаров за пределами страны поставщика, что свойственно модели транзитной торговли, востребованной в текущих реалиях. Интересные выводы последовали из сравнения национальных подходов к применению НДС к услугам. Так, в Армении, Беларуси, России концепция «экспорта услуг» реализована. Следовательно, в Казахстане и Кыргызстане есть ресурс для повышения ценовой конкурентоспособности услуг на международном рынке.

По второму вопросу (реализация товаров за пределами страны), дискуссия только начата. Организаторы семинара применили гибкий подход: чтобы не ставить точку в дискуссии по какому-либо вопросу в связи формальным завершением семинара, ими разработаны и разосланы участникам таблицы с вопросами, поднятыми в рамках обсуждений на Семинаре. Полученная в порядке обратной связи информация была сопоставлена, обобщена, а результат и соответствующие выводы будут представлены всем участникам в ходе следующих заседаний.  Так, сравнение подходов в отношении реализации товаров за пределами страны позволило выявить сбалансированный вариант нормы, применяемой в Беларуси: право на вычет входного НДС в полной сумме по товарам, реализуемым  за пределами Республики Беларусь, доступно  при условии, что 1) товар приобретен в иностранном государстве и 2) в бюджет Беларуси НДС в отношении этого товара не уплачивался (ст. 134, пп. 4.1.1, 4.3.1.). В таком виде норма не создает дополнительного налогового бремени по трансграничным транзитным сделкам с товарами с участием белорусского поставщика. Налог будет уплачен в стране импортера, что соответствует общепринятому принципу применения косвенных налогов в стране назначения.  

Представляется, что обсуждение в ходе Семинара, а также обмен опытом и сравнение национальных подходов были полезны участникам Семинара, а идеи, которые прозвучали, будут рассмотрены как направления для межстрановой гармонизация подходов по налогообложению НДС, что может способствовать повышению конкурентоспособности товаров и услуг стран-членов ЕАЭС на мировом рынке. 

Обзор подготовили: д. э. н., главный научный сотрудник НИФИ Минфина России Сергей Дмитриевич Шаталов
к. э. н., ведущий научный сотрудник НИФИ Минфина России Надежда Геннадиевна Вишневская

См. https://www.nifi.ru/images/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%9D%D0%98%D0%A4%D0%98-HM.pdf


[1] Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Booklets/Brochura_10_year.pdf

Печать