Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

«Финансовый журнал» Том 15 №5 2023

СОДЕРЖАНИЕ

А. И. Вотинов, В. А. Грибова, С. С. Лазарян
Анализ трансмиссионного механизма государственных инвестиций на основе DSGE-модели
, с. 8-26
Аннотация
В данной работе предпринята попытка оценки влияния государственных инвестиций в рамках простой откалиброванной на российских данных DSGE-модели. Для этого были построены три версии DSGE-модели. Первая модель, называемая базовой, предполагает эффективные государственные инвестиции. Вторая модель связана с неэффективностью государственных инвестиций, при которой они не полностью трансформируются в капитал. Третья модель — модель с вытеснением частных инвестиций государственными. Основное внимание в исследовании уделено анализу последствий шока от государственных инвестиций для различных составляющих экономики. Показано, что для капитальных инвестиций характерны два эффекта. Первый — это краткосрочный рост спроса, связанный с увеличением инвестиционной деятельности. На его размер сильно влияет эффект вытеснения, обусловленный прежде всего возможностью экономики «поглотить» инвестиции. Второй эффект — это средне- и долгосрочное снижение предельных издержек, из-за которого наблюдается рост экономики, в том числе за счет увеличения частных инвестиций. Он зависит в основном от эффективности трансформации государственных инвестиций в капитал. Также был проведен анализ чувствительности результатов к параметризации, в том числе к степени открытости экономики. Полученные в ходе исследования результаты объясняют трансмиссионный механизм государственных инвестиций, включая факторы, влияющие на его эффективность. Важно отметить, что основная цель работы — это изучить трансмиссионный механизм и его детерминанты, при этом в качестве следующего этапа исследования предполагается полноценная оценка параметров на российских данных.
Ключевые слова: государственные инвестиции, DSGE-модели, эффект вытеснения, эффективность инвестиций, норма амортизации, соотношение доходности, степень замещения
JEL: E22, E62, H54, R53
Финансирование: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-18-00482, https://rscf.ru/project/21-18-00482/
Для цитирования: Вотинов А. И., Грибова В. А., Лазарян С. С. Анализ трансмиссионного механизма государственных инвестиций на основе DSGE-модели // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 5. С. 8–26. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-5-8-26
© Вотинов А. И., Грибова В. А., Лазарян С. С., 2023

Подробнее ...

Л. В. Санникова
Правовые основы цифровых валют центральных банков и цифрового рубля
, с. 27-44
Аннотация
Для внедрения цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ) необходима соответствующая правовая база. Ее отсутствие создает серьезные юридические и репутационные риски, которые могут подорвать доверие граждан к новой цифровой форме национальной валюты. Целью настоящей статьи является исследование подходов к формированию правовых основ функционирования ЦВЦБ на основе анализа зарубежного опыта и российского законодательства. В статье выделяются правовые признаки ЦВЦБ, позволяющие отграничить их от иных государственных цифровых финансовых инструментов. Автором предложена правовая таксономия розничных ЦВЦБ, раскрывающая правовые последствия выбора дизайна ЦВЦБ, а также проанализированы проблемы правового обеспечения баланса между конфиденциальностью пользователей и безопасностью. Кроме того, в статье исследованы правовые подходы к регулированию ЦВЦБ зарубежных стран, прежде всего Китая. Особое внимание автор уделил анализу законодательства о цифровом рубле, который показал недостаточность правовых гарантий защиты прав граждан — пользователей платформы цифрового рубля, что может негативно сказаться на общественном доверии к нему.
Ключевые слова: цифровая валюта центральных банков (ЦВЦБ), правовая таксономия, розничные ЦВЦБ, программируемые ЦВЦБ, цифровой рубль, цифровой юань
JEL: G21, G28
Благодарности: статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 21-511-93004 КАОН «Верховенство закона в цифровой экономике Китая и России: современное состояние, проблемы и перспективы».
Для цитирования: Санникова Л. В. Правовые основы цифровых валют центральных банков и цифрового рубля // Финансовый журнал. 2023.
Т. 15. № 5. С. 27–44. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-5-27-44
© Санникова Л. В., 2023

Подробнее ...

А. И. Лукашов
Совершенствование инструментария казначейского контроля в целях повышения эффективности бюджетных расходов
, с. 45-60
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проблематики, связанной с необходимостью повышения эффективности использования бюджетных средств. Автор предлагает дополнить «классические» критерии эффективности использования средств бюджета критерием законности. В исследовании обобщены и проанализированы результаты контрольной деятельности Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства. С учетом значительного количества выявляемых органами государственного финансового контроля нарушений сделан вывод о необходимости совершенствования инструментария казначейского контроля — казначейского обслуживания, казначейского сопровождения, бюджетного мониторинга и предварительного контроля в сфере закупок. Кроме того, в статье рассмотрены подходы к повышению операционной эффективности использования бюджетных средств. В качестве эмпирической базы были использованы результаты исполнения федерального бюджета за последние пять лет и показатели дебиторской задолженности федерального бюджета. Отдельное внимание уделено перспективам развития централизованного ведения бюджетного учета.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, казначейский контроль, казначейское обслуживание, казначейское сопровождение, централизованное ведение бюджетного учета
JEL: G32, H12, M15, M38, O32
Для цитирования: Лукашов А. И. Совершенствование инструментария казначейского контроля в целях повышения эффективности бюджетных расходов // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 5. С. 45–60. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-5-45-60
© Лукашов А. И., 2023

Подробнее ...

Е. Н. Тимушев, В. А. Яговкина
Резервные фонды в регионах России: факторы учреждения и оценка эффективности
, с. 61-78
Аннотация
Цель исследования — определить основные характеристики резервных фондов субъектов Российской Федерации, факторы их учреждения и эффективность с точки зрения проведения регионами контрциклической бюджетной политики. В теории резервные фонды выполняют функции не только источника дополнительных бюджетных средств, но и инструмента антикризисной политики и обеспечения финансовой устойчивости. На практике же резервные фонды регионов России не выполняют обозначенные задачи, а число публикаций по их состоянию и роли в бюджетной системе крайне ограничено. Это обуславливает актуальность данного исследования. В ходе анализа установлено, что резервный фонд субъекта как публично-правового образования предусмотрен лишь примерно в половине регионов России и во многом их учреждение совпало с восстановительным ростом после кризиса 2009–2010 гг. Теоретическим положениям соответствует и то, что резервный фонд имеют субъекты, экономика которых в большей степени зависит от отрасли добычи полезных ископаемых, с более высокой бюджетной обеспеченностью, менее дотационные и с меньшим уровнем долга. В то же время высокую бюджетную обеспеченность или долговую устойчивость региона вряд ли можно считать факторами создания резервных фондов. Построена модель оценки эффективности резервных фондов регионов России с точки зрения проведения регионами контрциклической бюджетной политики. Сделан вывод, что резервные фонды регионов в текущем виде неэффективны в сглаживании региональных расходов и сохранении общей бюджетной устойчивости. Тем не менее в изучаемой теме остается еще много вопросов, включая применение альтернативных спецификаций модели оценки эффективности резервных фондов и техники оценки. По итогам работы сформулированы направления дальнейших исследований.
Ключевые слова: контрциклическая бюджетная политика, финансовая устойчивость, межбюджетные отношения, региональное законодательство, комбинированная переменная, дамми-переменная, резервные фонды
JEL: H61, H72, H77
Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных в рамках государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Тимушев Е. Н., Яговкина В. А. Резервные фонды в регионах России: факторы учреждения и оценка эффективности // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 5. С. 61–78. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-5-61-78
© Тимушев Е. Н., Яговкина В. А., 2023

Подробнее ...

В. В. Климанов, А. А. Михайлова, З. И. Егоршева
Бюджетная политика Москвы: возможности ответа на вызовы новой реальности
, с. 79-93
Аннотация
В настоящее время в стране возник запрос на рост качества бюджетной политики как важнейшего элемента государственной политики, и Москва, несомненно, является передовым регионом для его реализации. Цель исследования — определить, обладает ли бюджетная политика Москвы возможностями через инструмент государственных программ отвечать на вызовы новой реальности. В статье рассматривается ретроспектива исполнения бюджета Москвы по расходам, где особое внимание уделяется программной структуре расходов. С помощью статистических и аналитических методов исследуется динамика распределения бюджетных ассигнований в рамках государственных программ Москвы, рассматриваются утвержденные и исполненные бюджеты и процент отклонения исполненных объемов расходов от первоначально утвержденных в разрезе подпрограмм. Сделан вывод, что бюджет Москвы является достаточно адаптивным. Динамика расходов свидетельствует о том, что распределение бюджетных ассигнований корректировалось в связи с необходимостью мегаполиса отвечать на различные вызовы, к которым ранее относилась необходимость борьбы с пандемией COVID-19, а сейчас таковыми являются напряженная внешнеполитическая обстановка и санкции со стороны недружественных государств.
Ключевые слова: бюджетная политика Москвы, финансы мегаполиса, финансовая устойчивость, государственные программы
JEL: H74, H77, Q58, R51
Финансирование: Исследование проведено при поддержке Российского научного фонда. Проект № 22-28-20117 «Бюджетная политика мегаполиса как инструмент ответа на вызовы новой реальности». https://rscf.ru/project/22-28-20117/
Для цитирования: Климанов В. В., Михайлова А. А., Егоршева З. И. Бюджетная политика Москвы: возможности ответа на вызовы новой реальности // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 5. С. 79–93. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-5-79-93
© Климанов В. В., Михайлова А. А., Егоршева З. И., 2023

Подробнее ...

А. И. Потапов
Оценка влияния маржинальных требований на ликвидность российского рынка фьючерсов
, с. 94-116
Аннотация
Внедрение системы маржирования на рынках производных финансовых инструментов положительно сказывается на ликвидности рынка и эффективности рыночного ценообразования. При этом при оценке маржинальных требований не учитываются в полной мере диверсификация и хеджирование портфеля. Поэтому для соответствия регуляторным требованиям биржа устанавливает завышенный размер маржи. В исследовании Daskalaki, Skiadopoulos (2016 г.) было доказано, что завышение маржинальных требований снижает положительный эффект от существования системы маржирования. Однако количественная оценка такого наблюдения не была представлена в исследованиях ранее. В данной работе производится количественное измерение зависимости ликвидности рынка от уровня маржи. Исследование проводится на данных фьючерсных контрактов на 19 базовых активов, торговавшихся на Московской бирже в период с 2014 по 2021 г., с применением авторегрессионной модели скользящего среднего с учетом экзогенных факторов (ARMAX). Стабильность полученных результатов определяется путем сопоставления различных спецификаций моделей с разным размером скользящего окна. Анализ не только подтвердил тот факт, что маржинальные требования, обеспечивающие защиту капитала биржи, снижают положительный эффект от внедрения системы маржирования, но и позволил оценить это количественно: повышение маржинальных требований на 1% в относительном выражении снижает объем торгов от 2,5 до 7% и объем открытых позиций от 0,2 до 0,9% в зависимости от типа позиции и участника торгов. Влияние на объем торгов является в среднем стабильным во времени, а для объема открытых позиций существуют локальные тренды и переломные точки.
Ключевые слова: производные финансовые инструменты, анализ временных рядов, ликвидность, маржинальные требования
JEL: C32, C51, G12
Для цитирования: Потапов А. И. Оценка влияния маржинальных требований на ликвидность российского рынка фьючерсов // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 5. С. 94–116. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-5-94-116
© Потапов А. И., 2023

Подробнее ...

В. Д. Смирнов
Эволюция отношений банка и фирмы
, с. 117-132
Аннотация
Усиление конкуренции во всех отраслях экономики, вызванное ускоренным внедрением новых технологических достижений в производственные процессы, созданием инновационных продуктов и использованием новых бизнес-моделей, создает повышенную неопределенность в перспективах развития каждой рыночной организации. Естественной реакцией многих коммерческих структур является углубление специализации и компетенций в своем профильном бизнесе. Цель исследования — выявление обстоятельств, которые оказывают влияние на сотрудничество фирмы и банка в новых условиях. В статье впервые рассмотрены эти отношения с точки зрения необходимости каждой из сторон совершенствовать свой собственный бизнес, что объективно требует более тесного сотрудничества между ними. По результатам исследования автор приходит к выводу, что укрепление сотрудничества фирмы и банка в кредитно-расчетных операциях и управлении связанными с ними рисками основано на преследовании каждой стороной своих собственных целей и увеличивает стоимость каждой из сторон. Формы сотрудничества фирмы и банка могут быть разные, но наиболее эффективной для каждой организации представляется партнерская форма отношений, которая позволяет получить наибольшие выгоды участникам сотрудничества и одновременно укрепить и усилить позиции в профильной для каждой стороны деятельности.
Ключевые слова: специализация, конкуренция, сотрудничество, взаимная выгода, эффективность, фирма, банк
JEL: G21, G32
Для цитирования: Смирнов В. Д. Эволюция отношений банка и фирмы // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 5. С. 117–132.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-5-117-132
© Смирнов В. Д., 2023

Подробнее ...

М. Е. Косов, Е. В. Голубцова, Е. С. Новикова
Роль государственных финансовых инструментов в решении ключевых проблем российских регионов на примере Дальнего Востока
, с. 133-149
Аннотация
Актуальность исследования определяется значимостью Дальневосточного федерального округа в условиях переориентирования логистических и инфраструктурных связей России с Запада на Восток. Целью работы является проверка гипотезы о положительном влиянии используемых государством финансовых инструментов на развитие Дальнего Востока. Задача данного исследования — проведение анализа и выработка необходимых мер государственного финансового регулирования для решения проблем развития российских регионов. Научная новизна исследования заключается в анализе мер государственного финансового регулирования Дальневосточного федерального округа с учетом изменения его роли в товарообороте Российской Федерации. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования для разработки государственной финансовой политики в данном макрорегионе. В дополнение к этому в статье рассмотрены ключевые проблемы Дальнего Востока, решение которых положительно скажется на экономическом росте страны, в том числе, возможно, и за счет предлагаемых авторами государственных финансовых мер. К таким мерам следует отнести наращивание мощностей морских портов Дальнего Востока, что означает одновременное развитие всей логистической инфраструктуры страны, в первую очередь железнодорожной, для организации бесперебойной доставки грузов к портам Дальнего Востока; изменение самой структуры торговли со смещением в сторону экспорта высокотехнологичной продукции, а не продаж дополнительных объемов природных ресурсов; решение демографической проблемы и повышение научно-технологического потенциала Дальневосточного федерального округа. Результаты данного исследования могут быть использованы в дальнейшем для анализа других регионов и макрорегионов России с целью повышения экономического потенциала страны в целом.
Ключевые слова: импортозамещение, государственное регулирование, региональная экономика, налоговое стимулирование, льготное кредитование, субсидии, инвестиции
JEL: G18
Для цитирования: Косов М. Е., Голубцова Е. В., Новикова Е. С. Роль государственных финансовых инструментов в решении ключевых проблем российских регионов на примере Дальнего Востока  // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 5. С. 133–149. 
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-5-133-149
© Косов М. Е., Голубцова Е. В., Новикова Е. С., 2023

Подробнее ...

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990