«Финансовый журнал» Том 12 №5 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Интервью с директором Департамента финансовой политики Минфина России И. А. Чебесковым, с. 9-16
М. А. Михайлова, А. В. Обыночный, К. В. Швандар
Трансформация роли регуляторов финансового рынка: постановка исследовательской задачи, с. 15-29
Аннотация. Быстро формирующаяся новая социально-экономическая реальность и не успевающие за ней научные исследования в области экономической теории привели к тому, что до настоящего момента не сложилась система объективных экономических критериев, позволяющих проводить оценку соответствия решений, принимаемых регуляторами различных стран мира при осуществлении своих функций, в частности в таких сферах, как платежные услуги или выход на финансовый рынок компаний из других секторов экономики (BigTech и пр.), характеру происходящих рыночных изменений, а также основополагающим целям и задачам развития рынка и конкуренции на нем. В совокупности с кардинальной сменой роли регулирования в развитии финансового рынка это формирует широкий пласт научно-исследовательских задач. В своей новой роли регулирование не столько выполняет функции мониторинга состояния рынка и установления границ и правил его развития, сколько стремится определять, как именно будет происходить это развитие, вплоть до выбора конкретных технологий. В рамках данной статьи обосновывается подход к исследованию изменения функций макрорегулирования как единого механизма по отношению к единому объекту, в отличие от имеющихся в научной литературе исследований в рамках отдельных сегментов или инфраструктуры финансового рынка, а также практики его регулирования. Использование в качестве примера платежного рынка связано с тем, что к настоящему моменту именно на нем в наибольшей степени можно наблюдать проявления исследуемых изменений.
Ключевые слова: регулирование, центральные (национальные) банки, системы быстрых (мгновенных платежей), розничные платежи, конкуренция на финансовом рынке, ценовое регулирование, технологии, финтех, бигтех, развитие, агенты развития, инновации.
JEL: G15, G18, G21, G28
Для цитирования: Михайлова М. А., Обыночный А. В., Швандар К. В. Трансформация роли регуляторов финансового рынка: постановка исследовательской задачи // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 15–29. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-15-29.
А. А. Анисимова
Возможности и перспективы перехода России к безналичному обществу, с. 30-42
Аннотация. Ярко выраженные тенденции цифровизации в современном мире обуславливают актуальность данной темы. Новые цифровые технологии позволяют осуществлять бесконтактные платежи как непосредственно в розничных точках продаж, так и на большом расстоянии от места продажи. До недавнего времени подобные возможности рассматривались лишь в качестве нового инструмента, обеспечивающего удобство платежей клиентам. Однако в условиях пандемии COVID-19 безналичные расчеты во всем мире стали необходимостью. Вместе с тем существуют объективные препятствия для полного перехода к безналичным расчетам. В статье осуществляется анализ препятствий перехода к безналичному обществу на примере стран ЕС и дается оценка развитию безналичных платежей в России. Основными препятствиями являются сложность обеспечения безопасности при осуществлении платежей и риск изоляции определенных групп населения от экономической и социальной жизни общества. Под вопросами безопасности подразумевается не только препятствие хищению финансовых средств, но и предотвращение сбоев электронных систем расчетов. В экономической и социальной изоляции могут оказаться люди, не имеющие по каким-либо причинам счетов в банках или не умеющие пользоваться электронными платежными инструментами. Это хорошо было заметно в период пандемии, когда пожилые люди нуждались в помощи волонтеров, чтобы приобрести товары, так как они не могли воспользоваться услугами интернет-магазинов. В статье выделяются основные тенденции в развитии безналичных платежей в ЕС и России, в том числе с учетом обстоятельств, связанных с COVID-19. Развитие безналичных платежей зависит от стабильности экономики, и можно ожидать, что мировой экономический кризис 2020 г. приведет к снижению потребительской активности в сфере использования безналичных банковских услуг не только в России, но и в мире.
Ключевые слова: безналичные расчеты, банкоматы, банковский счет, теневая экономика, безналичное общество.
JEL: G20, G21, G23
Для цитирования: Анисимова А. А. Возможности и перспективы перехода России к безналичному обществу // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 30–42. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-30-42.
В. Л. Достов, П. М. Шуст, Г. В. Алексеев, С. В. Криворучко
Подходы к регулированию рынка электронных денег на пространстве ЕАЭС: сравнительный анализ, с. 43-58
Аннотация. Целью настоящего исследования является выявление значимых (общих и частных) элементов правового регулирования электронных денег в Российской Федерации, Киргизии, Казахстане, Беларуси и Армении. Для достижения этой цели авторами были решены следующие задачи. Во-первых, разработана методологическая основа для проведения сравнительного анализа систем правового регулирования, в частности, определены такие их характеристики, как юридически закрепленный статус эмитента электронных денег (в том числе различие в пруденциальных требованиях к кредитным организациям, наличие дифференцированного подхода к идентификации клиентов систем электронных денег, режим использования электронных кошельков, применение юридического разделения функций эмиссии электронных денег и осуществления переводов электронных денег). Во-вторых, указанные характеристики последовательно проанализированы в разрезе каждой из стран с учетом действующих в этих юрисдикциях нормативно-правовых актов. В-третьих, на основе проведенного анализа сделаны синтетические выводы относительно ключевых тенденций в странах ЕАЭС и их связи с основными характеристиками электронных денег как финансового сервиса. В большинстве рассмотренных стран сохраняется обязательность банковской лицензии для эмитентов электронных денег, что отвечает интересам финансовой стабильности. При этом наблюдается разный подход к дифференциации функционала в системах электронных денег — в некоторых странах выделяется категория «операторов», которые не осуществляют эмиссию, но оказывают услуги по переводу денежных средств. Оценка реального эффекта такого разделения на развитие финансового рынка требует дополнительного изучения. Практически во всех рассмотренных странах используются механизмы удаленной (упрощенной) идентификации, что подтверждает акцент на институте электронных денег как «упрощенном» продукте, направленном на обеспечение доступности финансовых услуг. Во всех странах (кроме Беларуси и Киргизии) сохраняются неперсонифицированные электронные кошельки. По результатам исследования можно сделать вывод о сохранении статуса электронных денег как специфичного института, направленного на обеспечение доступности финансовых услуг и удовлетворение спроса на мгновенные безналичные платежи. Наблюдается также очевидная конвергенция в регулятивных подходах на данном рынке.
Ключевые слова: регулирование электронных денег, ЕАЭС, виды идентификации, эмитенты электронных денег, платежные агенты, операторы электронных денег, институты электронных денег, электронные кошельки, предоплаченные карты.
JEL: G21, G23, G28
Благодарности: Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета.
Для цитирования: Достов В. Л., Шуст П. М., Алексеев Г. В., Криворучко С. В. Подходы к регулированию рынка электронных денег на пространстве ЕАЭС: сравнительный анализ // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 43–58. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-43-58.
А. В. Емелин, Б. Г. Перов
Правовые проблемы идентификации при дистанционном финансовом обслуживании физических лиц, с. 59-74
Аннотация. В период действия в Российской Федерации режима повышенной готовности и самоизоляции из-за пандемии COVID-19 в банковском сообществе активизировалось обсуждение с финансовыми регуляторами вопросов развития дистанционного финансового обслуживания физических лиц, в первую очередь в части обеспечения возможности удаленного открытия счетов, вкладов и кредитования новых клиентов, не имеющих возможности временно (в период действия карантинных мер) или постоянно (лица с дополнительными потребностями) получать финансовые услуги в офисах банков. Цель статьи — предложение дополнительных к уже введенным регуляторных мер в целях повышения эффективности оказания финансовых услуг физическим лицам в дистанционном формате. Методом исследования является изучение различных актов государственных органов (нормативные и нормативные правовые акты, информационные письма), в том числе принятых в период действия противоэпидемиологических мер, а также результаты опросов финансовых организаций — членов Национального совета финансового рынка — о влиянии принятых мер на их деятельность по оказанию услуг физическим лицам и предложениях по их совершенствованию. В статье приводится анализ основных решений регуляторов по данной проблематике, оценка их воздействия на регулируемую сферу правоотношений, а также рассматривается международный опыт регулирования процедур идентификации с использованием дистанционных каналов связи. По результатам работы сделаны выводы о целесообразности и достаточности принятых регуляторных мер для обеспечения дистанционного финансового обслуживания физических лиц в условиях самоизоляции, а также о перспективных путях дальнейшего совершенствования действующего законодательства в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: финансовые услуги, открытие счета, кредитование, Банк России, банковская деятельность, правовое регулирование, удаленная идентификация, дистанционное обслуживание, пандемия.
JEL: G20, G28
Для цитирования: Емелин А. В., Перов Б. Г. Правовые проблемы идентификации при дистанционном финансовом обслуживании физических лиц // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 59–74. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-59-74.
А. В. Маслов, Ю. А. Маклакова
Технология эквайринга и проблемы его регулирования в России, с. 75-85
Аннотация. В данной работе рассмотрена эволюция эквайринга в России, который изначально был сугубо профессиональным термином и подразумевал привлечение «точек обслуживания» к приему карт, а теперь обозначает весь комплекс бизнеса по созданию и развитию инфраструктуры безналичного расчетно-кассового обслуживания в торгово-сервисных предприятиях с использованием платежных карт. Инновации в технологической области стимулировали развитие инструментов эквайринга. Однако сегодня, когда количество безналичных операций неуклонно растет и почти достигло количества операций с помощью наличных денег, между ретейлом и банками все еще остро стоит вопрос комиссий за эквайринг. Авторы рассматривают позиции двух сторон спора, а также делают выводы о возможных последствиях в случае удовлетворения требований ретейла либо банков.
Ключевые слова: эквайринг, комиссии за эквайринг, инфраструктура безналичного расчетно-кассового обслуживания, пластиковые карты, безналичные платежи.
JEL: G21, G23
Для цитирования: Маслов А. В., Маклакова Ю. А. Технология эквайринга и проблемы его регулирования в России // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 75–85. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-75-85.
П. А. Самиев, В. Р. Закирова, Д. В. Швандар
Экосистемы и маркетплейсы: обзор рынка финансовых услуг, с. 86-98
Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена общемировыми тенденциями цифровизации финансового рынка и новыми вызовами современности. Распространение процессов глобализации на деятельность финансовых организаций определяет тренды цифрового развития взаимодействия с клиентами, в частности, рост потребительского спроса на дистанционное обслуживание в условиях пандемии стимулирует образование новых финансово-цифровых платформ. В статье представлен аналитический обзор тенденций, препятствий и перспектив интеграции финансовых экосистем и маркетплейсов на российском рынке. Основные выводы работы сводятся к необходимости применения комплексного подхода при разработке правил функционирования финансово-цифровых экосистем и маркетплейсов, учету межотраслевого характера взаимодействия. Нормативно-правовое регулирование обеспечит законодательные рамки и будет способствовать поддержанию конкуренции на рынке.
Ключевые слова: финансово-цифровые платформы, маркетплейс, финансовая экосистема, структурная трансформация, сквозная цифровая система.
JEL: G21, G22, G28
Для цитирования: Самиев П. А., Закирова В. Р., Швандар Д. В. Экосистемы и маркетплейсы: обзор рынка финансовых услуг // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 86–98. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-86-98.
Д. Андряков, Е. А. Домбровский
Меры налогово-бюджетного стимулирования экономического роста территорий, с. 99-113
Аннотация. В статье рассматриваются два возможных направления налогово-бюджетного стимулирования развития территорий: на уровне крупнейших агломераций в России и на региональном уровне. Агломерации являются «моторами» экономического развития стран. Неслучайно в Стратегии пространственного развития России до 2025 года особая роль отводится развитию агломераций. Вместе с тем имеется ряд факторов, сдерживающих их рост в РФ, и в частности институциональные ограничения, связанные с низкой самостоятельностью муниципальных образований, образующих агломерации. В статье предлагается ряд мер по перераспределению доходов и полномочий между муниципальными образованиями, являющимися центрами крупнейших агломераций, и регионами, на территории которых находятся эти агломерации. На региональном уровне были проанализированы действующие в настоящее время в России механизмы стимулирования субъектов РФ к наращиванию собственных доходов. Предложен механизм дополнительного стимулирования, заключающийся в передаче регионам поступлений НДС по льготной ставке 10 %, базой налогообложения которого является конечное внутреннее потребление домашних хозяйств, в обмен на централизацию в федеральном бюджете налога на прибыль по ставке 1 %. Проанализированы различные варианты реализации этого механизма с точки зрения его нейтральности к федеральному бюджету и бюджетам дотационных регионов.
Ключевые слова: агломерации, бюджетное выравнивание, стимулирование, регионы, межбюджетные трансферты, межбюджетные отношения, НДС, налог на прибыль.
JEL: H71, H72, H74
Для цитирования: Андряков А. Д., Домбровский Е. А. Меры налогово-бюджетного стимулирования экономического роста территорий // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 99–113. DOI:10.31107/2075-1990-2020-5-99-113.
Б. И. Алехин
Налоговая автономия и бюджетные балансы регионов, с. 114-127
Аннотация. Цель исследования — протестировать предположение о том, что расширение региональной налоговой автономии, измеренной отношением имущественных налогов к бюджетным расходам регионов, способствует улучшению региональных бюджетных балансов. С этой целью из статистики исполнения региональных консолидированных бюджетов выбраны данные по 82 субъектам Российской Федерации за 2005–2018 гг. Двухшаговая динамическая модель бюджетного сальдо оценена «системным» обобщенным методом моментов. Обнаружена положительная и статистически значимая зависимость сальдо от налоговой автономии. Автор присоединяется к тем исследователям, которые считают важным направлением развития бюджетного федерализма в России укрепление налоговой автономии регионов с упором на имущественные налоги.
Ключевые слова: налог на недвижимость, налоговая автономия, субнациональные органы власти, фискальный дисбаланс.
JEL: H62, H71, H77, E62
Для цитирования: Алехин Б. И. Налоговая автономия и бюджетные балансы регионов // Финансовый журнал. 2020. Т. 12. № 5. С. 114–127. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-5-114-127.