Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

«Финансовый журнал» Том 15 №4 2023

СОДЕРЖАНИЕ

А. Б. Золотарева
Проблемы и пути совершенствования правового регулирования государственных инвестиций в России
, с. 8-26
Аннотация
Статья отражает основные выводы научно-исследовательской работы, имевшей целью выявление ключевых проблем и направлений совершенствования правового регулирования государственных инвестиций на основе анализа законодательства и практики его применения. Проведенный анализ приводит к выводу о наличии в действующем законодательстве по вопросам планирования и реализации государственных инвестиций существенных недостатков, препятствующих повышению их эффективности. К числу таких недостатков автор относит: одновременное наделение разных органов правом принятия ключевых инвестиционных решений; дублирование инвестиционной компоненты госпрограмм и национальных (федеральных) проектов; утверждение бюджетных ассигнований по проектам, не готовым к реализации; нечеткость оснований для повышения цены строительных контрактов, а также для централизации функций по планированию и реализации отраслевых инвестиций в руках ППК «Единый заказчик»; снижение требований к обоснованию инвестиционных проектов. Для смягчения отмеченных недостатков в статье, в частности, предлагается: обеспечить системное планирование крупных инвестиций в составе национальных и федеральных проектов, исключив эти расходы из госпрограмм; по общему правилу отказаться от практики утверждения решений об осуществлении бюджетных инвестиций отдельными актами правительства и включения в ФАИП инвестиционных проектов без проектной и другой необходимой документации; организовать сравнительную оценку эффективности деятельности централизованного заказчика и ГРБС по управлению инвестициями по законодательно определенным критериям, по итогам которой следует рассмотреть вопрос о целесообразности централизации; вернуться к использованию при анализе инвестиционных проектов некоторых ранее применявшихся критериев оценки их эффективности.
Ключевые слова: государственные инвестиции, бюджетные инвестиции, федеральная адресная инвестиционная программа, ФАИП, планирование государственных инвестиций, реализация государственных инвестиций
JEL: Н11, H50, H54, H60, H68, O20
Финансирование: Статья подготовлена в рамках государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Золотарева А. Б. Проблемы и пути совершенствования правового регулирования государственных инвестиций в России // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 4. С. 8–26. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-8-26.
© Золотарева А. Б., 2023

Подробнее ...

О. К. Ястребова, О. И. Карасев
Инструменты финансирования и результаты в сфере НИОКТР
, с. 27-42
Аннотация
Ключевой задачей совершенствования инструментов научно-технологической политики на современном этапе является ориентирование исследований и разработок на получение общественно значимых результатов, в том числе на создание востребованных инновационных продуктов и технологий. Ее решение требует соответствующего развития системы финансовой поддержки науки. Наличие четко выстроенной взаимосвязи между национальными целями, поставленными перед научной сферой в целом, и отдельными инструментами их достижения рассматриваются авторами статьи как необходимое условие эффективного управления данной областью. В работе проводится анализ ключевых инструментов финансирования НИОКТР с точки зрения подходов к обеспечению их результативности. Показана необходимость увязки объемов финансирования с достигаемыми результатами, сформулированы конкретные предложения по решению этой задачи, в том числе основанные на оценке уровней готовности технологий.
Ключевые слова: научно-технологическая политика, инструменты финансирования НИОКТР, показатели результативности, уровни готовности технологий, государственная программа
JEL: O31, O32, O38
Для цитирования: Ястребова О. К., Карасев О. И. Инструменты финансирования и результаты в сфере НИОКТР // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 4. С. 27–42. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-27-42.
© Ястребова О. К., Карасев О. И., 2023

Подробнее ...

Б. И. Алехин
Монетарная бедность и образование в России
, с. 43-62
Аннотация
Отечественная экономическая литература о бедности изобилует эмпирически неподтвержденными заявлениями о положительной связи между уровнем образования и уровнем жизни. Цель настоящего исследования — обнаружить эмпирические свидетельства такой связи в панельных данных по 82 субъектам Российской Федерации за 2000–2021 гг. С этой целью мы оценили параметры панельного коинтегрирующего уравнения методом динамических наименьших квадратов и обнаружили высокую и статистически значимую отрицательную зависимость показателей абсолютной и относительной бедности по высшему уровню образования трудоспособного населения регионов. Также выполнен тест Думитреску — Херлина на парную причинность, который показал, что рост уровня образования не является причиной роста абсолютной монетарной бедности, а рост абсолютной монетарной бедности вызывает рост уровня образования, так как люди стараются предотвратить бедность путем повышения образовательного уровня. Результаты этих эконометрических процедур позволяют утверждать, что цель данного исследования достигнута.
Ключевые слова: монетарная бедность, образование, коинтеграция, регион, Россия
JEL: I24, C23
Для цитирования: Алехин Б. И. Монетарная бедность и образование в России // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 4. С. 43–62.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-43-62.
© Алехин Б. И., 2023

Подробнее ...

А. И. Денисова, Д. А. Созаева, К. В. Гончар, Г. А. Александров
Совершенствование методологии оценки экономической эффективности государственных закупок
лекарственных средств
, с. 63-81
Аннотация
В исследовании поднимается вопрос об оценке эффективности государственных закупок, в особенности закупок лекарственных препаратов. Эта тема представляется актуальной, поскольку значительная часть государственного финансирования направляется именно в систему здравоохранения, а качество организации закупочной деятельности напрямую влияет на работу учреждений, непосредственно оказывающих медицинскую помощь населению, то есть больниц и поликлиник. В связи с этим особую значимость приобретает совершенствование методологии оценки экономической эффективности государственных закупок и в частности закупок лекарственных препаратов, что является целью исследования. В работе приводятся результаты статистического анализа, которые доказывают необходимость разработки методологии, учитывающей объемы несостоявшихся закупок с целью оценки их эффективности. Отдельно исследовался вопрос повторных закупок, поскольку информация о них позволила бы делать выводы о существующих закономерностях при проведении тендеров и причинах признания закупки несостоявшейся. Методическая новизна связана с описанием подхода к формированию выборки для исследования и алгоритма выявления повторных закупочных процедур. Все расчеты сделаны на реальных данных о закупках в рамках Федерального закона № 44-ФЗ за 2021–2022 гг., агрегированных из Единой информационной системы в сфере закупок. Практическая значимость результатов исследования обусловлена статистическим анализом масштабов несостоявшихся и повторных закупок в разрезе регионов, лекарственных препаратов и фармакотерапевтических групп. На основании проведенного анализа даны примерные стоимостные оценки скрытых затрат (ущерба) государственного бюджета, связанные с повторной организацией и проведением торговых процедур. Результаты работы могут быть использованы для дальнейших научных исследований в области эффективности государственных закупок, а также для совершенствования государственной политики в сфере закупок и обеспечения лекарственными средствами.
Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, эффективность государственных закупок, закупки лекарственных препаратов, повторные закупки, несостоявшиеся закупки, анализ больших данных
JEL: C55, C81, C40, H57, I18
Благодарности: Исследование выполнено на базе ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» в сотрудничестве с «Росэлторг Лабораторией» (АО «Единая электронная торговая площадка»). Коллектив авторов благодарит сотрудников компании АО «Единая электронная торговая площадка» за поддержку исследовательской деятельности.
Для цитирования: Денисова А. И., Созаева Д. А., Гончар К. В., Александров Г. А. Совершенствование методологии оценки экономической эффективности государственных закупок лекарственных средств // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 4. С. 63–81.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-63-81.
© Денисова А. И., Созаева Д. А., Гончар К. В., Александров Г. А., 2023

Подробнее ...

Т. И. Виноградова
Инструментарий зеленого бюджетирования и практический опыт его использования
, с. 82-97
Аннотация
Россия ориентирована на достижение Целей устойчивого развития ООН и формирует свою климатическую стратегию. В марте 2023 г. Правительство РФ утвердило Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 г. Государственный бюджет является главным инструментом достижения политических целей государства, и поэтому для реализации государственной политики защиты окружающей среды и противодействия изменению климата внедряется зеленое бюджетирование (green budgeting). Целью данной статьи является актуализация представлений о зеленом бюджетировании, систематизация инструментов такого бюджетирования в рамках общей концепции зеленого бюджетирования с учетом зарубежного опыта их применения. Автором использованы общенаучные методы, в частности методы анализа и обобщения актуальной научной литературы, правовой информации и публикаций международных организаций. Сделаны следующие выводы. Государственная бюджетная система позволяет минимизировать неблагоприятные для окружающей среды виды экономической деятельности при создании возможности отслеживания, анализа, оценки и корректировки бюджетных расходов с использованием инструментов зеленого бюджетирования. Зеленое бюджетирование не требует перестройки системы управления государственными финансами; необходимым условием для его практического использования является наличие заботы об окружающей среде в числе государственных национальных целей.
Ключевые слова: зеленый бюджет, зеленое бюджетирование, зеленое управление общественными финансами, климатическое бюджетирование, зеленая маркировка, оценка воздействия на экологию, аудит зеленых расходов
JEL: F53, F64, H61, H72, Q01, Q51
Для цитирования: Виноградова Т. И. Инструментарий зеленого бюджетирования и практический опыт его использования // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 4. С. 82–97. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-82-97.
© Виноградова Т. И., 2023

Подробнее ...

Ж. А. Мингалева, И. А. Никитина, И. А. Круглова
О целесообразности использования Индекса экологической эффективности для оценки
уровня социально-экологического развития российских регионов
, с. 98-111
Аннотация
Принятие инвестиционных решений многими частными и институциональными инвесторами осуществляется с учетом информации (текущих оценочных значений, прогнозов, тенденций), содержащейся в регулярно публикуемых ведущими международными финансовыми и регулирующими организациями (МВФ, МБРР, ООН) различных рейтингов стран, позволяющих инвесторам оценить уровень риска и доходности инвестирования в различные проекты в этих странах. В статье проведен анализ Индекса экологической эффективности (EPI) с точки зрения возможности его использования как инструмента анализа и оценки успешности достижения целей устойчивого социально-экологического развития российских регионов. Цель данной статьи состоит в анализе целесообразности применения Индекса экологической эффективности и его отдельных элементов как части комплексного подхода к оценке социально-экологического развития России и отдельных регионов. Проведен анализ изменений методики расчета Индекса экологической эффективности за весь период его составления; проанализирована динамика показателей, направлений и блоков, составляющих Индекс, дана оценка их адекватности географическим и отраслевым особенностям социально-экологического развития. В результате выявлены чрезвычайно высокий уровень политизированности Индекса, несоответствие методики его расчета реальным условиям экономического развития России. Доказана нецелесообразность его применения в настоящих условиях для оценки социально-экологического развития российских регионов, для построения рейтинга их устойчивого развития, для разработки критериев оценки эффективности экологических программ и проектов, в том числе в области зеленых и экологических инвестиций.
Ключевые слова: социально-экологическое развитие, сравнительный анализ, Индекс экологической эффективности, индикаторы оценки
JEL: Q54, Q56, Q58, Q52
Благодарности: Статья подготовлена в рамках реализации ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)» программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Для цитирования: Мингалева Ж. А., Никитина И. А., Круглова И. А. О целесообразности использования Индекса экологической эффективности для оценки уровня социально-экологического развития российских регионов // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 4.
С. 98–111. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-98-111.
© Мингалева Ж. А., Никитина И. А., Круглова И. А., 2023

Подробнее ...

И. В. Кивико, Н. И. Малис
Налоговая политика Республики Крым: снижение дотационности региона
, с. 112-122
Аннотация
Современное состояние российской экономики характеризуется значительной дифференциацией регионов по уровню социально-экономического развития, что предопределяет наличие большого количества дотационных регионов, не имеющих достаточной доходной базы для обеспечения расходов бюджета собственными источниками. К таким регионам относится и Республика Крым. В настоящее время в республике вырабатываются основанные на анализе экономической ситуации меры повышения собственных доходов регионального и местных бюджетов, которые хотя и не обеспечивают пока бюджетной достаточности, но уже дают положительные результаты. Республика Крым является дотационным регионом, и по объективным причинам уровень дотационности в ближайшее время существенно снизить не удастся, поскольку выполнение показателей, отраженных в Законе Республики Крым «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года», не представляется реальным. Несомненно, расширение доходной части регионального бюджета должно базироваться на повышении уровня управляемости налоговым потенциалом, связанным с динамикой экономического развития. Уникальные географические, ресурсные и природно-климатические условия Республики Крым позволяют проводить широко диверсифицированную политику экономического развития и, соответственно, региональную налоговую политику. Основываясь на особенностях территориального положения и большого количества санаторно-курортных и рекреационно-оздоровительных комплексов республики, можно сформировать программу краткосрочных мероприятий наращивания налоговой базы по специальным налоговым режимам, НДФЛ и другим налогам, обеспечивающим каскадный эффект деловой активности физических лиц и субъектов МСП. Полное или частичное решение проблемы сезонности активного использования туристической инфраструктуры позволит нарастить налоговый потенциал и, в свою очередь, снизить дотационную зависимость Республики Крым от федерального центра. Резервы реализации налогового потенциала Республики Крым лежат в области расширения круга легальных налогоплательщиков, максимально возможной регистрации объектов налогообложения, пересмотра налоговых льгот с позиций их эффективности.
Ключевые слова: Республика Крым, бюджет, налоговое стимулирование, валовой региональный продукт, прибыль, малое предпринимательство, налоговый потенциал
JEL: G28, D63, D78
Для цитирования: Кивико И. В., Малис Н. И. Налоговая политика Республики Крым: снижение дотационности региона // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 4. С. 112–122. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-112-122.
© Кивико И. В., Малис Н. И., 2023

Подробнее ...

A.Yu. Mikhaylov, V. Khare, S. E. Uhunamure, Ts. Chang, D.I. Stepanova
Bitcoin Price Short-term Forecast Using Twitter Sentiment Analysis
, p. 123-137
Abstract
The goal of the article is to develop an innovative forecasting approach based on the Random Forest and fuzzy logic models for predicting crypto-asset prices (IFSs, PFSs, q-ROFSs). The baseline forecast horizon is 90 days (additional horizons are 30, 60, 120 and 150 days), which allows to estimate the significance of the chosen features and the impact of time on the forecast accuracy. The paper proposes an optimal data selection approach for the Random Forest and fuzzy logic models to improve the prediction of the daily closing price of Bitcoin, using online social network activity, trading parameters, technical indicators, and data on other cryptocurrencies. This paper utilizes a tree-based machine learning prediction and a fuzzy logic model for Bitcoin. The article attempts to prove that automated Bitcoin forecasting using machine learning algorithms is very effective for the cryptocurrency market. Nevertheless, the latter is characterized by high volatility, significant rate hikes of the most liquid cryptocurrencies (mainly Bitcoin). Therefore, investments in cryptocurrencies, especially long-term ones, involve significant risks. This defines the paper’s significance for investors and regulators. As shown by simulation studies of data selection approaches generalizing the accuracy performance of the Random Forest and fuzzy logic models to real preferences of forecasting, even under significant noise measurements, the proposed selection approach leads to fast convergence of estimates. The accuracy of the model’s results exceed 85.21 on a 90-day time horizon.
Keywords: cryptocurrency, investor behavior, Bitcoin, inflation, Twitter sentiment
JEL: D53, E31, E44, F21
For citation: Mikhaylov A.Yu. et al. (2023). Bitcoin Price Short-term Forecast Using Twitter Sentiment Analysis. Financial Journal, 15 (4), pp. 123–137.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-4-123-137.
© Mikhaylov A.Yu. et al., 2023

Подробнее ...

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990