Научно-практическое издание

ISSN 2658-5332

«Финансовый журнал» Том 15 №3 2023

СОДЕРЖАНИЕ

С. Д. Шаталов, М. Р. Пинская, В. А. Прокаев, К. Н. Цаган-Манджиева
Концепция рентного налогообложения добычи и извлечения твердых полезных ископаемых
, с. 9-24
Аннотация
В статье рассмотрены концептуальные подходы к налогообложению природопользования. Целью статьи является выявление налоговых рисков государства при реализации различных сценариев изъятия горной ренты и обоснование методологии ресурсного налогообложения при добыче и переработке твердых полезных ископаемых, основанной на принципе налоговой справедливости. Выявлены факторы возникновения налоговых рисков государства при реализации им суверенного права на горную ренту. Сформулированы требования к налоговой системе, соблюдение которых позволит учесть факторы налоговых рисков государства. Определены преимущества и недостатки отдельных фискальных платежей за добычу минерального сырья. Аргументировано, что ресурсный налог должен строиться на основе приведенной стоимости, рассчитываемой как чистый дисконтированный доход инвестора за все время существования проекта. Предложен механизм налогообложения горной ренты, который увеличил бы поступления в бюджет, сохранив при этом стимулы добывающих компаний к инвестициям в геологоразведочные работы. Показаны основные развилки в конструкции такого налога на рентный доход.
Ключевые слова: горная рента, НДПИ, налог на дополнительный доход, многокомпонентная комплексная руда, твердые полезные ископаемые
JEL: D60, E20, L10, Q38
Для цитирования: Шаталов С. Д., Пинская М. Р., Прокаев В. А., Цаган-Манджиева К. Н. Концепция рентного налогообложения добычи и извлечения твердых полезных ископаемых // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 3. С. 9–24. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-3-9-24.
© Шаталов С. Д., Пинская М. Р., Прокаев В. А., Цаган-Манджиева К. Н., 2023

Подробнее ...

Д. Ю. Федотов
Фискальная роль особых пошлин на импортные товары
, с. 25-40
Аннотация
В статье рассмотрены применяемые в мировой практике меры таможенного регулирования внешней торговли. В связи с либерализацией мировой торговли большинство стран сокращает применение мер таможенно-тарифного регулирования, компенсируя их введением особых пошлин на импортные товары. Целью исследования является анализ международной практики применения особых пошлин на импортные товары. Отдельно был проведен анализ использования особых пошлин против стран ЕАЭС, а также странами ЕАЭС в отношении импортируемых товаров. Особое внимание было уделено оценке степени реализации фискальной функции особых пошлин. Гипотезой исследования является предположение о том, что особые пошлины играют незначительную фискальную роль в доходах государственного бюджета. Анализ практики применения особых пошлин был проведен на основе данных Всемирной торговой организации и органов Казначейства России. В ходе работы применялись экономико-логические приемы сравнения, детализации, а также балансовый метод. В результате исследования было установлено, что чаще всего для регулирования импорта иностранных товаров используют антидемпинговые пошлины, на долю которых приходится две трети всех особых пошлин. Россия ввела 25 защитных мер на товары, импортируемые из других стран, а против российских товаров действует 93 защитные меры. Особые пошлины в настоящее время имеют небольшое значение в доходах федерального бюджета России, в 2021 г. их соотношение с ввозными таможенными пошлинами составило 1,5%. В то же время был выявлен устойчивый рост особых пошлин, за последние десять лет их поступление увеличилось в 13 раз. Для повышения фискальной роли особых пошлин целесообразно изменить порядок их распределения между странами ЕАЭС таким образом, чтобы вся сумма особых пошлин на импортные товары зачислялась в бюджет той страны, которая инициировала их введение.
Ключевые слова: нетарифное регулирование внешней торговли, особые пошлины, доходы бюджета, антидемпинговые меры, компенсационные меры, ввозные таможенные пошлины
JEL: F13, H87
Для цитирования: Федотов Д. Ю. Фискальная роль особых пошлин на импортные товары  // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 3. С. 25–40. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-3-25-40.
© Федотов Д. Ю., 2023 

Подробнее ...

В. В. Громов
Оценка комплементарности льготных налоговых режимов Сахалинской области
, с. 41-58
Аннотация
Государственное регулирование процессов антропогенного воздействия на природу, включая политику ограничения выбросов парниковых газов, предполагает оказание поддержки тем предприятиям, которые направляют инвестиции на реализацию климатических проектов. Их востребованность подтверждается той задачей, которая была поставлена Арктическим советом под председательством России перед Международной конференцией по вопросам изменения климата и таяния вечной мерзлоты, проведенной в Якутске 22–24 марта 2023 г., — найти обоснованные, практические решения для адаптации глобальной экономики к таким изменениям. В рамках налоговой политики готовым решением является пакет налоговых льгот, разработанных Минэкономразвития России для участников климатических проектов. Согласно проекту их поддержка должна включать в себя ряд налоговых освобождений (по НДС, налогу на прибыль и НДФЛ). Вместе с тем многообразие налоговых режимов инвестиционного характера, установленных в прежние годы, делает неочевидным введение новых налоговых льгот ввиду предположения об их избыточности. Ведь и те и другие имеют сходство в том, что ориентированы на рост инвестиционной активности в регионе. Исходя из этого, цель статьи заключается в том, чтобы на основе комплексного сравнительного анализа спроектированных льгот и действующих льготных налоговых режимов ответить на вопросы о том, насколько обоснованным было бы решение об очередном расширении перечня налоговых льгот из соображений стимулирования климатических проектов и можно ли использовать имеющиеся стимулы вместо того, чтобы вводить новые. Для обеспечения полноты и практической значимости выводов анализ выполняется в разрезе конкретного субъекта РФ, в качестве которого выбрана Сахалинская область. Среди других российских регионов она выделяется повышенным уровнем получаемой налоговой поддержки, равно как и реализацией пилотного проекта по достижению углеродной нейтральности, и потому является репрезентативной для проверки гипотезы. Гипотеза исследования строится на тезисе о том, что новые налоговые льготы могут усложнить российскую налоговую систему, однако не пересекают сферу применения других режимов, а, наоборот, дополняют ее. Результаты показывают, что климатические проекты, отличаясь по целям и направлениям инвестиций, требуют применения особых подходов в налоговой политике, поскольку, в частности, создают полезный экономический эффект не в виде производства товаров и получения прибыли, а в виде сокращения выбросов парниковых газов и возможностей выхода инвестора на рынок углеродных единиц.
Ключевые слова: выбросы парниковых газов, климатическая политика, налоговая льгота, налоговая политика, налоговый режим, эксперимент, Сахалинская область
JEL: E62, Q54, R11
Для цитирования: Громов В. В. Оценка комплементарности льготных налоговых режимов Сахалинской области // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 3. С. 41–58. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-3-41-58.
© Громов В. В., 2023

Подробнее ...

А. А. Пугачев
Влияние уровня и структуры налогового бремени на неравенство граждан
, с. 59-77
Аннотация
Цель исследования — определение влияния структуры и уровня налогового бремени на неравенство граждан на примере стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Гипотеза исследования — структура и уровень налогового бремени оказывают влияние на неравенство граждан. Тестирование гипотезы проведено с помощью корреляционно-регрессионного анализа зависимости уровня неравенства граждан от структуры налогового бремени посредством ее декомпозиции по отдельным налогам. В качестве показателей неравенства выбраны коэффициент Джини и доля доходов десятой децильной группы. Расчеты проведены с использованием пакета «Анализ данных» в MS Excel для 2000 и 2020 гг. на основе статистических данных Всемирного банка и ОЭСР. Сформированный для исследования Data Set содержит около 1 тыс. показателей. Наиболее тесная связь с неравенством сложилась у доли всех налогов в ВВП: она на 53–74% объясняет динамику уровня неравенства. Тяжесть налогового бремени оказывает более существенное воздействие на неравенство, чем его структура. Сокращение или рост доли налога в структуре налогового бремени характеризует ослабление или усиление влияния этого налога на неравенство. Изменение структуры налогового бремени в странах ОЭСР в 2020 г. по сравнению с 2000 г. способствовало сглаживанию неравенства граждан за счет наращивания доли подоходного налога при сокращении доли косвенных. Зависимость между показателями налогового бремени и неравенством является нелинейной. Она вписывается в концепцию А. Лаффера. Установление вида этой зависимости позволит решить задачи оптимизации структуры налогового бремени в целях сглаживания неравенства.
Ключевые слова: неравенство граждан, подоходный налог, косвенные налоги, коэффициент Джини, доходы десятой децильной группы, страны ОЭСР
JEL: H21, H24
Финансирование: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00365, https://rscf.ru/project/23-28-00365/.
Для цитирования: Пугачев А. А. Влияние уровня и структуры налогового бремени на неравенство граждан // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 3. С. 59–77. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-3-59-77.
© Пугачев А. А., 2023

Подробнее ...

И. Ю. Арлашкин
О возможностях налоговой децентрализации в России
, с. 78-90
Аннотация
В условиях структурной перестройки российской экономики особенно важно обеспечить сбалансированность консолидированных региональных бюджетов, в том числе за счет налоговой децентрализации. В статье представлены результаты моделирования перераспределения налоговых доходов между федеральным и региональным уровнями бюджетной системы, при этом цель моделирования заключалась в поиске таких параметров налоговой децентрализации, при которых не ухудшается горизонтальная сбалансированность консолидированных региональных бюджетов. Научная новизна работы состоит в моделировании влияния налоговой децентрализации на уровень дифференциации региональных налоговых доходов по последним доступным данным налоговой и бюджетной отчетности за 2019–2022 гг. В результате было показано, что увеличение нормативов зачисления поступлений в региональные бюджеты по НДФЛ, отдельным компонентам НДПИ, водному налогу и сборам за пользование объектами водных биологических ресурсов до 100% не приведет к значительному увеличению межрегиональной дифференциации налоговых доходов. Перспективы исследования состоят в учете влияния структурной трансформации экономики на территориальное распределение налоговых баз и уровень налогообложения, а также детализации
расчетов по НДФЛ и НДПИ по мере накопления новых данных.
Ключевые слова: перераспределение доходов, налоговая децентрализация, бюджетный федерализм, региональные бюджеты, сбалансированность бюджетов
JEL: H71, H73, H77
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Арлашкин И. Ю. О возможностях налоговой децентрализации в России  // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 3. С. 78–90.
https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-3-78-90.
© Арлашкин И. Ю., 2023

Подробнее ...

Т. В. Тищенко
Международная практика идентификации налоговых расходов
, с. 91-103
Аннотация
При общепринятом в зарубежных юрисдикциях подходе к налоговым расходам как недополученным доходам бюджета вследствие применения отдельных положений налогового законодательства выявляются значительные межстрановые различия в определении, какие из них могут признаваться отклонениями, а какие являются нормой. Единой позиции, какие подходы к определению налоговых расходов могут быть признаны лучшей практикой, пока не выработано, и тема исследования методов идентификации налоговых расходов остается актуальной. Цель данного исследования — выявление принципов и критериев учета налоговых расходов, его теоретическую основу составляют нормативно-правовые акты и подходы к определению нормативной налоговой структуры. Исследование проведено с использованием эмпирических методов, включая синтез, кейсовый сравнительный анализ. В ходе исследования были классифицированы налоговые льготы и преференции и предложены два метода идентификации налоговых расходов — нормативный и условный. Выявлена определенная взаимосвязь понятий налоговых расходов и методов. Рассмотрена международная практика отнесения преференций к налоговым расходам, что содействует пониманию различий в предлагаемых автором методах идентификации. В заключение сделаны выводы о преимуществах и ограничениях в использовании двух методов признания налоговых расходов.
Ключевые слова: налоговые расходы, налоговые преференции, нормативный и условный методы идентификации
JEL: H24, H87
Финансирование: статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Для цитирования: Тищенко Т. В. Международная практика идентификации налоговых расходов  // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 3. С. 91–103. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-3-91-103.
© Тищенко Т. В., 2023

Подробнее ...

М. Ю. Малкина, Р. В. Балакин
Связь финансового и промышленного стрессов с параметрами денежно-кредитной политики в российской экономике
, с. 104-121
Аннотация
В статье исследуется связь финансового и промышленного стрессов в российской экономике 2006–2019 гг., опосредуемая денежно-кредитной политикой государства. Для построения индексов стресса используется ряд индикаторов финансового рынка и промышленного сектора российской экономики. Агрегирование переменных осуществляется с использованием метода главных компонент. Индексы стресса рассчитываются как скользящая разница между стандартным отклонением и средним значением первой главной компоненты. С помощью графического и корреляционного анализа подтверждается, что во время финансовых кризисов происходит рост промышленного стресса в российской экономике, сопровождаемый увеличением кредитных ставок (в том числе ключевой ставки) и масштабов рефинансирования кредитных организаций Банком России. На основе построения ARDL-моделей получены убедительные доказательства положительного влияния как краткосрочного увеличения ключевой процентной ставки, так и более продолжительного роста масштабов рефинансирования кредитных организаций Банком России на снижение финансового и промышленного стрессов в российской экономике, которое, однако, проявляется в разных временных интервалах. Сделан вывод о том, что для совместного управления промышленным и финансовым стрессами, с учетом их взаимодействия и чувствительности к разным инструментам, требуется поиск оптимального сочетания методов денежно-кредитного регулирования. Полученные результаты могут быть полезными при проведении взвешенной денежно-кредитной политики в периоды финансовой нестабильности.
Ключевые слова: российская экономика, индекс финансового стресса, индекс промышленного стресса, денежно-кредитная политика, ключевая ставка, рефинансирование кредитных организаций Банком России
JEL: G01, C58, E44
Финансирование: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00453, https://rscf.ru/project/23-28-00453/
Для цитирования: Малкина М. Ю., Балакин Р. В. Связь финансового и промышленного стрессов с параметрами денежно-кредитной политики в российской экономике // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 3. С. 104–121. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-3-104-121.
© Малкина М. Ю., Балакин Р. В., 2023

Подробнее ...

З. Х. Срожиддинова
Система государственных финансов: реформа управления, направления совершенствования в Республике Узбекистан
, с. 122-142
Аннотация
Статья посвящена реформе управления государственными финансами в Республике Узбекистан, информативную базу написания которой составили законы, подзаконные акты и большой массив эмпирического информационного материала о системе государственных финансов страны с 1991 г. по настоящее время и ее развитии в соответствии с направлениями и мероприятиями, определенными двумя стратегиями реформы управления государственными финансами Республики Узбекистан (2007 и 2020 гг.). В статье показаны актуальность, цель и задачи реформы, описаны этапы развития системы государственных финансов Узбекистана, достигнутые результаты, проблемы и направления ее дальнейшего совершенствования.
Ключевые слова: государственные финансы, реформа управления государственными финансами, фискальная прозрачность, финансовый контроль, инициативное бюджетирование, махалля, бюджет махалли, среднесрочное планирование, стратегическое планирование
JEL: E6, H6, H7
Для цитирования: Срожиддинова З. Х. Система государственных финансов: реформа управления, направления совершенствования в Республике Узбекистан // Финансовый журнал. 2023. Т. 15. № 3. С. 122–142. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2023-3-122-142.
© Срожиддинова З. Х., 2023

Подробнее ...

Научно-практическое издание

ISSN 2075-1990